Работа с родителями. Казачий костюм.

Приложение № 8


Задачи:
Познакомить с культурными традициями казаков
Знакомство с национальным костюмом казаков. Рассказать о традициях создания казачьего костюма, разновидностями украшающих его предметов;
Вызвать желание у детей и взрослых участвовать в создании эскизов костюма куклы – казака;
Изготовление казачьего костюма кукле – казаку.

Родина - это все: и прежде всего язык,
природа, древняя история своей страны, ее
праздники, народные песни и сказания,
память о предках и уважение к родителям,
а, главное – труд, творческий, созидательный
труд, труд во имя своей страны, своего народа».

Виктор Астахов.
История казачьего костюма XVI-XX вв.
Возрождение казачества - свершившийся факт. Процесс, начавшийся более 20 лет назад, дал первые ощутимые плоды.
Процесс возрождения идет трудно. В пору своего расцвета, к началу ХХ века, казаки представляли собой сложное явление. Это было зафиксированное Сводом Законов сословие, но одновременно это был и род войск, и огромная самоуправляющаяся община, и отдельная социальная группа, отличающаяся особым ведением хозяйства. Старейшие казачьи сообщества приобрели черты отдельных самостоятельных народов, справедливо считали себя особым народом, и современники тоже, кстати сказать, так считали.
Мы должны знать свои корни. А изучение истории надо начинать со знакомства малой родины, того места, где родились, жили и умирали предки, где живут потомки. И лучше всего начать знакомство с изучения обычаев, обрядов и одежды наших предков. Национальная одежда казаков является частью национальной культуры, которая самобытна, неповторима, уникальна.
«Казаки – это Русь, что не ведает память,
Слава, Боже тебе, что мы есть казаки!»
Одежда казаков XVI века.
Основным занятием казаков, живших в XVI столетии, были многочисленные походы. Это и объясняет своеобразие их одежды. Отправляясь в походы, казаки одевались в «ветошь», т.е. ветхое платье. Г. де Боплан, автор XVI в., пишет о казаках: «Одежду их составляют две перемены белья, сорочек и шаровар, плохой кафтан и шапка».
Казачья одежда XVII -XVIII вв.
Особенности жизни донских казаков отразились на их одежде, в которой органично слились черты, характерные для многих народов. Своеобразный облик донской казачьей одежды складывался веками.
В конце XVII-начале XVIII века сложился традиционный тип мужской казачьей одежды, обязательным элементом которой был зипун, который представлявший собой распашную верхнюю одежду без ворота. Зипун был настолько обязательным элементом одежды, что походы за добычей назывались «походами за зипунами».
С зипунами носили кафтаны, рубахи, шаровары, сапоги, высокие шапки, называвшиеся трухменками.
В конце XVII-начале XVIII века, когда прекратились походы за зипунами, закрылся для них основной источник поступления одежды. И вот тогда всё больше стало появляться покупных тканей из России и других стран. Это были двусторонние пояса, ткавшиеся из шёлковых, золотых и серебряных нитей с красивым растительным орнаментом. По богатству выделки и красоте они не уступали восточным поясам.
Военная одежда.
Об одежде того времени - мужской и женской - мы знаем благодаря А.И. Ригелъману. «Для мужчин - это кафтан, полукафтан или бешмет. Широкие штаны заправляли в короткие сапоги. Кафтаны подпоясывают кушаками (ткани используют парчовые, шторные, суконные), волосы подстригают «вокруг», ходят с бородами или, сбривая, оставляют усы». И.И. Георги добавляет к этому, что шапки казаки носят с крупными из овчинок высокими околышами. Он отмечает и отличия в одежде рядовых казаков и старшины. Рядовые подпоясываются сабельным опоясьем или же поясом камлотовым и других материй, старшины имеют шелковые персидские и польские пояса. Рядовые казаки носят красные шаровары, а полусапоги черного сафьяна или простой кожи; старшина - цветные сапоги (красные, желтые) и шаровары под цвет.
Женский костюм.
Основным видом платья был кубелек. Лиф плотно облегал тело и застегивался серебряными или позолоченными пуговицами (параллельно располагался и ряд декоративных). Пояс, надеваемый выше талии, украшался серебряными и золотыми бляшками (на каждой было какое-либо изображение или орнамент). Расширяющиеся полы запахивали, под кубелек надевали длинную шелковую рубаху с длинными рукавами. Казачки увлекались украшениями и носили, кроме упомянутых чикиликов, жемчужные ожерелья, серьги, подвески, на запястьях браслеты (бизилики), перстни. На ногах у них были «чулочки или ичеги, кожаные желтые и туфли или башмаки красные, золотом шитые».
В зимнее время костюм дополнялся шапкой (у богатых собольей) и шубой (крытой материалом и мехом внутрь). У верховых казачек, особенно бедных, одежда была такая же, как у женщин южнорусских селений. Девушки одевались почти так же, как женщины; вместо рогатого головного убора носили повязку (челаучь) с чикиликами. Девичий головной убор: чаще всего лента, украшенная бисерной поднизью, жемчугом, бисером, вышивкой, повязывалась вокруг головы. И девушки, и женщины ходили в портках. Традиционная женская одежда сохранялась дольше, чем мужская. Для казаков, людей военных, одеждой служила форма, которая постоянно видоизменялась.
Одежда казаков XIX века.
В моду вошли пиджаки, брюки, жилеты, костюмы тройки, пальто. Это встречало в более консервативной казачьей среде сопротивление, о чем свидетельствует презрительная кличка франта - «пиджачник». Несмотря на универсальность одежды, казаки сохраняли индивидуальность в способе ношения. Рубахи заправлялись в штаны, те, в свою очередь, в высокие носки из белой овечьей шерсти; на голове красовалась, фуражка, а в зимнее время папаха набекрень. Верхней одеждой служил овчинный тулуп; в ветреную погоду надевали башлык (съемный капюшон с длинными концами) или зипун.

Военная форма принципиально изменилась в 1835 г., когда были введены серые суконные шинели со стоячим воротом, синие фуражки с красным околышем. В течение века происходит ряд упрощений и нововведений в одежде казака. Накануне реформы ХХ в. они носили длинный темно-синий мундир с разрезом сзади (для удобства посадки в седле), застегивавшийся на крючки. Обшлага и воротник-стойка имели красную окантовку. Темно-синие шаровары с красным кантом заправлялись в сапоги. Летом вместо мундира носили легкую гимнастерку защитного цвета. В 1862 г. в качестве форменного головного убора для частей донского и кавказского казачества вводится башлык. Женская одежда испытала заметное влияние европейской моды. Основным комплексом повсеместно становятся юбка с кофтой. Костюм шили из ткани одного цвета (парочка) или разного цвета и текстуры. Блузы украшались кружевом, кокеткой из контрастной шелковой ткани или гипюра, расшивались стеклярусом, блестками. Некоторые имели сложные застежки (боковые и плечевые), пуговицы тоже служили украшением. На юбки нашивали бархатные или шелковые ленты, отделывали их оборками. Под юбку надевалась одна или несколько нижних юбок, которые шили из зона (коленкора - хлопчатобумажной ткани). В XIX веке в некоторых станицах носили сукман – разновидность сарафана, с узкими рукавами. Это была накладная одежда, чаще всего синего или чёрного цвета, а реже из некрашеной шерстяной ткани. Шили его из четырёх полотнищ ткани. Прямой разрез шеи обшивался широкой шёлковой лентой и застёгивался на пуговицу. Подол также украшался широкой лентой и самодельной узкой красной тесьмой.
Одежда казаков XX века.
К началу XX века преобладающим стал комплект женской одежды с юбкой и кофтой.
Длинные, очень широкие юбки шили из холста летом и из сукна зимой. На праздничные юбки использовалась покупная ткань: ситец,сатин, батист, кашемир. Праздничную юбку украшали пуговицами, бисером, лентами, кружевами. Чтобы юбка была пышнее, под неё надевали несколько нижних юбок, иногда по четыре – пять. Их шили из миткаля, ситца, но предпочтительнее – из зона (коленкора). Такую юбку называли зоновкой.
Кофта или блузка, шилась из того же материала что и юбка. Покрой её был довольно сложный. Застёжки на мелких пуговицах шла сбоку, по пройме и по плечу. Небольшой стоячий воротник также застёгивался сбоку, длинный рукав, широкий до локтя, суживался к кисти. Кружева и прошивки, которые казачки называли батистовками, украшали кофту. В начале XX века в моду вошла кофта под названием матене. Она была по длине немного ниже талии, свободного покроя, с застёжкой спереди и воротником – стоечкой. Матене украшались кружевом и оборками. Молодые казачки любили носить кофточки до бёдер, плотно облегающие фигуру и с небольшой баской. Такие кофточки с длинными рукавами и стоечкой застёгивались спереди густопосаженными мелкими пуговичками. Назывались они кираса, или кирас. Ходили женщины и в широких летних кофточках с вышивками – разлетайках, и в ситцевых летних кофточках с отложным воротником - матросках. Отложной воротник назывался капишоном, а стоечка - ожерелком.
С будничным и праздничным костюмом носили фартук, называвшийся запоном, завеской, занавеской. Будничный фартук шился из холста, а праздничный – из дорогой ткани и украшался кружевами, лентами , прошвами.
На полевых работах женщины могли быть в рубахах и юбках, а девушки – в рубахах и широких фартуках. Часто в юбках и фартуках карманов не было. Специально сшитый из ткани карман (ладанка, чемезин, зеп) носили на поясе. Кожаный кошелёк (букчушку) тоже привязывали к поясу.
Элементы казачьего костюма в современной одежды.
Традиционная казачья одежда быта вытеснена из быта и постепенно утрачена, но этнографам еще удается привозить из экспедиций достаточно редкие образцы убранства начала ХХ века. Они становятся экспонатами многочисленных городских и сельских музеев. По старинным образцам, но из современных, часто дешевых синтетических тканей, шьются сценические костюмы для сельских фольклорных коллективов. Поэтому военная форма и женская «парочка» (костюм из длинной юбки с кофтой) стали принадлежностью сцены или праздника.
Некоторые элементы кроя и отделки женского казачьего костюма по сей день используются в современной одежде.
Также сохранились отдельные детали гардероба казачьего костюма, которые используются в быту и в наши дни. Женщины во время работы по дому в разных районах Дона по-своему повязывают платки; мужчины зимой ходят в тулупах, белых шерстяных носках, в которые заправляют брюки. Легкую обувь, по-прежнему, в некоторых местах донского края называют «чириками».
Свою историю нельзя забывать! Поэтому в совместной деятельностью с родителями и детьми решили свои знания и умения воплотить в реальность и изготовила куклы в казачьем костюме своими руками.
Женский казачий костюм XX века.
Создание костюма играло большую воспитательную роль. Он помогал родителям не только передать ребенку какие-то практические навыки, но и воспитывать в нем сферы долга, любви и интереса. Содержанием сферы долга является ответственность взрослых и детей за характер жизни и нормальное функционирование семьи. Сознание и чувство долга требуют от всех членов семьи проявления стремления лучше работать и учиться, активно действовать в общественной жизни, заботливо, сдержанно и бережно относиться друг к другу. Долг обязывает к выполнению всех бытовых, трудовых дел, к овладению художественной культурой, к здоровому отдыху... Общий семейный интерес объединяет и сплачивает родителей и детей в дружный коллектив на основе совместной увлекательной деятельности.
Думаю, что в настоящее время изучение казачьего костюма помогает проявить интерес у детей к истории казачества, рукоделию, привить любовь к Родине и ее истории.










13PAGE 15


13PAGE 14415




Казачество 034Совместная работа родителей и детей
по созданию традиционного казачьего костюмаArial Black Заголовок 115