Рабочая программа элективного курса по обществознанию Современный мир

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №42» Петропавловск-Камчатского городского округа



«Рассмотрено»
Руководитель ШМО учителей истории и обществознания
МАОУ «СШ № 42» __________ /Вакина М.Ф.
Протокол № 1
от «___» _________2016 года
«Согласовано» Заместитель директора по НМР МАОУ « СШ № 42» __________ /Л.А. Попова/.
«_____» _________2016 года
Утверждена на Экспертном совете от
«_____» _________2016 года
Протокол № 1
директор МАОУ « СШ № 42»
____________________ Медолович Т.В.










Программа элективного курса «Современный мир» для учащихся 9 А,Б,В,Г классов








Составил: учитель истории и обществознания
МАОУ « СШ № 42» Вакина Марина Федоровна








г. Петропавловск-Камчатский
2016
Пояснительная записка.

Настоящая программа элективного курса по обществознанию для 9х классов составлена на основе следующих документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089.
Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Минобразования РФ от 09. 03. 2004 г № 1312.
Учебный план МАОУ "СШ № 42»" на 2016-2017 учебный год.
Инновационный общешкольный проект МАОУ "СШ № 42 «Модель образовательной системы школы, обеспечивающей современное качество образования» (краевая инновационная площадка)

Современный мир переживает период перехода от индустриального к информационному обществу. Процессы глобализации и информатизации необратимым образом меняют существующие общественные отношения во всех сферах  политической, правовой, экономической, семейной, бытовой, социальной, культурной и др. Наша страна не может оставаться в стороне от происходящих событий. Российское общество переживает сложный период становления новой системы ценностей, утверждения новых приоритетов в государственной политике и общественной деятельности, формирования основ правового государства и гражданского общества. Российским гражданам предстоит осознанно определиться в обществе, в своем отношении к государству, осмыслить, что только свободный и независимый человек, осознающий свою ответственность за совершаемые поступки, носитель современной системы знаний, принимающий ценности и принципы демократии, может стать истинным гражданином современной России.
      Курс по обществознанию «Современный мир» вводит школьника в сложный мир общественных отношений, дает возможность поразмышлять о самом себе и своем месте в окружающем мире, показывает механизм взаимоотношений между разными государствами в условиях глобализации. Молодые граждане России не только знакомятся с накопленным мировым и отечественным опытом в области различных общественных наук, но и активно включаются в обсуждение, приобретают навыки получения и анализа информации из разных источников, применения полученных на занятиях знаний в рамках социальных проектов или при подготовке творческих работ, при создании школьных правил и конституций, в организации школьных советов и других молодежных объединений.
 Актуальность предлагаемого курса «Современный мир» в связи с происходящими в обществе коренными изменениями чрезвычайно велика.
      Во-первых, информационное общество вносит значительные изменения в социальную структуру и существующие механизмы принятия решений на всех уровнях. Появляются новые общественные группы, смещаются акценты властных отношений, изменяется картина геополитических отношений между странами. Поэтому без серьезного анализа структуры информационного общества и происходящих в нем процессов невозможно представить свое место в этом обществе и быть активным гражданином.       Во-вторых, все большее значение в современном глобальном мире приобретает роль консолидации граждан одной страны. Особенно это актуально для стран, имеющих в своем составе много различных народов и конфессий. К ним относится и Российская Федерация.
      В-третьих, с разрушением системы коммунистического воспитания нарушилась связь между учебной и воспитательной работой. Предложенная программа дает возможность совместить обучение, приобретение знаний с развитием навыков участия в общественно значимых делах, в первую очередь через привлечение школьников к социальному проектированию, предоставление им возможностей для социальной практики.       В-четвертых, явно недостаточное внимание в сложившейся системе обществоведческого образования уделяется межпредметным и межкурсовым связям, нарушается логика преподавания по классам, нет корреляции учебных программ и курсов. Этот курс носит интегративный, обобщающий характер, что способствует созданию условий для формирования системных знаний учащихся, развития определенных навыков и умений, приобщения к гуманистическим ценностям.       В-пятых, в обществоведческих курсах и программах все еще слишком мало внимания уделяется темам патриотизма и гражданственности в их соединении с общепризнанными демократическими нормами гражданского образования. В предлагаемом курсе делается попытка рассмотреть патриотизм и гражданственность в тесной связи с реалиями современного мира, увидеть их потенциал в условиях глобализации и условности территориальных границ государств, взаимовлияния различных культур и т.д.       Таким образом, представляется очень актуальным в различных аспектах (политическом, идеологическом, социальном, учебно-методическом, воспитательном и т. д.) данный элективный курс, построенный на осмыслении происходящих общественно-политических процессов в мире в условиях глобализации и места России в мировой системе взаимоотношений. В связи с этим можно говорить о новизне предлагаемого курса.
      Новизна курса «Современный мир» состоит в следующем:        курс основан на принципе неотделимости знаний от практических навыков гражданского участия, от решения назревших общественных проблем;        акцент переносится с провозглашения определенных истин, которые необходимо запомнить подросткам, на обсуждение проблем, дискуссии, основанные на анализе разных мнений и позиций, поиск дополнительной информации для выработки собственного взгляда;        рассматриваются процессы и механизмы функционирования информационного общества, являющиеся важнейшей составляющей для понимания глобализации и тенденций происходящих общественных изменений;        вводятся новые понятия, классификации и теории (виды политической культуры, теория современной экономики, новый подход к терминам «нация», «гражданское общество», «новая концепция демократии»), а ряд понятий приобретает новое наполнение с учетом реалий современного мира;        глобализация понимается как закономерный процесс, который происходит в современном мире, реально существующее общественное явление;        рассматриваются общественные явления с точки зрения национального интереса, осмысляется роль России в мировых процессах, объясняются ее политические, социальные, экономические и другие приоритеты;        используются материалы социального прогнозирования для организации обсуждений в ходе учебного процесса;        содержание курса предполагает интеграцию общечеловеческих ценностей и российской специфики их воплощения;
      Цели и задачи курса.
 Общей целью нового подхода к преподаванию обществознания является создание максимально благоприятных условий для развития свободной, мыслящей, информированной и осознающей ответственность за совершенные поступки личности.
      Исходя из поставленной цели, целевых установок и ценностных ориентаций выдвигаются следующие образовательные задачи преподавания курса «Глобализация современного мира»:        принятие учащимися в качестве ориентиров демократических общечеловеческих ценностей (уважение прав человека и его фундаментальных свобод, толерантность, стремление к мирному решению конфликтов, готовность к компромиссам и поиску согласия, патриотизм и гражданственность, уважение традиций предков и культуры других народов мира, ответственность за собственные решения);        раскрытие закономерностей в общественной жизни в условиях глобализации, преодоление отрывочного характера получаемых знаний, их систематизация и осмысление с учетом современных требований и научных достижений;        изучение своеобразия общественной жизни России на примерах истории и современности в сравнительном анализе с другими странами мира;        создание условий для раскрытия творческих способностей учащихся, развитие навыков аналитического мышления и умения делать осознанный выбор, развитие нестандартности мышления и креативности;        моделирование актуальных и практически значимых для школьников ситуаций, разрешение которых помогает занять ту или иную позицию в реальной жизни, соединение теоретических знаний с практической деятельностью и воспитательным компонентом;        понимание школьниками ценности образования в современном мире и активизация стремления к самообразованию, преодоление разрыва между обучением и воспитанием в школе;        выработка активного отношения подростков к жизни и окружающему миру, рост интереса к общественной и политической жизни;        передача социальных ценностей, способствующих преемственности сложившихся социальных устоев и общественной стабильности;        создание атмосферы диалога и сотрудничества всех участников учебного процесса, отказ от давления и морализаторского подхода в преподавании;        переход от доминирования пассивной стратегии преподавания к органичному включению активных и интерактивных подходов;        преодоление раздробленности и узкой специализации учебных курсов, связанных с обществоведческим образованием и гражданским воспитанием, достижение приобретения школьниками целостной картины мира.

Описание места курса в образовательном процессе.

Реализация рабочей программы элективного курса «Современный мир» рассчитан на 17 часов, из расчета 0,5 учебных часов в неделю.
    3.  Ожидаемые результаты.

 С задачами тесно связаны ожидаемые результаты. Предполагается, что после изучения курса «Современный мир» учащиеся смогут:        освоить разные социальные роли, в том числе и с учетом реалий современного информационного общества;        занимать активную гражданскую позицию;        участвовать в реализации социальных проектов;        использовать различные источники информации при обсуждении проблем общественной жизни;        овладеть правилами общественной полемики, цивилизованного диалога в обществе;        противостоять манипулированию и рационально обосновывать свою точку зрения;        понимать роль и место России в современном мире, геополитические перспективы развития страны;        формулировать вызовы и риски современного развития, предполагать адекватные ответы;        знать и использовать правовые механизмы защиты собственных интересов, прав и свобод.

4.Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения элективного предмета ученик должен знать/понимать: социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений; закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы; основные социальные институты и процессы; различные подходы к исследованию проблем человека и общества; особенности различных общественных наук, основные пути и способы социального и гуманитарного познания.
Уметь: характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы; проблемы человека в современном обществе; осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических); анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); переводить ее из одной знаковой системы в другую; сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы; объяснять: внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека); раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;
формулировать на основе приобретенных социально- гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам; оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук; подготовить аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное выступление; осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике; применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: эффективного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с социальными институтами; ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; выработки собственной гражданской позиции, оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации; самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; нравственной оценки социального поведения людей; предвидения возможных последствий определенных социальных действий субъектов общественных отношений; ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования; осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Календарно-тематическое планирование элективного курса «Современный мир», 9 класс


Тема урока
Кол-во час
Дата
(план)
Дата
(факт)
Примечание

1
Введение. Цели и задачи курса. Мир в современную эпоху.
1




2
Особенности человека. Происхождение человека.
1




3
Направление и характер развития человечества  этапы эволюции человеческих обществ.
1




4
Традиционные (аграрные), индустриальные и постиндустриальные (информационные) общества. Основные характеристики обществ разного типа.
1




5
Сознание и отношение к миру.
1




6
Общественное сознание и типы обществ.
1




7
Единство человечества. Теории общественного развития: русский путь.
1




8
Российский опыт универсального взгляда на развитие общества. Роль религии в общественном развитии.
1




9
Проект построения коммунизма XX века. Большевизм и мировая революция.
1




10
Лидерство в глобальном мире. Индийский путь к объединенному человечеству. М.Ганди.
1




11
Китайская традиция. Роль конфуцианства и даосизма. Достижения китайской цивилизации.
1




12
Великие географические открытия и изменения миропонимания европейцев.
1




13
Общее и различия теорий общественного развития. Универсализм в российской, индийской, китайской и западноевропейской традициях.
1




14
Культура: понятие, многообразие, формы.
1




15
Государство и политическая культура.
1




16
Религии в культурах мира.
1




17
Распространение языков в мире и языковая политика.
1





Всего:
35






Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Компьютер;
Проектор + экран;
Документ-камера;
Учебные диски по данному материалу;
Комплект презентаций к урокам по данному материалу;
Интернет-ресурсы (фильмы, документы, онлайн- тесты и т.д).

Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 7 Заголовок 8 Заголовок 915