Исследовательская работа Новомученики Курского края. Священномученик Онуфрий (А.Гагалюк)


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
АДМИНИСТРАЦИЯ МЕДВЕНСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
УПРАВЛЕНИЕ ПО ВОПРОСАМ ОБРАЗОВАНИЯ, ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГОСТОМЛЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
307041, Курская область, Медвенский район, с. 1-я Гостомля
Тел. № 8 (47146) 4 –61 - 38, e-mail: gostom@yandex.ruРайонный конкурс проектных и исследовательских работ обучающихся
«ЛЕСТВИЦА»
Курская область, Медвенский район
«Новомученики Курского края. Священномученик Онуфрий
( А.Гагалюк).»Лучшее исследование, посвящённое новомученникам и исповедникам Церкви Русской»
Автор: Зазаренко Мария Сергеевна, 15 лет, 9 класс.
МОКУ «Гостомлянская средняя общеобразовательная школа» Медвенского района Курской области
e-mail: maschazazarenko@mail.ruтелефон: 8(951)3381982

Руководитель: Мельникова Елена Николаевна, учитель ОПК, ОРКСЭ МОКУ «Гостомлянская средняя общеобразовательная школа» Медвенского района Курской области
e-mail: ivanova.s@mail.ru телефон: 8(951)0736761
2016 г.
ПЛАН
1 .Введение
Актуальность темы
Цель и задачи работы
Объект исследования
Предмет исследования
Методы исследования
Практическая значимость исследования
2 .Основная часть
Детство
Образование
Монашество
Архиерейское служение
Курская кафедра
Расправа над архиепископом. Реабилитация.
Красота подвига Святого Онуфрия.
3 .Заключение
4 .Библиография.
5 .Приложения.
Список   приложений
Приложение 1.
Новомученики Курского Края
Собор Курских Святых
Приложение 2.
Торжественное открытие памятной доски на доме №10 по улице Челюскинцев.
Дом священномученики Дамиан (Воскресенский, 1873-1937) и Онуфрий (Гагалюк, 1889-1938), курские архиепископы.
Приложение 3
Мать-Екатерина Гагалюк.
Отец –Максим Гагалюк.
Приложение 4.
старца в изображении преподобного Онуфрия Великого».
Приложение 5.
Петроградскую Духовную академию
Приложение 6.
Елисаветградского, викария Херсоно-Одесской епархии.
Приложение 7,8,9.
Фото священномученика ОнуфрияПриложение 10.
Икона Священномученика ОнуфрияСвященномученик Онуфрий (А. Гагалюк).
1 .Введение. Актуальность темы.
«Любящему Господа все поспешествует во спасение… Никто сам не спасся, а Спаситель у нас всех один. Человек может только желать спасения, а сам спасти себя не может. Надо желать спасения, сознав себя погибающим, негодным для царствия Божия, и это желание спасения надо показать господу молитвой к Нему и посильным исполнением воли Его, и постоянным покаянием…» Игумен Никон (Воробьёв)
Совсем недавно я задумалась над тем, что Господь Бог даровал многострадальной России не только десятки, а даже сотни своих сподвижников, которые должны были укрепить веру народа и вывести его из тьмы сомнения и неверия грешников. Эти святые люди наставляли нас на путь истинный духовными советами, предупреждали об опасностях, врачевали духовные и телесные недуги, призывали к покаянию и смирению. Но, к сожалению, за все, что они для нас сделали, им пришлось платить большими страданиями. Носители веры подвергались на мучительные страдания и голодную смерть в лагерях или ссылке, но даже и те, которые жили в миру, со смирением несли тяжелый крест старчества, ежеминутно подвергая свою жизнь смерти, духовно поддерживали и вымаливали людей. Конечно, и в Курской земле были православные подвижники, и они так же, как и все, отдали свою жизнь во имя веры, во имя искупления наших грехов. Но, к большому разочарованию, многие сейчас не вспоминают о них или просто не интересуются историей их жизни, а некоторые совсем не знают о посланниках Божьих. Кто такие новомученики?
Новомученик – христианин, принявший мученическую кончину за исповедание веры во Христа в наше время в ХХ веке.
Так Церковь именует всех пострадавших за веру после революции в России в октябре 1917 года, когда к власти пришли воинствующие безбожники. «Вера в Бога должна исчезнуть из жизни народа», - заявили они и сразу повели жестокое наступление на Церковь и Патриарха. Большевики массово закрывали монастыри и храмы, убивали священнослужителей, монахов и мирян. (Приложение 1)
Празднование Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской установлено 7 февраля по новому стилю в случае совпадения сего числа с воскресным днём, или в ближайшее воскресенье после него. (Приложение 2)
Вот именно об одном из таких великих святых Курской земли я хочу рассказать.
Цель работы: направлена на  изучение жизни и духовного  подвига Священномученика Онуфрия.
Объект исследования: процесс формирования представлений об идеалах и ценностях христианства, православных традиций у детей и подростков на примере  жизни и духовного  подвига священномученика Онуфрия.
Предмет исследования: история жизни и духовного подвига священномученика Онуфрия.
Задачи:
- Изучить историю жизни и духовного подвига священномученика Онуфрия;
- Найти книги, публикации, фотографии и другие сохранившиеся свидетельства биографии  священномученика Онуфрия;
- Содействовать изучению истории жизни, духовных подвигов  новомучеников и исповедников, подвижников православной веры;
На пути решения поставленных задач использовались следующие методы: сравнительно – исторический, типологический, структурно-генетический.
О практической значимости исследования можно сказать, что материалы данной работы могут использоваться в практике для проведения как самостоятельных  кружковых занятий, в музее школы, на классных часах, а так же при подготовке занятий по истории, краеведению, МХК, основ православной культуры.
Содержание исследовательской работы построено на биографическом примере священномученика Онуфрия.
2 . Основная часть
Детство. Есть в Курске на улице Челюскинцев дом старинной постройки. Прохожие, да и жильцы дома даже и не подозревают, что в 30 годах прошлого века здесь жил будущий святой — священномученик Онуфрий, архиепископ Курский и Обоянский, в миру Антоний Максимович Гагалюк, родился 2 апреля 1889 года в Люблинской губернии. Его родитель Максим был лесничий, мать Екатерина, — впоследствии монахиня Наталия, — домашняя хозяйка, в их семье было шестеро детей: 3 мальчика и 3 девочки, вся их семья жила в небольшом деревянном домике на опушке леса вблизи города Ново-Александрия. ( Приложение 3 ).Однажды с отцом Антония случилось большое несчастье: как-то зимним вечером Максим Гагалюк, обходя опушку леса, застал четырех крестьян, вырубавших деревья. Они набросились на лесничего и нанесли ему тяжкие раны в голову и руки. Максим едва дотащился до дома, где ему омыли раны и уложили в постель. И в ту же ночь те же порубщики совершили второе злодеяние: они подожгли дом лесничего со всех сторон и огонь стал быстро пробиваться в комнату. Заметив огонь, мать бросилась спасать детей через выбитые окна. Дом сгорел, спасти не удалось ничего. К концу пожарища сбежавшиеся крестьяне повезли на подводе раненого лесничего в городскую больницу, (где он вскоре умер), а матери с детьми предоставили приют в ближайшей деревне. Вот здесь, в крестьянской хате, и случилось поистине великое событие, предопределившее дальнейшую судьбу Антония, которому шел всего лишь пятый год. Сидевшая здесь, в хате мать, горько оплакивала свою беду, и окружившие ее дети всячески утешали ее, а ее сын Антоний, взобравшись к матери на колени и обняв ее за шею, сказал: «Мама, ты не плачь, когда я буду епископом, — я возьму тебя к себе». Эти слова ошеломили его мать, которая в испуге спросила Антония: «что ты сказал, кто такой епископ, где ты слышал такое слово», и он вновь уверенно и серьезно повторил эти же слова. После такой семейной трагедии, лишившись отца, Антоний Гагалюк по просьбе матери был принят в сиротский приют в г. Люблине, куда поступила и его мать, в качестве повара. В приюте Антоний учился хорошо, там же окончил церковно-приходскую школу и был отправлен на средства приюта в г. Холм, в Холмское духовное училище, которое окончил с отличием и был принят в Холмскую духовную семинарию.
Образование. В год же окончания семинарии с Антонием Гагалюком случилось второе чудесное событие, указавшее ему дальнейший путь к служению Богу и Его Святой Православной Церкви. За месяц до выпускных экзаменов Антоний Гагалюк заболел воспалением легких и был помещен в семинарскую больницу. «Я находился в забытьи, и передо мной появился старец, обросший бородой до ступней ног, и с седыми длинными волосами, закрывавшими тело до пят. Старик этот ласково на меня посмотрел и сказал: «Обещай послужить Церкви Христовой и Господу Богу и будешь здоров». Слова эти посеяли во мне страх, и я воскликнул: «Обещаю!» Старец удалился. Я заснул и с того времени начал поправляться. Когда потом я стал осматривать иконы с изображениями великих православных святых, в изображении святого Онуфрия Великого заметил я черты явившегося мне старца». (Приложение 4) После семинарии Антоний поступил в Петербургскую духовную академию. По окончании ее он вновь заболел. Лежал в келье в забытьи, как вдруг перед его очами, — так писал он матери, — предстал тот же старец, что посетил его три года назад. Старец сурово посмотрел и с укоризной сказал: «Ты не выполнил своего обещания, сделай это теперь, Господь благословляет». Открыв глаза, Антоний увидел, что в келье служат молебен преподобному Онуфрию, а икона его стоит у кровати. Прослезившись, Антоний заявил, что примет иноческий постриг. Он был пострижен в монашество с именем Онуфрия. Болезнь протекала тяжело, в семинарии опасались за его жизнь и служили молебны о его исцелении. Впоследствии Антоний Гагалюк говорил своей матери: «Я находился в забытьи и передо мною появился чудесный старец, обросший большой бородой до ступней ног и седыми длинными волосами, закрывавшими его голое тело до пят. Старец этот ласково посмотрел на меня и сказал: «Обещай послужить Церкви Христовой и Господу Богу, и будешь здоров». Слова эти посеяли во мне страх, и я воскликнул: «Обещаю». Старец удалился, и с того момента я начал поправляться. Всматриваясь затем в иконы угодников Божиих, я заметил черты явившегося мне старца в изображении преподобного Онуфрия Великого». Выпускные экзамены по окончании Духовной Семинарии он выдержал с отличием, после чего успешно сдал вступительные экзамены в Петербургскую Духовную Академию. При переходе же на 3-й курс Петербургской Духовной Академии Антоний Гагалюк был послан в Холмскую Русь, в Яблочинский Онуфриевский монастырь читать лекции по богословию на курсах, организованных для группы учителей, прибывших в монастырь. Выполнив задание, уже перед отъездом он вновь заболел воспалением легких, причем состояние его признавалось врачами почти безнадежным. И вот, как он потом писал матери, он лежал в келии в забытьи, как вдруг перед его очами предстал тот же старец, посетивший его в Холмской семинарии 3 года тому назад. Старец сурово посмотрел на него и с укоризной сказал: «Ты не выполнил своего обещания, сделай его теперь. Господь благословляет». Открыв глаза, я увидел, что в келий служат молебен преподобному Онуфрию, чудотворный образ которого стоял около моей кровати. Я прослезился от умиления и заявил присутствующему тут же архимандриту Серафиму, что по приезде в Академию приму иноческий постриг.
Монашество. По возвращении в Академию студент Антоний Гагалюк 5 октября 1913 года был пострижен в монашество с именем Онуфрий, рукоположен в сан иеродиакона, а затем в сан иеромонаха, что совершил второй викарий Петербургской епархии, епископ Ямбургский Анастасий Александров, ректор Академии.В 1915 году по окончании Петроградской Духовной Академии с ученой степенью кандидата Богословия иеромонах Онуфрий был назначен преподавателем в Пастырско-Миссионерскую Семинарию при Григорие-Бизюковом монастыре Херсонской епархии. Тогда-то и началась пастырско-иноческая деятельность его на церковной ниве, продолжавшаяся 8 лет. (Приложение 5 )В тот период, в 1918-1919 гг. на Херсонщине, как и по всей Украине, разразилась гражданская война. Монастырь не раз подвергался налетам различных банд, был разгромлен, многие монахи были убиты, это же угрожало и иеромонаху Онуфрию, но крестьяне близлежащих сел отбили монахов у банд и увезли в г. Бориславль, где по просьбе соборных прихожан иеромонах Онуфрий был назначен настоятелем местного собора, а спустя некоторое время был возведен в сан архимандрита, епископом Елисаветградским Прокопием Титовым. Из г. Бориславля архимандрит Онуфрий был переведен в г. Кривой Рог, той же епархии, на послушание настоятеля Николаевской церкви.
Архиерейское служение.
В августе 1922 г. в г. Киеве состоялся Собор православных епископов Украины, на котором архимандрит Онуфрий был избран кандидатом во епископа для Одесско-Херсонской епархии. (Приложение 6 )Хиротония архимандрита Онуфрия Гагалюка в епископа Елисаветградского, викария Херсонской епархии, состоялась в Киево-Печерской Успенской Лавре 23 января 1923 г. Хиротонию совершили Митрополит Киевский и Галицкий Михаил Ермаков в сослужении викария Киевской епархии епископа Уманского Димитрия Вербицкого. Свою первую архиерейскую литургию епископ Онуфрий совершил на следующий день в Успенском соборе г. Елисаветграда при громадном стечении молящихся. Но эта первая архиерейская литургия епископа Онуфрия и была последней на данной кафедре. Через 6 дней после этого епископ Онуфрий был арестован и заключен в тюрьму, откуда был переведен в Одесскую тюрьму, где содержался в заключении 3 месяца.Из Одесской тюрьмы епископ Онуфрий был переведен в Криворожскую, затем в Екатеринославскую, и наконец оказался в Харьковской тюрьме на положении ссыльного. Находясь в ссылке в г. Харькове, Владыка Онуфрий, как епископ Елисаветградский, по поручению и благословению Святейшего Патриарха Тихона управлял на правах Епархиального епископа Одесско-Херсонской и своей Елисаветградской епархиями. (Приложение7)Находясь в Харькове, Владыка Онуфрий заботится о чистоте православия в своих епархиях, как и по всей Украине, ведет борьбу с обновленцами. Пишет разные статьи апологетического, поучительного и исторического характера, что вместе взятое составило три машинописных тома, всего 1062 страницы.В своих проповедях Владыка Онуфрий поучал людей быть всегда неизменно верными и преданными чадами Святой Православной Церкви, за что по проискам врагов-обновленцев, был арестован в декабре 1926 г. в г. Харькове и отправлен в ссылку в с. Кудымар на Урале. Епископ Онуфрий находился в селе Кудымкар до октября 1928 г. В Кудымкаре ему было запрещено читать церковные молитвы в храме во время богослужения и петь на клиросе. Тут все время он посвятил церковному писательству. В октябре 1928 г. он был вновь арестован и отправлен в г. Тобольск, где содержался в тюрьме до января 1929 г. В январе 1929 г. он был отправлен этапным порядком в ссылку в г. Сургут, на реке Оби, где находился до сентября 1929 года. В сентябре 1929 г. при переезде на пароходе в г. Тобольск, он был снят с парохода и направлен на жительство в глухое село Уват. В ноябре 1929 г. владыка Онуфрий получил направление на свободный переезд в г. Тобольск.В Тобольске он был освобожден из-под стражи и, прожив некоторое время в этом городе, получил разрешение на выезд в г. Старый Оскол, ввиду его назначения Церковной властью на кафедру Старо-Оскольскую.Прибыв в г. Старый Оскол, он вступил в управление Старо-Оскольской Православной епархией, получив разрешение от местной власти совершать богослужение только в одной церкви, а их было 6 городских и 7 церквей слободских, вблизи самого города. (Приложение8) По милости Божией, — в пределах его епархии прекратилась деятельность обновленцев, а через три месяца со дня прибытия Владыки Онуфрия в Ст. Оскол (декабрь 1929 г. — март 1930 г.) количество действующих храмов епархии возросло до 161 и в них совершались благодарственные молебны Богу.В марте 1933 года Владыка Онуфрий был вновь арестован и пробыл в заключении Старо-Оскольской тюрьмы 2 недели, после чего отправлен под конвоем в Воронежскую тюрьму, где просидел три с половиной месяца. В июне 1933 г. был освобожден и отправлен в г. Курск, и здесь был назначен епископом Курской епархии, а уже в июле 1933 г. был возведен в сан архиепископа. Вспоминая свои скитания, владыка писал: «Немного прожито, но много пережито. Сидел я среди воров и убийц. И эта атмосфера меня не только не возмущала, но даже умиляла. Я вспоминал свои грехи и радовался, что Господь дал мне пить чашу страданий за мои согрешения. Когда меня водили с позором по улицам, я был очень спокоен душой, никакого стыда я не испытывал. А что до отношения ко мне арестантов, то никто не тронул меня и пальцем. Я сидел в одной камере с налетчиками. Их приговорили к расстрелу. Нас разделили: меня и других поместили в одну камеру, а налетчиков — в другую. И когда приговоренные к смерти шли на расстрел по коридору под усиленным конвоем, они умудрились бросить мне записку в окошко моей камеры, и я сумел поднять и прочесть ее. Что же я прочел в записке? Имена приговоренных к расстрелу, и просьба молиться за них. Этот момент был одним из радостнейших моментов моей жизни. Я молился о них при расстреле, происходившем в нескольких шагах от моей камеры».
Курская кафедра.
Условия жизни и деятельности архиепископа Онуфрия в г. Курске были аналогичны условиям в Ст. Осколе, те же ограничения в совершении Богослужения в православных храмах. Ему был представлен для Богослужения только один храм, запрещен был выезд в районы епархии для посещения местных и сельских православных храмов. В 1933 году исполнилось десять лет архиерейского служения владыки Онуфрия, половину из них он провел в тюрьмах и ссылках. В этом же году он был назначен на кафедру в город Курск. Власть разрешила ему из всех храмов служить только в одном. Принимал владыка всех посетителей у себя дома, много писал. В Курске им была написана 31 статья. В Курске мать архиепископа решила принять монашеский постриг. (Могила монахини Наталии сохранилась в Курске). Тогда же в доме на улице Челюскинцев приняла монашеский постриг почитаемая ныне всеми курянами как святая матушка Мисаила, которая, кстати, предсказала славное монашеское будущее знаменитому батюшке Ипполиту из Рыльска…В курском храме, где служил архиепископ Онуфрий, ему прислуживали два мальчика. Одного из них товарищ, сын начальника милиции, подговорил, чтобы он выкрал у владыки крест и панагию, которая вроде бы усыпана бриллиантами. (Панагия — небольшая икона Богородицы, носимая архиереями на груди). Мальчик выкрал панагию и крест и передал их своему товарищу. Пропажу обнаружили, похититель сознался. Владыка хотел дело замять, но панагия была нужна как часть облачения при богослужении, и он сам отправился к отцу мальчика, у которого находилась похищенная вещь. Отец-милиционер выслушал архиепископа, встал и указал владыке на дверь. Ни крест, ни панагия возвращены не были. На Курской кафедре он пробыл с июня 1933 г. по июнь 1935 г. В начале июля 1935 г. Владыка Онуфрий был арестован, заключен в тюрьму и 4 декабря того же года был осужден на 10 лет лишения свободы. Из Курской тюрьмы архиепископ Онуфрий был переведен в Орловскую тюрьму, а оттуда в марте 1936 г. отправлен в арестантском вагоне на Дальний Восток для отбывания «наказания».(Приложение9) После этого никаких известий от Владыки Онуфрия не было, но поступило извещение о возвращении неврученной ему посылки от матери о том, что адресат в апреле 1938 г. отправлен в Благовещенскую тюрьму Хабаровского края.
Расправа над архиепископом. Реабилитация.
«Всякое необличенное слово лжи приносит свой плод, разоблаченное, теряет свою силу»«…Работать Господу в тех условиях, в которых он определил мне жить»Святитель Онуфрий (Гагалюк)
Проходили годы, судьба Архиепископа Онуфрия оставалась для всех неизвестной. В 1990 г. согласно ходатайства Митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима о реабилитации архиепископа Онуфрия Гагалюка прокурором Хабаровского края от 20.03.90 г. сообщено, что Гагалюк Антон Максимович (светское имя Владыки Онуфрия), «во исполнение судебного приговора 1 июня 1938 года был расстрелян».«Согласно дополнительных мер по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30—40-х годов и начале 50-х годов, 16 марта 1990 года — архиепископ Онуфрий реабилитирован».Шли дни и годы после ареста ревностного архипастыря-Христолюбца, но несмотря на неизвестность судьбы священномученика архиепископа Онуфрия верующие Харьковщины, как и других областей, все это время с благоговением чтили память о любимом Владыке, как о великом исповеднике Православной веры и молитвеннике за нашу святую Церковь. Почти в каждом православном доме в уголке, где теплится лампада перед святыми иконами, наряду с ними чтится и фотография архиепископа Онуфрия. Это свидетельство всенародного признания и почитания его святости и о его небесном покровительстве. В то же время, в день памяти преподобного Онуфрия Великого, почти во всех храмах Харьковщины совершаются панихиды в память ревностного исповедника святого православия архиепископа Онуфрия, в чем выражается вера православных христиан в его молитвенное предстательство пред Богом. Подобное молитвенное обращение к святителю Онуфрию особо проявляется верующими в наши тревожные дни, когда враждебные силы с новой яростью поднимают свои разрушительные силы против святого Православия — Единой, Святой и Апостольской Церкви — Церкви Вселенской. В 2000 году владыка Онуфрий был причислен к лику святых новомучеников и исповедников российских на Архиерейском соборе Русской Православной Церкви для общецерковного почитания. А в 2005 году был издан двухтомник работ курского архиепископа: статьи, размышления, проповеди, письма. Архив сохранился в прямом смысле слова чудом. В 50 годах у родственников и друзей не оставалось уже никакой надежды найти что-либо из написанного архиепископом. Но вот однажды к одному из близких знакомых владыки пришел старец — монах Иов и сказал, что у него хранятся бумаги расстрелянного архиерея. Оказывается, еще в 1935 году владыка Онуфрий велел монаху проехать по указанным адресам и забрать там бумаги. Было также сказано, что когда придет время, архиепископ сам пошлет к нему человека за документами.Красота подвига Святого Онуфрия. Так, пройдя через все земные испытания, созданные постоянно борющимися против Святой Церкви Христовой, священномученик Онуфрий, своей непоколебимой верой, твердостью духа, смирением и терпением, пламенной любовию и молитвой к Богу, преодолел все козни духа злобы поднебесной, победительно вошел в торжество Церкви Небесной; пренебрег суетное временное, — достиг Небесного — вечного.В красоте своего подвига священномученик Онуфрий оставил для нас дивный образ верного воина Христова, дабы подражая таковому, мы укрепляли свои немощные силы нести свой крест не в отчаянии, а в пламенной молитве за наш народ, за весь мир, сраспинались Христу с любовию. Ему же слава, честь и поклонение, со Отцем и Пресвятым Духом. Аминь! (Приложение 10)Дни памяти: 1 июня н. ст./19 мая ст.ст. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских, чья память празднуется в воскресный день, выпадающий на 07 февраля н. ст./25 января ст.ст., или же в ближайшее последующее воскресенье.
3 .Заключение
История своего народа, своей страны всегда волновала умы людей. Каждое новое поколение приносит что-то своё в развитие общества, страны. В своей работе я  провела исследование актуальной, на мой взгляд, темы. Изучение данной темы продиктовано не только личной, но и общественной потребностью  восстановить утраченные страницы духовного наследия   родного края.
Считаю, что данная исследовательская работа достигла поставленной цели. Мною было собрано достаточное количество материала о людях, хранивших и возрождавших веру (хотя понимаю, что «белых пятен» еще много).
4 . Библиография.
1.ru.wikipedia.org>ОнуфрийГагалюк www.URL:http://in.prihod.ru/file/c5d4096d225a7f3d08a52427ddaf a7ad. ― 19.05.132.azbuka.ru>календарь>onufrijgagaljuk3.http://drevo-info.ru/articles/17877.html4.Онуфрий (Гагалюк, 1889-1938), священномученик, архиепископ Курский Творения : в 2 т. / священномученикОнуфрий (Гагалюк), архиеп. Курский. ― Тверь : Булат, 2005. ― 2 т. ― (Духовное наследие мучеников и исповедников Русской Православной Церкви).
5. Христианство. Детская энциклопедия. Я познаю мир. [Текст]./ сост. И. Н. Полянская. — М.: АСТ Астрель.-2005.-398с.:илл.
5 . Приложение.
Приложение 1

Новомученики Курского Края

Собор Курских Святых
Приложение 2

16 февраля 2014 года в рамках празднования Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской по благословению митрополита Курского и Рыльского Германа В Курске состоялось торжественное открытие памятной доски на доме №10 по улице Челюскинцев.

Здесь в конце 1920-х – в начале 1930-х годов жили священномученики Дамиан (Воскресенский, 1873-1937) и Онуфрий (Гагалюк, 1889-1938), Курские архиепископы.
231711519748500 Икона Архиепископа Онуфрия (Гагалюка).
Приложение 3
190563500
Мать-Екатерина Гагалюк Отец –Максим ГагалюкПриложение 4

«Старец удалился, и с того момента я начал поправляться. Всматриваясь затем в иконы угодников Божиих, я заметил черты явившегося мне старца в изображении преподобного Онуфрия Великого».
Приложение 5

В 1915 году иеромонах Онуфрий окончил Петроградскую Духовную академию со степенью кандидата богословия и 15 июля того же года был определен на должность преподавателя русской церковной истории, проповедничества и истории миссии в пастырско-миссионерскую семинарию при Григорие-Бизюковом монастыре Херсонской епархии на Украине.
Приложение 6
46990-190500В Киеве в августе 1922 г. собор православных епископов избрал архимандрита Онуфрия кандидатом во епископа Елисаветградского, викария Херсоно-Одесской епархии. Архиерейская хиротония состоялась полгода спустя в Киево-Печерской лавре.
А через шесть дней епископ Онуфрий был арестован.
Приложение 7

Харьков 1924 год. Слева направо: епископы Стефан (Андриашенко), Борис (Шипулин), Павел (Кратиров), Константин (Дьяков), Дамаскин (Цедрик), Онуфрий (Гагалюк) и Антоний (Панкеев).Приложение 8

Епископ Онуфрий (Гагалюк), 
архиепископ Старооскольский. Декабрь 1929 г. Старый Оскол
Приложение 9

В марте 1936 года архиепископ Онуфрий был отправлен этапом на Дальний Восток
Приложение 10

Почитание новомучеников нашей Церковью — это восстановление ниточки преемственности с прошлым России. Это — связь, которая была разорвана революцией. История — непрерывна. И почитание новомучеников — это то, что связывает прошлое, настоящее и будущее.
Подвиг новомучеников — подвиг веры.
Их пример очень важен и просто по-человечески. В эпоху, когда всё говорило: «соблазнись, подчинись, слукавь, отрекись» — они не отреклись. И только вера могла дать ту внутреннюю свободу от соблазнов, которая стала основой подвига


Могила матери священномученика Онуфрия, монахини Наталии, находится в Курске на Никитском кладбище. На ней до сих пор горит неугасимая лампада, и служатся панихиды.