Конспект урока Окружающий мир Большие и маленькие


Тема: Про больших и маленьких
Предмет: окружающий мир, УМК Перспективная начальная школа
Оборудование:
презентация к уроку;
раздаточный материал: рисунки с изображением животных и их детёнышей компьютер, проектор, экран;
тест
Минимальные требования к программным ресурсам: компьютер, проектор для использования ресурса в виде проецирования на экран.
Место урока в образовательном процессе
Урок по теме «Про больших и маленьких» проводится для учащихся 1 класса, обучающихся по УМК «Перспективная начальная школа», автор учебника Федотова О.Н., Трафимова Г.В. Трафимов С.А. «Окружающий мир»М, Академкнига/Учебник, 2011 год
Технологическая карта изучения темы
Тема: Живая и неживая природа
Тип урока по целеполаганию: Урок «открытия» новых знаний
Цель урока: На примере развития лягушек познакомить учащихся с появлением потомства у животных
Задачи урока: 1) образовательные: выяснить, как животные заботятся о своём потомстве на примере поведения птиц и млекопитающих
2) развивающие: ознакомить с термином «Млекопитающие» животные; продолжить формирование навыка устного рассказа по рисунку, формирование навыка чтения на материале урока
3) воспитательные: воспитание любви и бережного отношения к окружающему миру; повышение познавательной активности, учебной мотивации, научить самостоятельно получать знания в новых для учащихся условиях, учить работать в группе, уважать мнение товарищей.
Основные термины и понятия темы: млекопитающие
Личностные УУД: -Овладение начальными навыками адаптации в изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося;
-развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Предметные результаты: - знать особенности жизни животных весной.
- рассматривать и сравнивать иллюстрации, извлекать из них информацию о поведении животных , их внешнем виде,
приводить примеры животных и их детёнышей.; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Метапредметные УУД: Познавательные УУД:
- освоение способов решения проблем поискового характера;
- освоение основ познавательной рефлексии;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения,
- установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, природных процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
- овладение базовыми предметными понятиями,
- высказывать свое предположение;
Регулятивные УУД:
- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- умение работать в материальной и информационной среде в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Коммуникативные УУД:
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Организация пространства
Межпредметные связи Формы работы
Русский язык (развитие речи )Фронтальная, индивидуальная,
групповая.
1 этап: Самоопределение к деятельности.
Цель этапа: подготовка обучающихся к предстоящей работе на уроке.
Формируемые УУД: позитивное отношение к предстоящей деятельности, включение в учебную деятельность.Деятельность учителя Деятельность учащихся
Учитель:
Ребята, На прошлом уроке мы с вами были в весеннем лесу, сегодня продолжим своё путешествие. Давайте вспомним, как надо вести себя в лесу?
Всем предлагаю сесть в вертолёт и в путь. Ученики повторяют правила поведения в лесу.
II этап. Актуализация знаний
(беседа на основе имеющихся знаний учащихся по подготовке к постановке цели урока)
Цель этапа: выведение проблемного вопроса на основе имеющихся знаний обучающихся.
Формируемые УУД: овладение логическим действием обобщения; построение рассуждений на основе известных понятий.
Учитель:
-Как зимовали насекомые?
-А как изменяется их жизнь с приходом весны?
Каких бабочек можно увидеть ранней весной? Слайд 1- каких бабочек вы встречали?
Ответы детей:
Спали в укрытиях
Они пробуждаются ,выползают из зимних спаленок
Крапивница, лимонница, траурница, павлиний глаз
III этап. Постановка учебной задачи
Цель этапа: создание условий для формулирования детьми цели урока. 
Формируемые УУД: умение осознавать и формулировать цель работы на уроке с помощью учителя; понимание учебной задачи и стремление её выполнить; готовность слушать и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
использование анализа, сравнения для выявления общих и различных свойств понятий;
Учитель:
- Наш вертолёт опустился на опушке леса, вдали видна небольшой пруд.
Откроем разворот учебника и посмотрим, каких животных мы можем здесь встретить. У каких животных весной появляются малыши? Кто сможет назвать их.?Все ли дети похожи на своих родителей?
Дети высказывают свои предположения.
Приводят примеры.
IVэтап. Изучение новой темы (Решение учебной задачи) – (третий лучик)
Цель этапа: создание условий для решения учебной задачи и нахождение путей её решения.
Формируемые УУД: овладение начальными сведениями об объектах живой и неживой природы, а также базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами, активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач. Учитель: Ребята, а вот и первый житель. Это лягушка
Слайд 2
Лесные сказкиРасскажи, как на свет появляются лягушки? -
Кто должен заботиться о родившихся лягушатах?
(Хрестоматия – с.57)
Учитель: Похожи ли птенцы на своих родителей.
Хрестоматия с 58-61
.Встреча с зайцем. 
1) Беседа.  - Заяц здесь белый. Загляните в книгу и скажите, что происходит в жизни зайца с приходом весны и тепла?
2) Рассказ учителя о заячьем потомстве.   
- Почему же зайчиха бросает своих детей? 
 - Может она плохая мать?
Физминутка слайд 3
Медвежата в чаще жили
Головой они крутили,
Вот так, вот так головой они крутили.
Медвежата мед искали,
Дружно дерево качали,
Вот так, вот так дружно дерево качали.
Медвежата воду пили,
Друг за дружкою ходили,
Вот так, вот так друг за другом все ходили.
Медвежата танцевали,
Кверху лапы поднимали,
Вот так, вот так кверху лапы поднимали.
Встреча с медведями.
а) Беседа-
Что делала медведица зимой?- Почему весной она вышла из берлоги не одна? –
Чем питались малыши в берлоге?
б)Рассказ учителя о млекопитающих? 
в) Чтение рассказа «Как медведица о медвежатах заботится»
(стр.62 «Хрестоматия»).
Ответы детей.
Чтение текста хрестоматии.
Ответы на вопросы.
Ответы детей на основе жизненного опыта.
(Если школа -городская, можно слайды)
Чтение текста хрестоматии.
Ответы на вопросы.
Ответы детей.
Чтение по цепочке
Vэтап. Первичное закрепление
(Групповая работа)
Цель этапа: осознание и применение знаний, полученных при решении учебной задачи.
Формируемые УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; осуществлять проверку группового задания; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; готовность слушать собеседника.
Учитель: Прежде, чем продолжить работу дальше, давайте вспомним правила поведения в группе.
«Большие и маленькие».
 (На одних карточках написаны животные: ЗАЙЧИХА, ЛОСИХА, МЕДВЕДИЦА, ЛЯГУШКА,БЕЛКА. На других карточках записаны детки: ЗАЙЧАТА, ЛОСЯТА, МЕДВЕЖАТА, ЛЯГУШАТА, БЕЛЬЧАТА). - слушать и уважать мнение товарища; работать дружно, сообща; вежливо обращаться друг к другу, а также вежливо делать замечания; при необходимости оказывать помощь друг другу.
Работают в группах. (Дети сопоставляют написанное на карточках и встают в свою очередь, изображая повадки этого животного)
VI этап. Обобщение и закрепление. (Контроль).
(пятый лучик)
Цель этапа: обобщение и закрепление полученных знаний посредством теста.
Формируемые УУД: становление познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, а также мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения; Учитель: А сейчас - тест
У коровы рождаются___________________________
У кошки рождаются_____________________________
Курица высиживает_______________________________
У лягушки появляются________________________________-
У скворца в гнезде_________________________________
У медведицы_____________________________________
У овечки__________________________________________
У лошади____________________________________
Дети выполняют работу письменно на бланках.
Проверяют правильность выполнения задания.
VII этап. Рефлексия. (шестой лучик)
Цель этапа: проверка достижения собственной цели, оценка эмоционального состояния и активности на уроке каждого учащегося.
Формируемые УУД: умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; осознание личностного смысла учения; закрепление положительной мотивации на учебную деятельность. 
Учитель:
С кем встретились на уроке?
- Что узнали о больших и маленьких?  
- С каким настроением вы заканчиваете этот урок? Слайд 4
- Ребята, вы отлично работали на уроке, узнали много нового и интересного. Спасибо за урок! В течение 2-3 минут дать возможность высказаться детям.