Урок Победы, посвященный учёным — химикам, внесшим свой вклад в Победу в Великой Отечественной войне

Химия
Урок Победы
по теме «Вечной памятью живы»

Данный урок разработан для старшеклассников и посвящён празднованию 60 – летия Победы в Великой Отечественной войне.
Цель урока:
Раскрыть вклад химической науки и промышленности в повышение обороноспособности нашей страны в годы Великой Отечественной войны
Показать личный вклад отдельных ученых, инженеров в победу;
На примере генерала Карбышева показать героизм и патриотизм советских людей в годы Великой Отечественной войны;
Воспитать чувство благодарности к поколению фронтовых лет, патриотизм и гордость за героическое прошлое нашей страны
Программно – методическое обеспечение:
Фонограммы музыкальных записей;
Фотографии военных лет (фотомонтаж)
Страницы Памяти
Мультимедийные фрагменты «Всё для фронта, всё для победы»
Аллея Славы (фотографии из семейного архива)

Девиз урока: «Нам не дано забыть!»

Эпиграф урока
Пусть всех имён не назову,
Нет кровнее родни,
Не потому ли я живу,
Что умерли они?

Степан Щипачёв
Страницы урока:
Память (вступление)
Всё для фронта, всё для победы
Вечной памятью живы
Нам не дано забыть
(каждая страница оформлена на ватманском листе, эскизы оформления прилагаются)

Звучит первый куплет песни «Поклонимся великим тем годам», на фоне которой демонстрируются кадры военной хроники





























Страница 1 Память
Звучит музыка М. Таривердиева «Память»( на её фоне чтец читает стихотворение)
Чтец 1.
Я зарастаю памятью,
Как лесом зарастает пустошь
И птицы - память по утрам поют.
И ветер - память по ночам гудит.
Деревья – память целый день лепечут

Но в памяти моей такая скрыта мощь,
Что возвращает образы и множит
Шумит, не умолкая память – дождь,
И память - снег летит и пасть не может
(Д. Самойлов «Я зарастаю памятью»)






Учитель:
Течёт река времени. Минуло уже более 60 лет с того незабываемого и страшного дня, когда настежь распахнулись огромные, от Баренцева до Чёрного моря, двери войны. Много воды унесла река времени с тех пор. Отгремели победные залпы мая 1945 –ого. Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожжённых городов и деревень, выросли новые поколения.
Но в памяти человеческой 22 июня 1941 года осталась не просто как роковая дата, но и как рубеж, начало отсчёта долгих 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны нашего народа.
(Звучит 1 куплет песни «Вставай, страна огромная»)
В далёкое прошлое уходят суровые годы Великой Отечественной войны, наполненные горем и страданием миллионов людей. В наши дни часто можно слышать вопрос: «Зачем снова говорить о войне, после которой прошло более полувека?» Но вправе ли мы забывать о уроках войны, забывать о тех, кто погиб или был изувечен, защищая Родину, пропал без вести в страшных пучинах войны. Вправе ли мы забывать горе тех, кто потерял отца, мужа, сына, мужа, дочь, мать? Того, кто не щадя своей жизни, здоровья боролся за наше сегодняшнее завтра?
Рабочий, инженер, колхозник, учитель, врач, шахтёр, писатель, поэт, художник, учёный – все встали в один ряд защитников Отечества.
Давайте сегодня поговорим об одних из тех, кто внёс свой вклад в общее дело Победы. Это химики - учёные, инженеры, военнослужащие инженерно – сапёрных войск, те, кто «приближали День Победы как могли»
Учитель сообщает девиз и эпиграф к уроку
Чтец 2.
Для вас, кто не знает, что такое война.
Для вас, наследников героического прошлого нашей страны.
Смотрите и слушайте,
С вами говорит ИСТОРИЯ!
Учитель
Я приглашаю вас перелистать страницы Истории, в которые вписаны героические имена и подвиги советских ученых, инженеров химиков, простых тружеников химических предприятий, воинов инженерно – сапёрных войск.

Страница 2. Всё для фронта, всё для победы.
1 ученик
К началу Великой Отечественной войны химическая промышленность СССР по уровню мирового производства вышла на одно из первых мест в мире. К началу войны в стране было построено 76 химических комбинатов и заводов. Осуществлялись коренное техническое перевооружение старых и создание новых подотраслей химической промышленности. В первые месяцы войны была проведена перестройка работы химической отрасли на выпуск военной продукции. В годы Великой Отечественной войны предприятия химической промышленности полностью удовлетворяли потребности фронта и оборонной промышленности в кислотах, щелочах и других химикатах. В короткий срок было создано производство новых видов военной продукции: химических добавок для изготовления сильных взрывчатых веществ, органического стекла и прозрачной брони для авиационной и танковой промышленности, средства регенерации воздуха для подводных лодок, средства задымления, противотанковых зажигательных смесей и другое.
2 ученик
В связи с быстрым продвижение нацистов в глубь страны, в первые месяцы была организована эвакуация химических предприятий из центра страны за Урал.
В 1941 –1942 годах из прифронтовых в восточные районы было эвакуировано 34 завода. В короткие сроки восстановлена их работа. И уже в 1942 году выпуск кислот и щелочей был на 40% больше, чем на всей территории страны до войны. Кроме того, в годы войны в восточных районах были построены десятки новых заводов по выпуску серной кислоты, анилиновых красителей, пластмасс, лакокрасок, шин. Увеличены мощности действующих предприятий и организованы новые производства на площадях других отраслей промышленности. Всё это позволило до необычайно высоких объемов довести выпуск различных видов химической промышленности, использующихся для нужд фронта.
Таблица 1. Производство основных видов химической продукции (тысяч тонн)


1940 год
1942 год
1943 год
1944 год
1945 год

Серная кислота
1587
646
766
893
781

Аммиак синтетический
338
167
245
290
275

Сода каустическая
175
77
97
112
118

Сода кальцинированная
509
59
100
150
224

Минеральные удобрения
756
90
130
185
253

Синтетический каучук
100
22
15
35
46

Синтетические красители
34,3
6,5
9,9
13,5
15



3 ученик
За этими цифрами кроется титаническая работа инженеров- химиков, которые в короткие сроки изобретали и получали новые химические составы для нужд фронта.
Вспомним начало войны 1941 год Немецкие танки рвутся к Москве. Советская армия буквально грудью сдерживает врага. Не хватает обмундирования, продовольствия, боеприпасов, но самое главное не хватает противотанковых средств. В этот критический период на помощь приходят химики. В два дня на одном из военных заводов налажен выпуск бутылок КС (Качугина – Солодовникова) или просто бутылок с зажигательной смесью. Это незамысловатое химическое устройство уничтожает немецкую технику не только в начале войны, но и битвах под Сталинградом, на Курской дуге, в 1944 - при освобождении Европы, в 1945 – при взятии Берлина.
Что представляют собой эти бутылки?
К обыкновенной стеклянной бутылке прикреплялись резиновые капсулы, содержащие серную кислоту, бертолетову соль и сахарную пудру. В бутылки заливали бензин, керосин, лигроин или масло. Как только такая бутылка при ударе о броню разбивалось, компоненты запала вступали в химическую реакцию, происходила сильная вспышка, и горючее воспламенялось.
4 ученик
Большую роль, особенно в партизанском движении, сыграли зажигательные смеси. Начинкой для них были порошки алюминия, магния и оксида железа (III). Детонатором служила гремучая ртуть. Иногда в состав зажигательных смесей добавляли немного битума или нефти. При ударе ёмкости с зажигательной смесью срабатывал детонатор, воспламеняющий основной горючий состав, который быстро возгорался до очень высоких температур, м всё вокруг начинало гореть.
Химики поставляли для фронта и составы для дымовых завес, предназначенных как для маскировки, так и для защиты от наводчиков. Дымовые составы представляли собой комплекс окислителей (чаще всего бертолетова соль или нитрат калия), горючие компоненты – древесная пыль (стружка), древесный уголь и непосредственно дымообразователи – хлорид аммония, нафталин. Углерод, входящий в состав дымовых смесей, придавал им серый цвет.
Кроме того, использовались и другие наполнители – дымообразователи. Это хлориды титана, олова и кремния.
Широко использовались сигнальные составы – это мини ракеты с дымовым и цветным наполнителями.
В годы войны в огромном количестве были получены взрывчатые вещества, в том числе и нового поколения органической и неорганической природы.
Тысячи работников химической промышленности – рабочих, инженеров, учёных за самоотверженный труд в годы войны награждены орденами и медалями, многие удостоены званий Героя Социалистического труда, лауреата Государственной премии СССР.
5 ученик.
В годы Великой отечественной войны в танковых дивизиях и бригадах создавались огнемётные химические батальоны и роты, предназначенные для огнеметания и постановки маскирующих дымовых завес. На флотах и военно – морских базах были созданы дивизиона противохимической атаки и дымовой маскировки. Химические войска вели разведку в целях вскрытия подго
·товки противником к химическому нападению, уничтожали живую силу противника и технику огнемётными составами, осуществляли маскировку объектов тыла и своих войск дымовыми завесами.
За боевые заслуги 25 батальонов фугасных огнемётов, 17 батальонов и 13 рот ранцевых огнемётов, 18 батальонов защиты были награждены орденами, 40 частей химических войск удостоены почётных наименований, тысячи воинов награждены орденами и медалями, 28 присвоено звание Героя Советского Союза.
(звучит музыкальная заставка песни Д. Тухманова «День Победы»



Страница 3. Вечной памятью живы

Учитель
Суровые будни войны! Сколько самоотверженности, стойкости, повседневного труда и героизма стоит за словом «Победа». Как хорошо, что человек наделён памятью

Чтец
С чего начинается память – с берёз?
С речного песочка?
С дождя на дороге?
А если с убийства!
А если со слёз!
А если с воздушной тревоги!
Учитель
Сегодня у нас ещё одна возможность назвать имена тех, кто «приближали День Победы как могли». Вспомним имена учёных, чьи работы, открытия внесли огромный вклад в повышение обороноспособности нашей страны.
Ученики
Зинаида Виссарионовна Ермольева – выдающийся учёный биохимик, микробиолог – в 1942 году впервые из отечественного сырья получила пенициллин, спасшего сотни тысяч жизней советских солдат;
Николай Николаевич Семёнов – создавший теории теплового взрыва и цепных реакций, которые легли в основу разработки ядерного вооружения
Александр Николаевич Несмеянов – применил диазометод для получения органических соединений олова, свинца, сурьмы и других металлов, которые нашли широкое применение в военном деле
Михаил Исаакович Тёмкин - разработавший теорию равновесий и кинетических процессов на неоднородных поверхностях катализатора, которая с успехом применялась на химических производствах как в годы войны, так и в последующие годы
Cемён Исаакович Вольфкович – разработал специальные растворы солей фосфорной кислоты для борьбы с многочисленными поажарми от сброшенных вражеских снярядов и зажигательных бомб
Качугин – Солодовников – инженеры химики – создатели бутылок с зажигательной смесью, с помощью которых и партизанские и регулярные войска поджигали немецкие танки
Иван Лювигович Кнунянц – разработал надёжное средство индивидуальной защиты от отравляющих веществ
Николай Николаевич Мельников – разработал специальный антисептик для пропитки деревянных конструкций самолётов, которые выпускались с первые годы войны
Александр Наумович Фрумкин – разработал электрохимические взрыватели, широко применяемых на фронтах и в тылу врага, каталитические обогреватели для запуска танковых моторов, новые жаро – и морозоустойчивые гальванические элементы
Сергей Сергеевич Наметкин - разработал специальные добавки, задерживающие нагарообразование в деталях двигателей внутреннего сгорания, повышая при этом КПД двигателя, его надёжность в разных условиях: как при высоких, так и при очень низких темапературах.

Учитель
А сколько ещё безызвестных имён инженеров, учёных, солдат химических и инженерно - сапёрных войск?
Но одно из них заставляет нас низко склонить головы перед мужеством, стойкостью и преданностью Родине.
Имя это Дмитрий Михайлович Карбышев – генерал – лейтенант инженерных войск, Герой Советского Союза.
Ученик
Скорбная, горькая известность выпала на долю маленького австрийского городка Маутхаузен. Такая же известность, как у Майданека, Бухенвальда и Освецима
(музыкальная заставка песни «Люди мира на минуту встаньте»)
Отсюда не вернулись122677 узников. Среди них 32180 советских военнопленных и мирных граждан – казнённых, замученных пытками и истязаниями, заживо сожжённых. В памяти грядущих поколений Маутхаузен навсегда останется заклеймённым, как место чудовищных злодеяний. Но тот же Маутхаузен всегда был и будет немеркнущим символом безграничного мужества и героизма.
Перед окованными железом воротами Маутхаузена возвышается монумент.
Из крупного массива благородного белого мрамора, точно из ледяной глыбы, вырастает исполинская фигура воина. Он стоит, могучий и сильный, полный веры в правоту и торжество того дела, за которое сражался. На тёмной широкой гранитной плите пьедестала высечена надпись на двух языках – русском и немецком:
«Дмитрию Карбышеву. Учёному. Воину. Коммунисту.
Жизнь и смерть его были подвигом во имя жизни»
Генерал инженерных дел Дмитрий Михайлович Карбышев при форсировании Днепра получил тяжёлое ранение и был захвачен в плен. Карбышев был ценной находкой для врага. Его вылечили, отвезли в ставку Гитлера и предложили высокий пост в немецких войсках. Но, верный сын своей Родины, Карбышев отказался служить нацистам. Взбешенные от бессильной ярости палачи бросили отважного патриота в самый страшный лагерь – лагерь смерти Маутхаузен. Но и там генерал не сдался. Он возглавил движение сопротивления, поддерживал истощённых и павших духом узников, от лица тысяч предъявлял требования палачам. В феврале 1945 года фашисты поняли, что война окончательно проиграна. В бессильной злобе они решили расправиться с непокорённым генералом.
Его и ещё 700 узников раздетых донага, палачи выстроили у «стены стонов» в самом отдалённом месте лагеря. Неподвижно стояли они прикованные три дня на трескучем морозе, и каждые три часа их поливали ледяной водой из шлангов. Трудно представить пытку более жестокую, смерть более лютую. День за днём, час за часом ледяная корка сковывала тела, заживо превращая людей в глыбу льда. Так погиб Дмитрий Михайлович Карбышев. За стойкость и мужество, проявленные в борьбе с фашизмом, генерал инженерных войск был удостоен посмертно звания Героя Советского Союза
(звучит скорбная музыка)
4 страница Нам не дано забыть
Чтец
Вечная слава героям, павшим за нашу Родину!
Всех, за Отчизну жизнь отдавших,
Всех, не вернувшихся домой,
Всех воевавших и страдавших
Минутой обниму одной.
Пусть всё замрёт в минуту эту,
Пусть даже время промолчит,
Мы помним ВАС, отцы и деды, Россия, Родина ВАС чтит!
(объявляется минута молчания)
Учитель
Память! Время не властно над ней. И сколько бы лет и десятилетий не прошло, люди Земли снова и снова будут возвращаться к нашей Победе, ознаменовавшей торжество разума над безумием, жизни над смертью, гуманности над варварством. И я хочу, чтобы вы всегда задумывались над вопросом:
«Не потому ли я живу,
что умерли они?»
Показываются кадры военной хроники и отрывки из художественного фильма «Офицеры»
Объявляется окончание урока
(звучит музыкальная заставка песни «День Победы»)





Приложение к уроку:
Фотографии:
Николай Николаевич Семёнов
Александр Николаевич Несмеянов
Михаил Исаакович
Симон Залманович Рогинский
Зинаида Виссарионовна Ермольева
Дмитрий Михайлович Карбышев

Оформление страниц урока

1 страница 2 страница

тема








3 страница 4 страница










13PAGE 15


13PAGE 14915



Наш урок посвящён памяти Великой Отечественной войне.
Эта война, по замыслам Гитлера, должна была стать «блицкригом» - молниеносной войной. Фашистские войска, победоносно и страшно прошедшие по Европе, были уверены в лёгкой и быстрой победе на востоке.
Не по статьям и книгам, а из рассказов людей, прошедших эту войну, люди старшего поколения знают, что несла идеология нацизма.
Это была не просто война на поле боя. Сотнями тысяч угоняли из нашей страны юношей и девушек в Германию и сейчас ещё в музеях Германии сохранились перчатки, сделанные из человеческой кожи. В детских концентрационных лагерях ставились над детьми страшные опыты, апробируя новые лекарства, обескровливая детей для того, чтобы переливать кровь раненным фашистам.
Нет в нашей стране почти ни одной семьи, которая бы не потеряла в этой войне своих близких, погибших в боях с фашистами или умерших от голода и холода, непосильного труда.
Поэтому каждый Гражданин нашей огромной страны, тогда называвшейся Советским Союзом, хорошо знал, что
«Бой идёт святой и правый,
смертный бой не ради славы, -
ради жизни на Земле»
А.Т. Твардовский

Тема «Вечной памятью живы»
Девиз урока «Нам не дано забыть!»
Эпиграф к уроку:
Пусть всех имён не назову,
Нет кровнее родни,
Не потому ли я живу,
Что умерли они?
Степан Щипачёв
Рисунок Вечного огня

Всё для фронта, всё для победы
Копии фотографий военных лет
Таблица
«Выпуск химической продукции в годы войны»

Вечной памятью живы
Фотографии учёных химиков
Фотография генерала инженерных войск Д.М. Карбышева
Фотографии времён ВОВ (узники концлагерей)

Нам не дано забыть
Фотографии
«Флаг над Рейстагом»
«У стен Рейстага»
«Ветераны у Вечного огня»

Рекивем Р. Рождественского





Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 7 Заголовок 8 Заголовок 915