Урок по математике : Доли. Обыкновенные дроби


План – конспект урока Учитель: Курманалиева Насима Анваровна5 класс Тема: Доли. Обыкновенные дроби.
Цель: Ознакомить учащихся с понятием дроби, научиться определять числитель и знаменатель дроби, что показывает числитель и знаменатель дроби; понимать, что такое доля, половина, треть и четверть; уметь записывать дроби
Задачи:
образовательные (формирование познавательных УУД):
научить правильно читать и писать дроби , находить знаменатель и числитель, научить правильно понимать дробь;
воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить в паре продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность; осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы.
развивающие (формирование регулятивных УУД)
формулировать вопросы по теме на основе опорных (ключевых и вопросительных) слов, развивать умение, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Тип урока: Комбинированный урок
Фундаментальные образовательные объекты: число, задача, текст
Формы работы учащихся: Фронтальная, парная, самостоятельная, коллективная.
Главная проблема урока: добиться умения читать, записывать дроби; понимать, что означает числитель и знаменатель.
Планируемые результаты:
правильное чтение и запись обыкновенных дробей.
применение новых знаний в новой ситуации;
объяснение того, что показывает обыкновенная дробь.
Оборудование: Учебник, интерактивная доска, настенная доска, карточки самооценки.
Технологическая карта урока:

п\пЭтап
урока Формируемые УУД Деятельность учителя Деятельность учащихся Время (в мин)
1 Организационный этап Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.Регулятивные: организация своей учебной деятельностиЛичностные: мотивация учения Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.
Приветствуют учителя, включаются в деловой ритм урока.
1
2 Актуализация знаний
учащихся Познавательные: структурирование собственных знаний.
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Личностные: оценивание усваиваемого материала. Проверка домашнего задания в парах Участвуют в работе по проверке домашнего задания (в парах), в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы 3
3 Постановка цели и задач урока. Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Личностные: самоопределение.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы. Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока. 3
4 Этап изучения нового материала. Познавательные: самостоятельное решение проблемы, построение логической цепи рассуждений;
Личностные: формировать способность к эмоциональному восприятию математических рассуждении.
Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;
Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество. Запись на доске новых понятий: доли, обыкновенная дробь, числитель, знаменатель, что они означают. Акцентирует внимание на записи и чтении обыкновенных дробей.
Учитель дает возможность обучающимся самостоятельно дать определение “Доли”, изображать дроби на координатном луче. Обучающиеся, вместе с учителем читают готовые записи дробей, определяют место нахождения числителя и знаменателя, их значения. Изображают дроби на координатном луче. 13
5 Физкультминутка Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу. 2
6 Этап первичное осмысление и закрепление знаний.
Личностные: формирование позитивной самооценкиРегулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы. Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок. Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач. 15
7 Рефлексия (подведение итогов урока) Регулятивные: оценивание собственной деятельности на урокеПодводит итоги работы учащихся и класса в целом. Учащиеся сдают карточки самооценки. 2
8 Домашнее задание Дает комментарий к домашнему заданию Учащиеся записывают в дневники задание. 1
Ход урока

п\пЭтапы урока Деятельность учителя Деятельность учеников Время (в мин)
1 Организационный этап
Цель: создать благоприятный психологический настрой на работу, мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки; осознанное, вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке. Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.
Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь.
-У каждого из вас на столах лежат карточки самооценки. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончанию решения каждой задачи, вы должны оценить свою работу:
"+" - справился с задачей без затруднений,
"-" - не справился с задачей. Учащиеся слушают учителя, подписывают карточки самооценки 1
2 Актуализация знаний учащихся
Цель: Актуализация опорных знаний и способов действий. Проверка домашнего задания:
Ребята, давайте проверим домашнее задание, для этого обменяйтесь тетрадями с соседом по парте.
Вам был задан № 878(а, б). Проверим, как вы справились с решением уравнений. Есть ли вопросы по решению уравнений?
Давайте вспомним, как найти неизвестный
множитель,
делимое,
уменьшаемое,
вычитаемое,
слагаемое?
Ребята, посмотрите на доску. Правильно ли решены у вас уравнения?
а) (х-152)*59=6018
х-152=6018:59
х-152=102
х=102+152
х=254
Ответ:254
б) 51815:(р-975)=1205
р-975=51815::1205
р-975=43
р=43+975
р=1018
Ответ: 1018
Отвечает на вопросы учащихся
Учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют домашнее задание по готовым ответам, исправляют ошибки и ставят оценку. Каждый ученик фиксирует в карточке самооценки пункт «Домашнее задание»
- Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель.
- Чтобы найти неизвестное делимое, надо частное умножить на делитель.
- Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность.
- Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое. 3
3 Постановка цели и задач урока.
Цель: Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими тему и целей урока.
Задание записано на доске:.15 * 11 И24 * 3 И0 * 17 И125 * 8 О25 * 9 * 4 Л
520 : 10 Д64 : 32 Б51 : 17 О40 * 60 Д1000 : 125 РЕсли вы, верно, найдете значения выражений и расположите ответы в порядке убывания, то прочитайте тему сегодняшнего урока.
Тема нашего урока: « Доли. Обыкновенные дроби» (записывается на доску и в тетради учащихся)
Наша цель на уроке: Познакомить с понятием доля, половина, треть, четверть, обыкновенная дробь, числитель и знаменатель дроби; научиться читать и записывать обыкновенную дробь по числителю и знаменателю
Учащиеся устно решают и определяют тему урока: Доли и дроби. Записывают дату и тему урока в тетрадь. 3
4 Этап изучение нового материала.
Цель: введение понятия обыкновенная дробь, на имеющихся знаниях из начальной школы и подведение их к самостоятельной формулировки доли и обыкновенные дроби. У нас есть поговорка: “попал в тупик”, т.е. попал в такое положение, откуда нет выхода. У немцев аналогичная поговорка гласит: “попасть в дроби”. Она означает, что человек, попавший в “дроби”, оказался в затруднительном положении. Итак, ребята, задача нашего урока – выяснить, а смогут ли нас дроби поставить в затруднительное положение или нет. Начнём наше знакомство с просмотра отрывка из мультфильма.
(Просмотр или прослушивание ролика из мультфильма «Апельсин»)
- Какой фрукт делили звери?
- Из чего он состоит?
- А какие дольки в апельсине?
- Значит, что такое доли?
- Молодцы!
- На сколько частей надо разделить апельсин, чтобы все звери получили поровну? (на восемь)
- Какую часть получит каждый? (одну восьмую) Одна долька, помогайте, для ежа, одна долька для чижа, одна долька для утят, одна долька для котят и одна долька для бобра. А сколько долек достанется трём зверям (3 доли), а пяти? В математике долю принято записывать в виде.. 1/8, 3/8, 5/8 – Такая запись числа называется обыкновенной дробью.
-Обратимся к нашему главному помощнику – учебнику, стр 138-139
Прочитайте статью и ответьте на вопросы.
-Как называется числа в записи дроби?
- Давайте подумаем, что обозначает знаменатель, а что числитель.
- Теперь сделаем запись в тетради: Запись вида , где a и b натуральные числа, называется обыкновенной дробью. a - числитель дроби, b – знаменатель дроби, черта между ними – дробная черта
Самая известная из долей – это, конечно, половина. Слова с приставкой “пол” можно услышать часто: полчаса, полкилометра, полведра. Разделили единицу на две равные части, получили половину. Долю 12называют “половиной”.
- Скажите, вы когда-нибудь слышали слово четверть?
- А сколько это минут четверть часа?
- Итак, мы познакомились с такими долями, как: половина(1\2), треть(1\3), четверть(1\4). А как же будут называться другие доли, если единицу разделить на пять равных частей. Неужели “пятерть”, на шесть “шестерть”? Конечно, нет. Таких смешных слов в русском языке нет. Чтобы называть доли пользуются словами “пятая”, “шестая”.
- Дроби можно еще изображать на координатном луче.
- А что же такое координатный луч?
- Как отметить обыкновенную дробь на координатном луче? Прочитайте на стр.139 учебника статью -Апельсин
- из долек
-равные
Доли - это равные части
- на восемь
- одну восьмую
- 3 доли
- учащиеся записывают в тетрадь: 1/8, 3/8, 5/8 – обыкновенные дроби
-учащиеся читают и отвечают на вопросы учителя:
-Числитель и знаменатель
- Знаменатель показывает на сколько долей делят, а числитель- сколько таких долей взято
- Запись вида , где a и b натуральные числа, называется обыкновенной дробью. a - числитель дроби, b – знаменатель дроби, черта между ними – дробная черта

- Учащиеся предлагают свои варианты ответов, потом обсуждают вместе с учителем.
-Да, четверть часа, учебная четверть
- 15 минут
- Записывают в тетради дроби и их названия: половина(1\2), треть(1\3), четверть(1\4)
Координатный луч- это луч, с отмеченными на нем точками с заданными координатами
- Учащиеся читают материал учебника и отвечают на вопросы 13
5 Физкультминутка
Цель: сменить вид деятельности. - Давайте немного отдохнем.
Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо,
Ветерок все тише, тише,
Деревцо все выше, выше! Учащиеся поднимаются с мест, повторяют действия за учителем. 2
6 Этап первичное осмысление и закрепление знаний.
Цель: мотивировать учащихся к деятельности; контролировать выполнения заданий - Ребята по учебнику находим №884, и определяем, какая часть фигуры закрашена.
- А теперь оцените свою работу.
- Математический диктант.(учитель выводит одного учащегося к доске)
- Запишите дроби: QUOTE 911121479483413 2\5; 3\4; 7\12; 5\13; 4\21; 1\2; 1\4; 1\3, 2\4, 3\6.
-Какую из дробей называют половиной, четвертью, третью.
Подумайте, нет ли здесь еще одной дроби, которая обозначает половину?
Оцените свою работу.
Вы, молодцы!
- Учащиеся решают задачу в тетрадях, один ученик по желанию выходит к доске.
а) 1\7; б) 1\3; в) 1\4; г) 1\2; д) 2\5; е) 2\5; ж) 2\3; з) 5\6; и) 4\10; к) 5\5; л) 1\2; м) 3\5; н) 7\8; 0) 8\100
- Самооценка учащихся.
Самостоятельно пишут диктант, самопроверка, самооценка.
Отвечают на вопросы.
15
7 Рефлексия (подведение итогов урока)
Цель: оценить результаты собственной деятельности Сегодня на уроке мы выполняли разные задания, но везде встречались обыкновенные дроби!
- Кто узнал на уроке что-то нового для себя?
- Что понравилось на уроке, а что нет?
- Мнения ребят, кто лучше всех работал на уроке?
- Сдайте карточки самооценки Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои впечатления, сдают карточки самооценки. 2
8 Домашнее задание Пункт 23;
Для сильных учеников: № 925, 929
Для слабых учеников: № 926, 933 Записывают домашнее задание в дневниках. 1
Вид школьной доски:
№ 878(а, г)
а) (х-152)*59=6018
х-152=6018:59
х-152=102
х=102+152
х=254
Ответ:254
б) 51815:(р-975)=1205
р-975=51815::1205
р-975=43
р=43+975
р=1018
Ответ: 1018
15 * 11 И24 * 3 И0 * 17 И125 * 8 О25 * 9 * 4 Л
520 : 10 Д64 : 32 Б51 : 17 О40 * 60 Д1000 : 125 Р№ 884
а) 1\7; б) 1\3; в) 1\4; г) 1\2; д) 2\5; е) 2\5; ж) 2\3; з) 5\6; и) 4\10; к) 5\5; л) 1\2; м) 3\5; н) 7\8; 0) 8\100
Математический диктант.
- Записаны дроби: QUOTE 2\5; 3\4; 7\12; 5\13; 4\21; 1\2; 1\4; 1\3, 2\4, 3\6.
-половина 1\2; треть 1\3; четверть 1\4
- 2\4, 3\6
Карточки самооцениванияЭтап урока Самооценка
«Домашнее задание» Устная работа(определение темы урока) № 884
Математический диктант