Элективный курс Экология человека


Экология человека. Культура здоровья.
8 класс (34 ч, 1 ч в неделю)
Пояснительная записка
Предлагаемая программа ориентирована на учащихся общеобразовательных школ и направлена на дополнение базовых знаний по биологии.
Главные цели курса — формирование мировоззрения, развитие разносторонних способностей, воспитание экологической культуры школьников.
Основными задачами курса являются: экологизация биологических знаний, развитие идей курса «Человек», направленных на сохранение здоровья человека, изучение влияния окружающей среды на ткани, органы, системы органов и организм в целом. Практическая направленность курса реализуется в разнообразных формах проектной деятельности, практических и лабораторных работах.
В предлагаемой программе сохраняется логика построения курса: от общих представлений о среде обитания и условиях существования к конкретному влиянию основных экологических факторов на организм. Рассматриваются вопросы влияния абиотических, биотических, антропогенных факторов на организм человека в целом и их воздействие на системы органов. При этом существует возможность изменения расположения тем в зависимости от логики изложения курса анатомии и физиологии человека.
Программа рассчитана на 1 ч в неделю и включает разделы: «Окружающая среда и здоровье человека», «Влияние факторов среды на функционирование систем органов», «Репродуктивное здоровье». Внутри второго раздела материал распределяется по темам в соответствии с изученными в курсе анатомии системами органов. После изучения основных разделов и тем предусматривается проектная деятельность учащихся. Кроме того, для формирования навыков и умений практически использовать полученные знания предлагаются лабораторные и практические работы.
Для расширения кругозора школьников и развития умения использовать полученные знания в жизни рекомендуются экскурсии по темам: «Здоровье и образ жизни», «Взаимное влияние организма человека и окружающей среды».
В программе наряду с основным материалом имеется дополнительный для ознакомительного изучения, используемый по усмотрению учителя. Преподаватель имеет возможность изменить предлагаемое распределение часов на изучение тем в зависимости от уровня знаний учащихся.
В ходе изучения курса у учащихся формируются знания:
о взаимосвязи здоровья и образа жизни;
о воздействии природных и социальных факторов на организм человека;
о влиянии факторов окружающей среды на функционирование и развитие систем органов;
об основных условиях сохранения здоровья;
о факторах, укрепляющих здоровье в процессе развития человеческого организма;
о необходимости участия в охране окружающей среды.
В результате усвоения учебного материала курса у учащихся формируются умения:
оценивать состояние здоровья;
находить связь между биосоциальными факторами среды и здоровьем человека;
соблюдать гигиенические правила (питания, дыхания, сна и др.), режим дня (двигательной активности, труда, отдыха и др.);
применять способы закаливания и ухода за кожей;
уменьшать вредное воздействие стресса и утомления;
проводить наблюдения и самонаблюдения.
Тематический план
Название темы Количество часов
Введение 0,5
I. Окружающая среда и здоровье человека 7
Экология человека как научное направление.
логическую, социальную и прикладную составляющие 1
Классификация экологических факторов: абиотические, биотические антропогенные 1
Человек как биосоциальное существо. 1
История развития представлений о здоровом образе жизни 1
Характеристика основных адаптивных типов человека 1
Климат и здоровье. Биометеорология. Экстремальные факторы 1
Вредные привычки, пагубные пристрастия
Лабораторная работа. Оценка состояния здоровья.
1
Всего 7,5
II. Влияние факторов среды на функционирование систем органов
1. Опорно-двигательная система 2
Условия правильного формирования опорно-двигательной системы. Лабораторная работа. Оценка подготовки организма к занятиям физической культурой.
2. Кровь и кровообращение 5
Природные и антропогенные факторы, влияющие на состав крови 1
Онкологические заболевания. Аллергия. СПИД. 1
Условия полноценного развития системы кровообращения 1
Условия полноценного развития системы кровообращения 1
Профилактика нарушений деятельности органов кровообращения.
1
3. Дыхательная система 1
4. Пищеварительная система 4
Состав и значение основных компонентов пищи. 1
Вредные примеси пищи, их воздействие на организм.
1
Рациональное питание. Режим питания. Диета.
1
Практическая работа. О чем может рассказать упаковка продукта (выполняется по желанию). 1
5. Кожа 3
Воздействие на кожу солнечных лучей Закаливание. Роль кожи в терморегуляции. Практическая работа. Реакция организма на изменение температуры окружающей среды.
6. Нервная система. Высшая нервная деятельность 5
Факторы, влияющие на развитие и функционирование нервной системы 1
Стрессоустойчивость и типы высшей нервной деятельности. 1
Темпераменты. Биоритмы. 1
Биологические часы. Гигиенический режим сна. 1
Практическая работа. Развитие утомления. 1
7. Анализаторы 2
Профилактика нарушений функционирования зрительного анализатора, органов слуха и равновесия.
1
Лабораторная работа. Острота слуха и шум 1
Всего 22
III. Репродуктивное здоровье
Половая система. Развитие организма 4
Половые железы. Вторичные половые признаки Период полового созревания. Половая жизнь.
Беременность. Факторы риска, влияющие на внутриутробное развитие.
Заболевания, передающиеся половым путем. Значение ответственного поведения.
Заключение 0,5
Всего 4,5
Итого 34
Содержание курса
Введение (0,5 ч)
Место курса «Экология человека. Культура здоровья» в группе дисциплин естественно - научного цикла. Значимость и практическая направленность курса.
I. Окружающая среда и здоровье человека (7 ч)
Экология человека как научное направление, включающее биологическую, социальную и прикладную составляющие. Классификация экологических факторов: абиотические, биотические, антропогенные.
Человек как биосоциальное существо. Связь природной и социальной среды со здоровьем (физическим, психическим, социальным). Образ жизни. Здоровье. Здоровый образ жизни.
История развития представлений о здоровом образе жизни. Этапы развития взаимоотношений человека с природой.
Характеристика основных адаптивных типов человека. Расы человека: негроидная, европеоидная, монголоидная. Этнография.
Климат и здоровье. Биометеорология. Экстремальные факторы: перегрузки, невесомость, электрические и магнитные поля, ионизирующая радиация.
Вредные привычки, пагубные пристрастия: табакокурение, употребление алкоголя и наркотических веществ.
Лабораторная работа. Оценка состояния здоровья.Проектная деятельность. История возникновения отдельныхэкологических проблем. Группы населения и природно-климатические условия. Климат и здоровье.
II. Влияние факторов среды на функционирование систем органов (22 ч)
1. Опорно-двигательная система (2 ч)
Условия правильного формирования опорно-двигательной системы. Двигательная активность. Гиподинамия. Основные категории физических упражнений.
Лабораторная работа. Оценка подготовки организма к занятиям физической культурой.
Проектная деятельность. Формирование навыков активногообраза жизни.
2.Кровь и кровообращение (5 ч)
Природные и антропогенные факторы, влияющие на состав крови. Гипоксия. Анемия. Изменение клеток иммунной системы. Онкологические заболевания. Аллергия. СПИД.
Условия полноценного развития системы кровообращения. Юношеская гипертония. Профилактика нарушений деятельности органов кровообращения.
Проектная деятельность. Здоровье как главная ценность (вакцинация; помощь больным; показатели состояния здоровья).
3.Дыхательная система (1ч)
Правильное дыхание. Горная болезнь.
Лабораторная работа. Влияние холода на частоту дыхательных движений.
4.Пищеварительная система (4 ч)
Состав и значение основных компонентов пищи. Гиповитаминозы. Питьевой режим. Вредные примеси пищи, их воздействие на организм.
Рациональное питание. Режим питания. Диета.
Практическая работа. О чем может рассказать упаковка продукта (выполняется по желанию).Проектная деятельность. Рациональное питание.
5.Кожа (Зч)
Воздействие на кожу солнечных лучей. Солнечное голодание. Правила пребывания на солнце. Закаливание. Роль кожи в терморегуляции.
Практическая работа. Реакция организма на изменение температуры окружающей среды.
Проектная деятельность. Закаливание и уход за кожей.
6.Нервная система. Высшая нервная деятельность (5 ч)
Факторы, влияющие на развитие и функционирование нервной системы. Утомление, переутомление, стресс. Стрессоустойчивость и типы высшей нервной деятельности. Темпераменты. Биоритмы. Биологические часы. Гигиенический режим сна.
Практическая работа. Развитие утомления. Лабораторные работы. Оценка температурного режима помещений. Оценка суточных изменений некоторых физиологических показателей.
7.Анализаторы (2 ч)
Профилактика нарушений функционирования зрительного анализатора, органов слуха и равновесия.
Лабораторная работа. Острота слуха и шум. Проектная деятельность. Бережное отношение к здоровью. Формирование организма подростка под действием гормонов гипофиза и щитовидной железы (выполняется по желанию).
III. Репродуктивное здоровье (4 ч)
Половая система. Развитие организма (4 ч)
Половые железы. Вторичные половые признаки. Период полового созревания. Половая жизнь.
Беременность. Факторы риска, влияющие на внутриутробное развитие.
Заболевания, передающиеся половым путем. Значение ответственного поведения.
Заключение (0,5 ч)
Подведение итогов по курсу «Экология человека. Культура здоровья». Здоровье как одна из главных ценностей. Влияние биологических и социальных факторов на организм человека.
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса по курсу «Экология человека.
Различать научную и паранаучную информацию о влиянии различных экологических факторов на человека и его здоровье.
Описывать влияние экологических факторов на здоровье человека.
Описывать влияние социальных факторов на здоровье человека.
Перечислять случайные и закономерные влияния экологических факторов на здоровье и работоспособность человека.
Прогнозировать возможные последствия изменения окружающей среды на бытовом уровне.
Объяснять значение и место взаимоотношений человека и природы в материальной и духовной культуре человека.
Сравнивать проблемы здоровья людей разных профессий и социальных групп в зависимости от их общекультурных позиций, ценностных установок и ориентации.
Уметь организовывать диалог и находить компромиссы по вопросам оптимизации собственных отношений со средой.
Проявлять активность в пропаганде здорового образа жизни и отказе от вредных привычек.
ЛИТЕРАТУРА

Литература для учителя
Экология: Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник, А.П. Сидорин. – М.: Дрофа, 1995.
Экология: Т.А. Козлова, Т.С. Сухова, В.И. Сивоглазов / Книга для учителя. – М.: “Школа-Пресс”, 1996.
Основы экологии: Н.М. Чернова, В.М. Галушин, В.М. Константинов. – М.: “Просвещение”, 1997.
Экология: Школьный справочник / Сост. А.П.Ошмарин, В.И.Ошмарина. – Ярославль: “Академия развития”, 1998.
Замыкающийся круг: Б. Коммонер. Л.: Гидрометеоиздат,1974.
Экология для учащихся: Факультативный курс. А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 1995.
Экологические очерки о природе и человеке. Б. Гржимек. – М.: Прогресс, 1988.
Знать и беречь природу: Пособие для учителей. А.В. Миронов.– Казань: Тат.кн.изд., 1984.
Охрана природы: Факультативный курс. Пособие для учащихся / А.В. Михеев, К.В. Пашканг, Н.Н. Радзевич, А.П. Соловьева; Под редакцией К.В. Пашканга. – М.: Просвещение, 1983.
Литература для учащихся
Основы экологии: Н.М. ернова, В.М. Галушин, В.М. Константинов. – М.: “Просвещение”, 1997.
Экология: Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник, А.П. Сидорин. – М.: Дрофа, 1995.
Экология: Школьный справочник / Сост. А.П.Ошмарин, В.И.Ошмарина. – Ярославль: “Академия развития”, 1998.
Экология России: Б.М.Миркин, Л.Г.Наумова / Учебник из Федерального компонента для 9-11-х классов общеобразовательной школы. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: АО МДС, 1996.
Основы экологии. Р.М.Дажо. – М.: Прогресс, 1975.
Книга для чтения по охране природы: А.Н.Захлебный / Для учащихся 9-11 кл. сред.шк. – М.:Просвещение, 1986.