Технологическая карта урока химии в 8 классе по теме Разделение смесей


Технологическая карта урока химии в 8 классе.
Тема урока: Разделение смесей. Очистка веществ Продолжительность урока – 40 минут
Место и роль урока в изучаемой теме: Практическая работа проблемного характера.
Девиз урока: «Главное – не знания, а умения ими пользоваться»
Цель деятельности учителя: Организовать возможность применения знаний о зависимости способа очистки веществ от их свойств, о физических способах разделения смеси для выделения чистых веществ.
Тип урока: Урок комплексного применения знаний и умений .Планируемые образовательные результаты: Предметные: Применение знаний для критической оценки информации о веществах, используемых в быту; формирование навыков осуществления практической деятельности.
Метапредметные: устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива; мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода
Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося; выработка в противоречивых ситуациях правил поведения, способствующих ненасильственному и равноправному преодолению конфликта; Методы и формы обучения: Метод – кейс-стади, создание проблемной ситуации; форма работы – групповая.
Образовательные ресурсы Презентация к уроку «Чистые вещества и смеси» (с сайта «Инфоурок») проектор и компьютер, учебник О.С. Габриеляна «ХИМИЯ. 8 класс», рабочие тетради, раздаточные материалы
Оборудование и реактивы: Раздаточный материал: карточки с заданиями (приложение 1), алгоритм оформления отчета(приложение 2), эталон (приложение 3), весы электронные, магнит, стакан химический, стеклянная палочка, шпатель, воронка, бумажный фильтр, фарфоровая чашка для выпаривания, лабораторный штатив, спиртовка, спички; вода, смеси веществ (приложение1) ; кодификатор УУД (приложение 4);
Основные понятия Чистое вещество, гомогенная смесь, гетерогенная смесь. Разделение смесей веществ. Очистка веществ. Фильтрование. Дистилляция, кристаллизация, возгонка, центрифугирование.
Организационная структура урока
Этапы урока
Задания для обучающихся, Деятельность учителя
Деятельность учеников
Формы организации взаимо-
действия УУД
(приложение 4)
1.Организаци-
онный момент
2 мин. Распределиться на группы по 4 человека по желанию Приветствует класс.
Проверяет готовность обучающихся к уроку, создает положительный эмоциональный настрой.
Приветствуют учителя,
Демонстрируют наличие тетрадей, учебников. Личностные (Л)
Познавательные (П)
Коммуникативные (К)
Регулятивные (Р)
2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
3 мин. Познакомиться с содержанием карточек с заданиями для малых групп - Как думаете, какова тема урока?
Какова главная цель урока?
- Какова задача урока?
Если нужно, корректирует и озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание обучающимися поставленных целей урока. Задают уточняющие вопросы, формулируют цели и задачи Группо-
вое взаимо-
действие Л:7
П:1,5,7,14,18
К:1,2,6
Р:1,2
3.Актуализация знаний.5 мин.
Определить ответственных за формулировки ответов - Какая информация понадобится нам сегодня для решения выдвинутых проблем?
Демонстрирует слайд-презентацию «Чистые вещества и смеси»
Предлагает повторить формулировки понятий «чистые вещества», «смеси»; охарактеризовать способы разделения смесей, распределив вопросы по группам. Выдвигают представителей групп для озвучивания ответов Взаимо-
действие в малых группах Л:10,11
П: 1,3,5
К: 5,6,10,12
Р: 1,9
4. Первичное закрепление.
5 мин. Составить план работы, назвать ее, сформулировать цель, повторить правила ТБ, составить перечень необходимого оборудования Формулирует алгоритм решения поставленной задачи, создает эмоциональный настрой на продуктивное корректное сотрудничество Обсуждают вопросы планирования, принимают коллективное решение о порядке проведения работы Взаимо-
действие в малых группах Л:6,7-13
П:1,3,4,13-19
К:1-13
Р:1,2,3,6,7,9
5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) 20 мин
Осуществить практические действия по решению проблемы Выступает в роли тьютора, координирует действия групп в технической части проведения эксперимента Принимают решения о последовательности действий, распределяют обязанности в группе, выполняют практическую часть работы Взаимо-
действие в малых группах Л:4, 8-15
П:1,4,5,8,15-19
К:1-13
Р:1-4,6-9
6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
2 мин. Выслушать и записать домашнее задание Предлагает обучающимся составить свои варианты заданий на разделение смесей из
3-4 веществ с приложением решения Записывают домашнее задание в дневник Л:8-11
П:1,3-5,7,13-19
К:5
Р:1,4
7.Рефлексия(под-
ведение итогов занятия)
3 мин Оценить вклад каждого участника группы в решение поставленной проблемы Раздает на столы каждой группе эталон и предлагает сравнить оформленный результат работы с эталоном, обсудить и утвердить самооценку каждого участника группы и сообщить результат учителю.
Благодарит участников работы и сообщает об окончании урока. Коллективно утверждают результат самооценки каждого участника группы с учетом его вклада в работу группы, сообщают учителю. Самооценка, взаимо-
оценка Л:6,7,10,11,12,15
П:3,5,10,12,15
К:1-6,9,11
Р:1,4,5,7,8
Приложение 1
Задание №1 «Разделение смесей веществ»
В процессе жизнедеятельности современного человека образуется огромное количество бытовых отходов. Городской мусор содержит много ценных веществ: алюминий (крышки от молочных бутылок, фольга от чая, конфет), олова (консервные банки) и даже золото (негодные радиодетали, черепки тарелок с золотой каемкой). Однако переработкой мусора с целью выделения полезных материалов и веществ в городском хозяйстве почти не занимаются. Это связано с тем, что мусор – совершенно уникальная по количеству компонентов смесь. Выделение из нее веществ в чистом виде – дело очень трудоемкое и дорогое.
Пока не найдены эффективные и простые способы переработки мусора. Это дело будущего, однако вы уже сейчас можете предложить методы разделения некоторых компонентов отходов.
Вам выдана смесь поваренной соли, песка, железного порошка, гранул полиэтилена, моделирующая мусор, а также компоненты этой смеси в чистом виде. Попытайтесь найти простые и эффективные методы разделения этой смеси. Определите массовую долю каждого компонента в смеси.
Задание №2 «Разделение смесей веществ»
Искусство разделения смесей сыграло важную роль в открытии многих химических элементов. Так, например, целое столетие люди работали с самородной платиной, не подозревая, что имеют дело со смесью, содержащей кроме платины целый ряд химических элементов. В начале XIX века английский ученый У. Волластон обнаружил и выделил из самородной платины осмий и иридий. И, наконец, в 1841 году русский химик К. Клаус выделил из остатков обработки сырой платины химический элемент, который он назвал в честь России – рутением.
Попробуйте решить аналогичную задачу разделения смеси, конечно, менее сложной, чем та, с которой столкнулись перечисленные ученые.
Вам выдана смесь медных, древесных, железных опилок и сульфата меди (II). Определите массовую долю каждого компонента в ней.
Приложение 2
Алгоритм
оформления отчета по практической работе
1. На основании полученного задания сформулируйте название практической работы.
2. Запишите цель данной практической работы.
3. Продумайте и обсудите в группе план выполнения работы. Запишите план работы.
4. Перечислите необходимое оборудование и реактивы.
5. Продумайте и запишите правила техники безопасности при работе с данными реактивами и оборудованием.
6. Получив разрешение учителя, приступайте к выполнению работы.
7. Оформите отчет о выполнении в виде таблицы, записав действия, соответствующие плану, и отметив предполагаемые признаки наблюдаемых явлений:
Действия Наблюдения Свойство вещества, используемое для разделения
8. Запишите выводы об основных методах выделения чистых веществ из смесей
Приложение 3
эталон Практическая работа Разделение смесей
Цель: Применить знания о зависимости способа очистки веществ от их свойств, о физических способах разделения смеси.
План выполнения работы по заданию №1 План выполнения работы по заданию №2
1)Взвесить смесь на электронных весах.
2) С помощью магнита извлечь из смеси железо, с помощью весов определить его массу.
3)К оставшейся гетерогенной смеси добавить воду.
4)Отделить полиэтилен, оставшийся на поверхности воды, взвесить.
5) Отделить песок от смеси методом отстаивания и фильтрования, взвесить.
6)Методом выпаривания выделить поваренную соль.
7)Осуществить расчеты по определению компонентов в смеси 1)Взвесить смесь на электронных весах.
2) С помощью магнита извлечь из смеси железо, с помощью весов определить его массу.
3)К оставшейся гетерогенной смеси добавить воду.
4)Отделить древесные опилки, оставшиеся на поверхности воды, взвесить.
5) Отделить медную стружку от смеси методом фильтрования, взвесить.
6)Методом выпаривания выделить медный купорос.
7)Осуществить расчеты по определению компонентов в смеси
Оборудование и реактивы: Весы электронные, магнит, стакан химический, стеклянная палочка, шпатель, воронка, бумажный фильтр, фарфоровая чашка для выпаривания, лабораторный штатив, спиртовка, спички; вода, гетерогенная смесь (в соответствии с полученным заданием).ТБ: зажигать спиртовку спичкой, тушить, накрывая колпачком; аккуратно обращаться со стеклянным и фарфоровым оборудованием.
Ход работы
Действия Наблюдения Свойство вещества, используемое для разделения
1.Подношу к смеси магнит, перемешиваю стеклянной палочкой К магниту прилипают частички железа из смеси Способность железа к намагничиванию
2. Добавляю к смеси воду и перемешиваю стеклянной палочкой Полиэтилен/древесные опилки всплыли, песок/медные стружки осели на дно, раствор стал мутным Разная плотность веществ
3. Собираю полиэтилен/древесные опилки с помощью шпателя В стакане смесь, состоящая из песка/медных опилок и раствора соли в воде Разная плотность веществ
4. Готовлю бумажный фильтр и фильтрую смесь В фильтре – песок/медные опилки, в фильтрате – прозрачный/голубой раствор соли в воде Разная растворимость и разные размеры частиц веществ
4. Наливаю фильтрат в фарфоровую чашку и нагреваю чашку в пламени спиртовки Вода испаряется, на дне чашки – мелкие кристаллы поваренной соли/медного купороса Разная температура кипения воды и соли
Выводы:
1) В смесях вещества не меняют свои свойства.
2) Смесь можно разделить физическими методами (намагничиванием, отстаиванием, фильтрованием, выпариванием, кристаллизацией), используя разные свойства веществ в смеси.
Кодификатор универсальных учебных действий Приложение 4.
Познавательные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные УУД Личностные УУД 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Общеучебные универсальные действия Осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; П1Понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентировка на позицию партнёра в общении и взаимодействии; К1К2Принятие и сохранение
учебной задачи;
Р1Самоопределение Осуществление гражданскойидентификации личности
(осознание своей этнической принадлежности и культурной
идентичности Л1Л2Л3
использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач; П2учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве; К3
К4планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и, в том числе во внутреннем плане; Р2формирование картины мира культуры как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека (ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием); Л4Л5
осознанное и произвольное
построение речевоговысказывания в устной и письменной
форме; П3 Формулирование собственногомнения (позиции);
К5 учёт правила в планировании и контроле способа
решения Р3 развитие «Я-концепции» и самооценки личности (формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия) Л6Л7Поиск разнообразныхспособов решения
задач; П4умение договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; К6осуществление итогового и пошагового контроля по результату;
Р4структурирование знания. П5 построение понятных для партнёра высказываний, учитывающих, что он знает и видит, а что нет К7адекватное восприятие
оценки преподавателя;
Р5 Логические учебные действия Осуществление смыслового чтения художественных и познавательных текстов; П6умение задавать вопросы;
К8 различение способа и результата действия;
Р6СмыслообразованиеФормирование ценностныхориентиров и смыслов учебнойдеятельности на основе:
развития познавательныхинтересов, учебных мотивов;
формирования мотивов достижения и социального признания;
формирования границ собственного знания и «незнания» Л8
Л9Л10
Л11
выделение существенной информации из текстов разных видов; П7контроль действий партнёра;
К9оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; Р7анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; П8 использование речи для регуляции своего действия;
К10 Внесение необходимыхкорректив в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; Р8 осуществление синтеза
как составления целого из частей; П9адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; К11 выполнение учебных действий в материализованной,
громкоречевой и умственной форме Р9сравнение, сериацияи классификация позаданным критериям; П10
П11 П12 построение монологического высказывания; К12 Морально-этическая ориентация Освоение основных моральных
норм(справедливое распределение, взаимопомощь, естественность); Л12
установление причинно-следственных связей; П13 владение диалогической формой речи К13 выполнение моральных норм; Л13
построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; П14 решение моральных проблем наоснове децентрации,
оценка своих поступков всоответствии с нормами нравственности Л14
Л15
доказательство; П15 выдвижение гипотез
и их обоснование. П16 П17 Постановка и решение проблем Формулирование проблемы; П18 самостоятельное создание способов решения проблем П19