Презентация Народные костюмы и традиции малой Родины


«Народные костюмы и традиции малой Родины» Костюмы и традиции каждого народа формируются на протяжении длительного времени. Они отражают экономику, идеологию, социальные отношения, природно-географическую среду. В широком смысле «костюм» - это всё, что надевает на себя человек. Помимо одежды, обуви и головных уборов сюда входят разнообразные украшения, причёски, татуировки.В народной одежде соблюдалось деление на праздничную и обрядовую, будничную, рабочую. Праздничный костюм изготовляли из дорогой ткани, обильно украшали. К праздничной одежде примыкают разнообразные обрядовые или ритуальные костюмы. К обрядовой одежде относятся свадебные и погребальные костюмы. Будничный костюм использовали для работы по дому и в поле.Одежда всегда подчёркивала семейные и возрастные отличия. Женский крестьянский костюм Переселение служилого населения из ближайших областей обусловило распространение в Воронежском крае южнорусского комплекса одежды: поневы, рубахи, тунико-образных запанов, головного убора «сорока», украшений из перьев и бисера. Приток из центральных и северо-западных районов способствовал появлению костюмов, характерных для жителей этих мест: сарафана, рубахи с прямыми поликами, кокошника, душегреи, комплекса с полосатой юбкой.Одежда отражала семейные и возрастные отличия. Дети до пятнадцати лет носили длинную подпоясанную рубашку. Одежда пожилых людей не украшалась. Самой нарядной была одежда замужних женщин до рождения первого ребёнка.Основой женского костюма была рубаха, которую использовали как нательную и выходную одежду. Рубаху обычно шили из двух частей: верхней – «стан», «станушка» и нижней- «подставка».Обе части соединялись поперечным швом. В конце XIX века «подставку» не пришивали к рубахе, и она представляла собой юбку, которую поддевали под поясную одежду.В Воронежском крае для пошива рубах использовали холст.Распространённой поясной одеждой в русских сёлах Воронежского края была понева- «домотканая одежда типа юбки». Были распространены два типа передников: передники, укреплённые на плечах, передники, повязанные на талии.Одним из самых сложных элементов костюма был головной убор. У девушек, в отличии от замужних женщин, волосы оставались открытыми. Они заплетали их в одну косу. Распространённым девичьим головным убором был «венец», или «перевязка». Распространениеполучили повязки из платка.В Воронежских актах последней четверти XVIIвека упоминается женский головной убор- кокошник. Его украшали вышивкой серебряными или золотыми нитями.В конце XIX-начале XX века появляются головные уборы в виде шапочки или чепца из лёгкой ткани- шлычки, повойники, сборники.Поверх повойника повязывали платок. В сёлах шлычки носили в будни, в праздники же надевали традиционный для этих мест головной убор. Мужской костюм Мужская одежда, была менее разнообразной. Она состояла из рубахи, штанов, пояса, головного убора, украшений. Можно выделить три типа мужских рубах: туникообразная рубаха, рубаха с прямыми поликами, пришитыми по утку, рубаха на кокетке.Туникообразные рубахи имели несколько вариантов кроя. Они различались положением разреза горловины, оформлением ворота, украшением. Рубахи туникообразного покроя шили длиной до колен. Носили её навыпуск, поверх штанов, подвязывая узким поясом. В конце XIX- начале XX века стали шить более короткие рубахи и подпоясывали их по талии.У русского населения бытовали рубахи с разрезом ворота на левой стороне.В украинских сёлах разрез ворота делали прямым. В конце XIX- начале XX века русские, украинцы носили рубахи с «машинкой».Рубахи шили из холста, из синей или красной пестряди. В каждой местности их украшали в соответствии со сложившимися традициями.Мужскую поясную одежду- порты или штаны- шили из холста, пестряди или набойки.Порты изготовляли недлинными, заправляли их в сапоги или онучи. Зимние штаны изготовляли из сукна. Праздничные штаны молодых мужчин шили из плиса или других фабричных тканей тёмных цветов. Самым любимым цветом в русском народном искусстве и особенно в одежде был красный. Красно-оранжевый цвет назывался жёлто-горячим, цветом света и тепла.Яркий малиновый нежно-розовый напоминал закаты и восходы солнца.Зелёный цвет символизировал растительный мир.Жёлтый цвет был символом кратковременной разлуки.Коричневый цвет вообще был исключён из палитры.Чёрный цвет- излюбленный в Воронежском крае, он символизировал землю и вечный покой. Важною павой, душой голубицей,Издавна так называли девицу. Девичьи руки в труде и заботе С ранней поры привыкали к работе;Ткали и пряли, вязали и шили, Сеяли, жали и тесто месили,В трудной работе сгибалась спина.Но выходила на праздник онаВ дивном наряде крестьянской одежды,Где весь узор о мечте и надежде:Красным расшиты запон и рубаха(черное – скорбь, что на родине свято),По подолу, как на вспаханном поле, Ромбы узорной легли полосою;Символы солнца и знаки земли. Матери жизни и птицы любви.Шею украсили бусы, мониста,Бисер, кораллы, янтарь золотистый.Всех драгоценней убор головной – Кика, сорока – убор молодицы,Косник, венец – украшенье девицы,Сборник, повойник – убор для старухи…Самый красивый - убор молодухи.Так испокон сохранен на РусиЖенский костюм небывалой красы!!! Своеобразие крестьянской одежды нашего края связано в большей степени с историей его заселения. Села Гвазда, Клёповка, Пузево были заселены выходцами из Рязанского княжества.В этих сёлах крестьяне носили: женщины- понёвный тип одежды, девушки- сарафанный. Понёва Понёва- поясная набедренная одежда, предназначенная для ношения замужними женщинами. Это шерстяная чёрная юбка, обозначенная красным квадратом.По нижнему краю понёвы проходила полоса шириной от 10до25 сантиметров.Шилась понёва из 3 и более равных полотнищ, на бёдрах собиралась в сборку. Фартук Фартук-зелёного или голубого цвета. Украшен орнаментом, блёстками. Низ фартука- кружева белого цвета. Поверх фартука выпускаются концы покромки, украшенные ленточным орнаментом, бисером и блёстками. Рубаха Рубаха- ярко малиновая, красная, оранжевая из шёлка. На плечах рубахи размещается орнамент. Нижняя часть рукава украшена бусинками. Сверху рубахи на шее монист круговой из бисера или лопух. Головной убор Головной убор -у гвазденского костюма платок с вышивкой (французский платок), у клёповского костюма цветастый платок, а у пузевского костюма головным убором является кичка, украшенная бисером, блёстками и подвесками.Мужской костюм сёл Клёповка, Гвазда, Пузево, как и женский отличался необыкновенной декоративностью. Особенно живописны были свадебные и праздничные рубахи молодых мужчин. Девушка- невеста готовила 12 праздничных рубах и дарила их жениху накануне свадьбы. Белые домотканые сорочки украшала по подолу и рукавам переборным ткачеством в сочетании с вышивкой. Дополнительной деталью мужской одежды были плетёные или вязанные пояса с красиво украшенными концами, причём молодые мужчины носили пояса ярких цветов, старики повязывали коричневый или чёрный пояс. Народные костюмы можно увидеть во время народных праздников, которые отмечают в нашем районе. К праздникам традиционно делали из теста, соломы, глины изображёния людей, животных, птиц, растений. На Рождество, когда по народным поверьям нарождается молодое солнце, пекли пряники, украшая их разноцветной глазурью в виде кругов, звёзд, крестиков. Пряники.Издавна почитались на Воронежской земле фигурные пряники. В руки детишкам они попадали чаще всего с шумных ярмарок и многолюдных базаров, из торговых лавок, от коробейников. Пряники изготавливались двух видов: печатные и вырезные. Удивительные по красоте вырезные пряники создавала в Новохопёрске Мария Фёдоровна Пивоварова.Её изделия привлекали покупателей. Творения новохопёрской мастерицы называли «живыми» пряниками. В качестве красителей она применяла шафран, цветные соки растений. Пряники доставляли радость ребёнку. В Рогачёвке пекли пряники- «пальчики». Их окрашивали в малиновый или золотой цвет и украшали полосками. Бутурлиновские вырезные пряники.Бутурлиновские вырезные пряники выпекаются в нескольких семьях горожан. Перед Новым годом и Рождеством взрослых и детей радовали своими изделиями М.Н. Краснокутская, И.В. Краснокутский, Е,М, Дроздова, М.И. Боенкова, Е,И. Макаренкова, Е.Н. Коновалова, П.Т. Верзунов и многие другие жители города. Это образы солдат, барынь, звёзд, двуглавых орлов, всадников, коней, солнца, петухов. Несмотря на стремительное изменение современного мира, народный костюм продолжает быть востребованным. Поиск своих корней побуждает нас глубже изучать традиции своего народа.Народный костюм продолжает жить в песенных коллективах, где почти все участники с увлечением не только собирают образцы крестьянского костюма, но и сами искусно шьют, вышивают, плетут. По мнению артистов подлинные костюмы, которые хранят в себе тепло рук мастериц, сделавших их, помогают глубже понять народную песню, её краски, своеобразие и одухотворённость. Для многих музыкантов, любовь к народной песне неразрывно связана с народным костюмом.Таким образом, в наличии на данный период материалы и орнаментальная структура, складывающаяся под воздействием миропредставления народа.