Урок окружающего мира(История) конспект урока Создание Московского гос-ва


Тема урока: «Создание Московского государства»
Класс: 3
Учитель начальных классов : Сотникова Марина Владимировна
Тип урока: изучение нового знания
Вид урока: комбинированный
Цель урока: Сформировать представление о деятельности Ивана III. Закрепить умение использовать исторические термины и понятия: государственная раздробленность, республика, вече, централизованное государство. Выделить причины, позволившие Ивану III сбросить монгольское иго. Выяснить исторические мотивы, определившие деятельность Ивана III.
Посмотрите на экран. Прочтите.
В этой четверти мы с Вами изучаем историю нашего гос-ва.
-Давайте вспомним основные моменты
Перед Вами даты. Посмотрите на экран скажите :что это и что нужно сделать?
На экране даты, а внизу памятники
-А что это? А что это за событие?
-Почему именно эта дата так важна для Руси?
-Что Вы о нём знаете?
-Что помогло Руси в освобождении от ига? С проверки домашнего задания
Назвать события, связанные с ними и расположить в правильной последовательности
-1480 год –стояние на Угре
-Освобождение Руси от монголо-татарского ига
-Ослабление Золотой орды
-Пушка-пищаль
-Предательство польского короля
-Разумный правитель Иван 3
- После освобождения от монголо-татарского ига Москва и московские князья упрочили за собой роль объединителей русских земель. Как вы думаете, для чего объединялись русские князья?
Вот сегодня мы об этом и поговорим .-Тема на экране: «Создание Московского государства»
-Что бы Вы хотели узнать на сегодняшнем уроке?
-А что же такое государство, как Вы думаете? Какие признаки государства можно назвать? Какие современные гос-ва Вы знаете? Что их объединяет?
-Попробуем в этом разобраться.
-5526621367Работа со схемой «Государство»
Госуда́рство — самостоятельная организация, обладающая суверенитетом, специальными механизмами управления и принуждения, устанавливающая правовой порядок на определённой территории.
*  независимость государства (Работа со словарем)
-А сейчас я предлагаю Вам побыть в роли исследователей, и выяснить какие признаки государства появились у нашего Московского государства. Для этого откройте учебники на странице 68-69.Прочтите параграф и отметьте прямо в табличке, какие признаки образования М. гос-ва вы бы отметили?
-Как Вы думаете, как будем работать?
-У Вас 5 минут.
-Проверяем –я с ними заполняю таблицу.
-
Для создания единого государства
Варианты детей.
Ответы детей.
-В парах
-Мы с Вами, находимся в самом начале создания нашего государства и большая заслуга принадлежит…в создании этого гос-ва принадлежит
-Кем он является в нашей схеме?
-Чтобы познакомиться с ним поближе я предлагаю посмотреть Вам небольшое видео о нём, но перед этим прошу Вас отметить себе и записать какие качества помогли ему стать настоящим главой государства.
-Только ли Глава гос-ва управляет всем государством?
-В нашем случае - это боярская дума
-Что Вы уже узнали о ней из учебника?
- С чем бы сравнили в наше время? И чем занимаются эти органы?
-А кто водит в состав нашей Думы?
Именно при Иване III Боярская Дума становится постоянным органом власти в виде совещаний при князе
Обязанности Боярской Думы.

-участвовала в принятии законов вместе с царем,.-. Дума участвовала в законодательстве, обсуждала законопроекты, утверждавшиеся царем.
-Она обсуждала запросы приказов и воевод о делах, которые эти органы не могли решить, давала указания приказам и воеводам . -В ней обсуждались военные и международные вопросы, через нее проходила дипломатическая переписка с другими странами.
- Она собирала сведения о служилых людях, интересовалась расходами приказов, вникая подчас в такие мелочи, как например, о том, сколько денег было потрачено на свечи, чернила и дрова.
-Дума также утверждала новые налоги, -
принимала решения по вопросам организации армии, -земельным делам,- международным связям,
руководила приказами и надзирала за местным управлением.
-А кто мне скажет в каком документе были собраны такие правила в Московском государстве?
-Давайте посмотрим еще небольшое видео.и посмотрим , что же он регулировал ,его роль.
-Какие отношения регулировал Судебник?
-Кто знает, как называется такой документ в нашей стране, документ ,который регулирует, приводит в порядок отношения в стране.?
- Конституция РФ
Конституция РФ - основной закон нашего государства, наделённый высшей юридической силой и правовыми полномочиями. Определяет основы политического, экономического и правового устройства России, срок, на который избирается Президент, описывает его полномочия. Регламентирует образование органов власти, свободу массовой информации, суверенитет нашей страны, порядок применения законов и нормативных актов. Гарантирует равенство мужчин и женщин, права и свободы человека, презумпцию невиновности, общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего проф. образования в государственных/муниципальных учебных заведениях. Закрепляет за Москвой статус столицы нашего государства. Устанавливает в качестве единственно законной денежной единицы рубль и др. Ивану 3-главе государства
-Главой государства
Умный, хитрый, целеустремленный, властный. Волевой
Существуют спец.органы,которые ему в этом помогают ..
-В состав входили именитые князья
Дума
Политики
Судебник Ивана 3
Конституция РФ
Вот так выглядят эти документы слайд с Конституцией РФ и Судебником 1947 года
Конечно, в КРФ намного подробнее прописываются права и обязанности граждан.
-А если взглянуть на их внешний вид, что можно о нем сказать?
-А откуда к нам пришел этот герб?
-Вспомните, что еще заимствовано у Византийской империи?
Даже Иван 3 велел называть себя Иоанном и относиться к себе чуть ли не с …..почестями
Но ,наверное он на это и имел право, потому что помимо всех его заслуг он увеличил территорию нашего государства .Слайд в 5раз
Так Россия стала преемницей Византийской империи и сама претендовала на звание империи, независимого самодержавного государства Разные гербы.
Из Византии , после женитьбе на Софье(Зое) Палеолог.
-Религия
Итог: Какой была тема сегодняшнего урока?
-Получили ли Вы ответ на вопросы, заданные вначале урока?
-Кто положил начало созданию Московского гос-ва?
-Что он для этого предпринял ?-Почему его можно назвать гос-вом?
Домашнее задание:
Учебник : стр.68-69
Найти пословицы о Москве.
Найти интересные факты о Москве времен Ивана3 Государство, -а, ср. 1. основная политическая организация общества,осуществляющая его управление, охрану его экономической и социальной структуры. демократическое г. власть, функции, законы государства. бюджет государства. во главе государства. 2. страна, находящаяся под управлением политической организации, осуществляющей охрану ее экономической и социальной структуры
Тихо все, ребята, встали,
Руки дружно все подняли,
Развели их в стороны,
Посмотрели, ровно ли,
Опустили разом вниз,
Тихо, тихо все садись.
1. Мы хлопаем в ладоши, хлоп, хлопхлопки над головойМы топаем ногами, топ, топвысоко поднимаем колениКачаем головойголовой вперед назад подвигатьМы руки поднимаем, мы руки опускаемруки поднять, опуститьМы низко приседаем и прямо мы встаемприсесть и подпрыгнутьРуки вниз, на бочок.Разжимаем- в кулачокРуки вверх и в кулачокРазжимаем на бочокНа носочки поднимайсяПриседай и выпрямляйсяНоги вместе. ноги врозь