Открытый урок, посвященный роли тыла в годы Великой Отечественной войны. На уроке использован краеведческий материал, поскольку в Чистополь были эвакуированы не только производства, но и значительная группа известных советских писателей


План – конспект урока
Тыл в годы Великой Отечественной войны
Методическая тема: проблемная ситуация на уроке как способ развития творческих способностей обучающихся.
Цели урока:
Обучающая: раскрыть роль тыла как одного из факторов победы советского народа над Германией;
Развивающая: развивать умение анализировать, обобщать полученные знания и делать выводы; уметь аргументированно высказывать свое мнение. продолжить развитие исследовательских умений при работе с источниками.
Воспитательная: показать трудовой подвиг народа; воспитывать чувство патриотизма на краеведческом материале;
Формируемые компетенции:
Формировать у учащихся исследовательские, коммуникативные компетенции
Тип урока: комбинированный: совершенствования и формирования новых знаний, умений, навыков.
Вид урока: репродуктивный, частично – поисковый.
Методы обучения: информационно – сообщающий, объяснительный, побуждающий.
Межпредметные связи: история Татарстана, литература.
Внутрипредметные связи: темы, посвященные Великой Отечественной войне
Материально – техническое и дидактическое оснащение урока:
раздаточный газетный материал, карта «Тыл страны в годы войны», мультимедийное оборудование.
Источники информации:
- История России.XX век /А.Н.Боханов, М.М. Горинов, В.П.Дмитриенко и др. – М.:ООО «Издательство АСТ-ЛДТ», 1997.-608с.:ил.
- История Татарстана: Учеб.пособ.для основной школы. Казань: ТаРИХ, 2001 -544с.
- Чистопольские страницы. Сб.-Казань: Татар. кн. изд – во,1987.-352 с. с фотоил.
- Изучение и сохранение историко - культурного наследия Чистопольского муниципального района республики Татарстан: сборник материалов. Вып.2. -Чистополь: ООО «Новая типография,2009. -144с.
Загладин Н.В. История России и мира в XX веке.11 класс. -2-е изд.-М.: -ТИД «Русское слово-РС»,2003, - 480с.:ил.Источник: Советский тыл в первый период Великой Отечественной войны (1941–1942 гг.). М., 1988. С. 85.  
http://histerl.ru/lectures/seredina_20_veka/sovetskie_til_v_godi_voini.htmhttp://chisto-muzei.ru/2015/05/posvyashhenie-truzhenikam-tyla/#sthash.mjkx2TFR.dpufХод урока.
I.Организационный момент.
Здравствуйте!
Сегодня для успешной работы на уроке будут нужны тетради, ручки, линейки. Нам предстоит отвечать на вопросы теста, работать с картой, с текстом учебника, газетным материалом, чертить таблицы.
Поэтому проверьте, все ли готово к уроку.
II. Опрос учащихся по домашнему заданию.
Цели:
Повторить и закрепить знания по предыдущей теме;
Нацелить учащихся на усвоение нового материала.
Индивидуальный, фронтальный опрос; беседа по вопросам домашнего задания.
На предыдущих уроках мы начали изучение Великой Отечественной войны.
Мы говорили о первых днях войны, о трудностях, ошибках, горьких поражениях и отступлении Красной Армии. Но мы знаем и о том, что с первых дней войны воины Красной Армии проявляли чудеса героизма, верности долгу, любви к Родине.
Давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке и что вы должны были дома закрепить. Начнем работу с проверки домашнего задания.
Что означают термины, которые вы видите? Составьте предложение с каждым термином. Устная работа. Беседа.
1. Назовите наиболее крупные сражения первого этапа Великой Отечественной войны.
2. Что явилось причиной неудач Красной Армии в начале войны?
3. Каково значение битвы за Москву?
4. Выполним небольшое проверочное тестирование.
4.1.В чем заключалось значение битвы за Москву?
а) стратегическая инициатива перешла в руки советского командования;
б) был сорван план молниеносной войны;
в) был открыт второй фронт в Европе.
4.2.В чем состоял стратегический замысел советского командования в летней кампании 1942 г.?
а) ведение активных оборонительных боев с последующим переходом в контрнаступление на всех решающих направлениях;
б) уход в глухую оборону по всей линии фронта;
в) тактическое отступление к Волге с целью увлечь врага в глубь советской территории.
4.3.Какие меры предусматривал изданный 28 июля 1942 г. приказ народного комиссара обороны СССР (возможны несколько вариантов ответа)?
а) создание заградительных отрядов для расстрела самовольно отступающих бойцов Красной Армии;
б) уничтожение всех без исключения населенных пунктов при вынужденном отходе советских войск;
в) мобилизация трудоспособного городского населения для работы на промышленных предприятиях и стройках;
г) привлечение к военно-полевому суду командиров Красной Армии, допустивших самовольное оставление позиций;
д) формирование штрафных батальонов и рот.
III.Изучение нового материала.
Сегодня мы продолжим изучение истории Великой Отечественной войны. Предлагаю вам подумать и найти ответ на вопрос: каково было настроение советских людей, о чем они думали в самом начале войны, что являлось их главной заботой, переживанием?
1.Каково морально – психологическое состояние советского общества в начале войны?
Для ответа на вопрос поработаем с учебником. Прочитайте документ «Из выступления И. В. Сталина 3 июля 1941 г.».
Вопрос уч-ся: почему в своей речи по радио Сталин обратился к народу со словами: «Братья и сестры!»? Какой перелом во взаимоотношениях власти и общества отразило это обращение? Беседа.
Рассказ учителя с дополнениями по данному вопросу. Учащиеся должны уяснить, что поразительные успехи немецких войск и пугающие неудачи Красной Армии в первые недели войны сблизили всех советских людей, понимавших, что именно сейчас решается судьба Отечества: с победой Германии рухнет не просто советская власть или сталинский режим, будет уничтожена Россия. Общая беда сблизила людей, сплотила их в единую семью.
Итак, немецкая армия в нескольких сотнях километров от Москвы.
Давайте обозначим на карте ту линию, на которой остановили фашистов в апреле 1942 года, (это завершение битвы за Москву).
2.Поработаем с понятиями, которые будем в дальнейшем использовать. Беседа с учащимися. Работа с картой.
Как называется эта линия? (Линия фронта).
Как называются территории к западу от линии фронта?
(Оккупированные территории).
Как называются территории к востоку от линии фронта?
(Это территории, на которых не ведутся военные действия.
Прифронтовая полоса).
Есть территории, далекие от линии фронта. Как они называются? (Тыл).
Вот о тыле и пойдет наш разговор.
Итак, запишем тему урока: Тыл.
Но, думаю, что этого слова недостаточно, чтобы обозначить данный социальный объект. Что мы должны узнать о тыле?
Учащиеся предлагают разные варианты.
Тыл: его роль и значение для борьбы с фашистскими захватчиками.
Это и будет предметом нашего сегодняшнего исследования.
3.Эвакуация. Мобилизация. Экономика страны в условиях войны.
Рассмотрим следующие понятия: эвакуация, мобилизация.
Эвакуация - вывоз населения, предприятий, материальных ценностей из местностей, находящихся под угрозой какого-либо бедствия.
Рассказ учителя.
Мы помним, что в начале войны был создан ряд специальных органов для организации работы в военный период. Это Ставка Главного Командования, Государственный Комитет Обороны, Совет по эвакуации.
Наиболее сложной и в моральном, и в материальном плане стала проблема массовой эвакуации на восток крупных промышленных предприятий и миллионов людей. Подобной практики еще не знала мировая история. Не была она предусмотрена и специальным мобилизационным планом, составленным на случай войны. Поэтому решение о ее начале вызвало у многих руководителей состояние, близкое к шоку. Казалось невероятной сама возможность перемещения промышленных гигантов за тысячи километров, да еще в тот период, когда в их продукции остро нуждался фронт. Многими людьми эвакуация воспринималась как запланированное бегство. Но недолгое смятение было преодолено четкой и продуманной работой, которая направлялась и координировалась специально созданным уже 24 июня 1941 года Советом по эвакуации.
30 июня 1941 г. ЦК ВКП(б) и СНК СССР приняли народнохозяйственный план на III квартал 1941 г., предусматривавший в самые сжатые сроки начать мобилизацию материальных и трудовых ресурсов страны для обеспечения нужд обороны. План предусматривал срочную эвакуацию населения, учреждений, промышленных предприятий и имущества из районов, которым угрожала германская оккупация. Только с июля по ноябрь 1941 г. из прифронтовых районов на Урал, в Сибирь и Среднюю Азию было эвакуировано 1500 крупных промышленных предприятий и около 10 млн. человек. Эвакуировали в течение второй половины 1941 года только по железной дороге оборудование более 2,5тыс. промышленных предприятий, 2,4 млн. голов крупного рогатого скота,5,1 млн. овец и коз,200 тыс. свиней, 800 тыс. лошадей.
Еще одно понятие, которое нам необходимо рассмотреть - мобилизация.
В феврале 1942 г. Президиум Верховного Совета СССР издал Приказ «О мобилизации трудоспособного городского населения для работы на производстве и в строительстве на период военного времени». Мобилизовывались мужчины от 16 до 55 лет и женщины от 16 до 45 лет из
числа, не занятых в государственных учреждениях и на предприятиях. Трудовые ресурсы СССР составляли в 1944 г. 23 млн человек, половина из них были женщины.
Обучающиеся читают текст на стр. 415, История Татарстана. Вопросы по прочитанному.
Какой документ регламентировал процесс мобилизации.
Как население отреагировало на указ?
Сколько республика мобилизовала своих граждан?
Беседа с учащимися. Как вы представляете себе положение в экономике страны в начале войны? Подтвердите известными вам фактами.
Учащиеся высказывают свои мысли о том, что потеряно много территорий на которых проживали миллионы людей, мы лишились полезных ископаемых, полей, шахт, заводов и фабрик и т.д.
Главная задача народного хозяйства страны — это обеспечение фронта всем необходимым, однако положение в экономике было далеко не лучшим.
Проблемное задание.
Военные разрушения, утрата значительной части экономического потенциала привели к тому, что во второй половине 1941 г. в СССР произошел критический спад объемов производства. Как же с этой задачей справлялась экономика СССР? И не просто справилась, но и сумела обеспечить фронт всем необходимым для наступления в 1942, 1943 и последующих годах? Ответ на этот вопрос мы постараемся дать в конце урока.
Уже в 1942 г., несмотря на потери важных экономических районов, выпуск военной продукции, по сравнению с 1940 г., значительно возрос и превзошел по своему объему гражданский уровень. В последующие годы войны выпуск вооружения, боевой техники и военного имущества постоянно увеличивался.
Усилиями советских людей Урал, Западная Сибирь и Средняя Азия были преобразованы в мощную военно-промышленную базу. Большая часть эвакуированных сюда заводов и фабрик к началу 1942 г. наладили выпуск оборонной продукции. Не менее сложной задачей было размещение и монтаж оборудования, и пуск эвакуированных заводов, обустройство рабочих и их семей. Эвакуированных нередко размещали у себя местные жители, делясь с ними не только кровом, но и последним куском хлеба. В иных местах вокруг вновь возведенных заводов возникали кварталы из наспех построенных времянок и даже землянок, именуемых "жилыми помещениями упрощенного типа".
Прокомментируйте содержание следующих таблиц.
Объем производства в важнейших отраслях военной промышленности в процентах к 1940 г.
Промышленность
1941г. 1942г. 1943г.
Авиационная
Танковая
Вооружения
Боеприпасов
126
112
145
152 178
184
191
218 223
234
200
264
Сравнительные данные о военном производстве СССРи фашистской Германии в 1941 —1942 гг.
СССР
(2-е полугодие) 1941 и 1942 г. Германия
(1941-1942 гг.) Превышение военного производства
СССР над Германией
Винтовки и карабины (млн. шт.) 5,62 2,73 2,89
Пистолеты-пулеметы (млн. шт.) 1,6 0,56 1,05
Пулеметы (тыс. шт.) 462,3 213,2 249,1
Орудия (тыс. шт.) 157,3 62,6 94,7
Минометы (тыс. шт.) 272.3 14,0 258,3
Танки (тыс. шт.) 29,2 10,0 19,2
Боевые самолеты (тыс. шт.) 29.9 20,0 9,9
Пояснения учителя. ГКО были приняты чрезвычайные меры. В 1942 г. была введена трудовая мобилизация всего городского и сельского населения, Ужесточены меры по укреплению трудовой дисциплины. Была расширена сеть фабрично-заводских училищ (ФЗУ), через которые прошло около 2 млн. человек. Значительно возросло использование женского и подросткового труда на производстве. Рост военного производства при сокращении количества рабочих и служащих достигался за счет интенсификации труда, увеличения продолжительности рабочего дня, сверхурочных работ и укрепления трудовой дисциплины.
4.Какой вклад в победу внесла наша республика? Рассказ учителя.
Чистополь был в годы войны глубоким тылом. Сообщение учащихся о том, какие предприятия эвакуировали в Чистополь, что они выпускали. Заслушиваются сообщения, подготовленные учащимися заранее.
Первый учащийся. Оборудование второго Московского часового завода, размещенное в 170 вагонах, доставлялось в Казань и отправлялось в Чистополь на баржах. Первая баржа прибыла в город 10 ноября 1941 года, после прекращения навигации станки доставляли вплоть до февраля 1942 года, в сорокаградусные морозы, на лошадях по ледовой дороге через Каму. Вместе с оборудованием Московского часового завода прибыли в Чистополь из Москвы 488 специалистов во главе с директором. Тем не менее, рабочих рук не хватало, приходилось набирать сотрудников из местных и эвакуированных жителей. На работу принимались 14 и 15-летние подростки, которые вместе с москвичами занимались монтажом оборудования, заодно обучаясь новым профессиям. Коллектив эвакуированного в Чистополь второго Московского часового завода в годы войны занимался изготовлением танковых часов, запалов для противотанковых гранат. По специальным ведомственным заказам на предприятии были разработаны и внедрены в серийное производство конструкция 60-суточной мины замедленного действия, приборы расхода горючего на самолетах, срочности для торпед, самописцы для гидрометеорологической службы РККА и др.
Второй учащийся. Чистопольский судоремонтный завод, объединившись с Калачинским и Сталинградским предприятиями, изготавливал ручные гранаты и лодки для установки пулеметов — «речные тачанки», необходимые при форсировании водных рубежей. В период Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. значительная часть судов Камского речного пароходства выполняла задание по доставке военных грузов в районы Сталинграда и вывозу из прифронтовой полосы раненых в тыл страны.
Третий учащийся. Определенным подспорьем в деле организации производственных процессов являлась и такая форма работы с гражданами, как надомничество, распространившаяся на предприятиях местной промышленности и в промысловой кооперации. Многие домохозяйки, не имевшие возможности работать непосредственно на рабочем месте (например, имевшие малолетних детей), инвалиды, пожилые люди, которым тяжело было передвигаться и др., выразили желание оказывать помощь, выполняя заказы на дому. В первый же месяц войны заявления с просьбой принять их надомниками подали более 300 человек.
5.Жизнь и быт людей в тылу.
Цель: стимулировать познавательную активность учащихся посредством использования материалов и документов эпохи.
Работа с текстом газет. Раздаточный материал.
Предварительные выводы по работе с раздаточным материалом.
Рассказ учителя.
С осени 1941 г. было введено централизованное распределение продуктов питания (карточная система), позволившее избежать массового голода.
Беседа с учащимися: проанализируем таблицу
Установленные в начале войны нормы снабжения населения СССР
Категории
населения Хлеб, г на 1 человека в день Сахар, кондитерские изделия, г на 1 человека в месяц
1-я категория 2-я категория 1-я категория 2-я категория
Рабочие 800 600 800 600
Служащие 500 400 400 600
Иждивенцы 400 400 600 400
Дети до 12 лет 400 400 600 400
Дифференцировались и нормы снабжения мясом, рыбой. Обычная месячная норма по рабочей карточке этими продуктами была следующей: мясо, рыба — 1,8 кг, жиры — 0,4 кг, крупа и макаронные изделия — 1,2 кг. Служащие, иждивенцы и дети получали меньше этих норм. Очевидцы и участники тех событий вспоминают.
С 1943 года, в 16 лет, Зоя Матвеевна Слепнева стала работать на чистопольском судоремонтном заводе учеником токаря. Она рассказывала: «Мы, еще дети, по сути, работали по 12 часов, без выходных. Делали детали, зажигалки для фронта, так называемые «баклуши». Жили в неотапливаемом заводском общежитии. Ох, и холодина там стояла зимой. Вода в кружках замерзала. В чем ходили, работали — в том и спали. Мыло была на вес золота. Его выдавали только в бане раз в неделю, а так руки соляркой споласкивали. Вечно голодные, только и мечтали о том, чтобы хлебушка в волю поесть. Ведь в ту пору действовала жесткая карточная система». Ввиду привлечения мужчин сельской местности на фронт, рабочими предприятий, в систему государственных трудовых резервов, аграрное производство всецело легло на плечи женщин-домохозяек, пожилых колхозников и подростков. Детский труд широко использовался на прополке, сенокосе, молотьбе, уборке урожая и т.д. Учебный год в сельских и городских школах начинался позже в связи с тем, чтобы вовремя завершить сельскохозяйственные работы. В сентябре 1941 года СНК ТАССР специальным постановлением ввел на сельхозработы трудовую повинность для всего трудоспособного населения городов, городских поселков и сельских поселений, включая учащихся. Главное отличие трудовой повинности от государственных централизованных мобилизаций заключалось в сезонном и относительно кратковременном характере этих работ. Как правило, метод повинности применялся на заготовке топлива, торфодобыче, расчистке железных дорог. Подобным же принудительным образом организовывались гужевые работы в период осенне-зимних лесозаготовок, в железнодорожном строительстве и т.д. За отказ от выполнения повинности полагалась уголовная ответственность.
С началом всеобщей мобилизации в Чистополе и районе оставались женщины, старики и дети, которые заменили на производстве и в сельском хозяйстве мужчин. Так, в 1941 году, на чистопольском хлебозаводе остались исключительно женщины. К труду пекарей добавилась также заготовка топлива для печей: специально создаваемые для валки леса женские бригады отправлялись на правый берег Камы, где заготавливались дрова. Елена Николаевна Алексеева пришедшая на хлебозавод в 1941 году вспоминала: «Мы работали по 18 часов в сутки. А работа сплошь ручная, тяжелая. Выматывались настолько, что дойти до дома сил не хватало. Попробуй несколько часов постоять у жарящей печи… Сколько обмороков было. Хлеб печем, а у самих с голодухи живот сводит. Печь растопить да поддержать в ней нужную температуру — одно мучение было. Дров надо много — они не успевали просохнуть. Так сырыми и приходилось топить. Печь протопишь, угли по углам разбросаешь, начинаешь хлеб укладывать. А посадить хлеб в печь — сноровка нужна, без опыта его можно перевернуть. Так за смену через руки по 6-9 тонн проходило». Семьи военнослужащих испытывали серьезные сложности с жильем, обеспечением основными продовольственными и промышленными товарами. Введение централизованного нормированного снабжения на основе карточной системы не снимало проблемы. Показательным в этом отношении является письмо 50 эвакуированных из села Старое Иванаево Чистопольского района. Не найдя решения своего вопроса на местном уровне, они были вынуждены обратиться в центральную газету республики «Красную Татарию». В заметке «Нас забыли» от 21 апреля 1942 г. они писали: «Обращаемся к вам за содействием - снабдить нас и наших детей продуктами. За январь, февраль и март мы ничего не получаем, кроме хлеба, тогда как город Чистополь своих пайщиков снабжает сейчас конфетами или сахаром за февраль. Сахарный песок привезен, но на него наложена броня на военные нужды...» Только после опубликования статьи людям были отпущены положенные им по закону продукты. Судя по архивным документам, согласно накладной были выданы: мыло детское - 8 кусков, мясо говяжье - 13 кг, колбаса - 13 кг, сахарный песок - 10,4 кг, масло топленое - 10,4 кг, мука пшеничная - 52 кг и ряд других продуктов.
Цены в военный период были откровенно «устрашающими». Стоимость 1 кг картофеля в Татарстане за два года войны выросла с 2 до 25 руб., капусты - с 2 до 40 руб., говядины - с 28 до 280 руб., свинины - с 28 до 250 руб. В среднем, цены на рынках крупных городов были выше довоенных в 13 раз и превышали уровень цен на продукты, продававшиеся по карточкам, в 20 с лишним раз.
Но гораздо в более тяжелом положении в плане обеспечения продовольствием находилось местное крестьянское население. Если горожане и эвакуированные все же могли рассчитывать на получение хотя бы минимума продуктов по карточкам, то сельчане были лишены и этой социальной помощи со стороны государства. В то время как жители городов, представители сельской интеллигенции, инвалиды и эвакуированные гарантированно имели в среднем на человека 500-900 грамм хлеба в день, 1,8 кг мяса или рыбы, 1,3 кг крупы или макаронных изделий в выдача продуктов колхозникам зависела исключительно от количества выработанных ими трудодней.
В целом, в годы войны выдача зерновых на душу населения сократилась почти в 3 раза. Крестьянин получал из колхоза в день меньше 200 грамм зерна и около 100 грамм картофеля.
Колхозники из деревни Змеево в июне 1942 г., жалуясь на издевательства правления своего колхоза, указывали: «За свою работу мы получаем только кило муки (авансом) за каждый трудодень. Больше колхоз нам ничего не дает и по нашим просьбам не отпускает ни за наличный расчет, ни в счет работы...»
Первичное закрепление по изученному материалу.
Фронтальный опрос, беседа.
1. Как жилось людям в тылу?
2. Сегодня труженики тыла приравнены в правах с участниками боевых действий. Им создаются памятники. Почему?
Организуется беседа по заданию, предложенному в начале урока.
Возможный ответ.
В условиях войны граждане страны забывали о сне и отдыхе, многие из них перевыполняли трудовые нормы в 10 и более раз. Лозунг: «Все для фронта, все для победы над врагом!» стал по сути всенародным. Желание внести свой вклад в победу над врагом проявлялось в разных формах трудового соревнования. Оно стало важным моральным стимулом для роста производительности труда в советском тылу.Достижения советской экономики в годы Великой Отечественной войны были бы невозможны без трудового героизма советских людей. Работая в неимоверно тяжелых условиях, не жалея своих сил, здоровья и времени, они проявляли стойкость и упорство в выполнении заданий.
Обсуждение проблемного задания.
6.Наука и художественная культура в годы войны.
Пояснения учителя, рассказ.
Сегодня на уроке мы узнали о том, как работал тыл в годы войны. Но в тылу были разные категории людей. Это не только рабочие, служащие, колхозники, но и ученые, писатели, артисты. Все они также вносили свой вклад в победу.
Дома вы поработаете над текстом учебника и сможете более подробно познакомиться с деятельностью этих слоев советских людей в годы войны.
IV.Домашнее задание. Заполнить таблицу.
Цель: формировать навыки и умения анализировать текст, выделять главное.
Вклад в победу разных категорий советских людей.
Категория Какой вклад внесли в победу
Рассказ учителя.
Наука. Большой вклад в обеспечение победы над врагом внесли ученые. Они разрабатывали технологию изготовления новых твердых сплавов и сталей, необходимых танковой промышленности; вели исследования в области радиоволн, способствуя созданию отечественных радиолокаторов. Л. Д. Ландау разработал теорию движения квантовой жидкости, за что впоследствии получил Нобелевскую премию.
Литература и искусство. Был смягчен административно-идеологический контроль в области литературы и искусства. В годы войны многие писатели ушли на фронт, став военными корреспондентами. Выдающиеся антифашистские произведения: стихи А. Т. Твардовского, О. Ф. Берггольц и К. М. Симонова, публицистические очерки и статьи И. Г. Эренбурга, А. Н. Толстого и М. А. Шолохова, симфонии Д. Д. Шостаковича и С. С. Прокофьева, песни А. В. Александрова, Б. А. Мокроусова, В. П. Соловьева-Седого, М. И. Блантера, И. О. Дунаевского и др.— поднимали моральный дух советских граждан, укрепляли у них уверенность в победе, развивали чувства национальной гордости и патриотизма.
В Чистополь прибыли писатели, эвакуированные из Москвы. Это особая страница в истории Чистополя. Массовая реэвакуация писателей началась весной 1943 г., но сюжеты, связанные с пребыванием в Чистополе прочно вошли в произведения военных лет, навсегда оставшись в летописи советской литературы.
В свою очередь, чистопольцы с благодарностью вспоминают писателей, которые делили с ними невзгоды войны, привнеся в провинциальны, тихий городок творческую, насыщенную духовными событиями атмосферу, заставив чистопольцев жить такой же насыщенной жизнью. Они формировали активную жизненную позицию, гражданственность, внося свой вклад в дело Победы.
Особую популярность в годы войны приобрел кинематограф. Отечественные операторы и режиссеры фиксировали важнейшие события, происходившие на фронте, снимали документальные («Разгром немецких войск под Москвой», «Ленинград в борьбе», «Битва за Севастополь», «Берлин») и художественные фильмы («Зоя», «Парень из нашего города», «Нашествие», «Она защищает Родину», «Два бойца» и др.).
Известные артисты театра, кино и эстрады создавали творческие бригады, которые выезжали на фронт, в госпитали, заводские цеха и колхозы. На фронте было дано 440 тыс. спектаклей и концертов силами 42 тыс. творческих работников.
Большую роль в развитии агитационно-массовой работы сыграли художники, оформлявшие «Окна ТАСС», создававшие плакаты и карикатуры, известные всей стране.
Главными темами всех произведений искусства (литературы, музыки, кино и др.) стали сюжеты из героического прошлого России, а также факты, свидетельствовавшие о мужестве, верности и преданности Родине советских людей, боровшихся с врагом на фронте и на оккупированных территориях.
V.Рефлексия. Цель-выяснить, насколько прочно учащиеся усвоили материал урока.
Мы сегодня многое узнали из истории нашего государства периода Великой Отечественной войны. Чтобы закрепить изученное сегодня на уроке предлагаю вам такую работу. Я буду начинать предложение, а вы его закончите.
Дела и помыслы всех людей того периода были направлены только к одной цели…
Большинство занятых на фабриках и заводах это-
Предлагаю каждому записать два предложения и закончить их:
Я удивился тому, что…
Я даже не знал, что…
На этом урок закончен. Надеюсь, что он прошел с пользой.