Программа внеурочной деятельности 4 класс Дорожная азбука


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Краснокаменская средняя общеобразовательная школа»
муниципального образования городской округ Ялта
Республики Крым
«Утверждаю»
Директор школы
_________________ Н.Н.Коломоец
Приказ №____________
От «____» _____________2016г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочной деятельности
для 4 класса
кружок «Дорожная азбука»
Учитель: Мачулина Любовь Алексеевна
«Согласовано»
«_____»______2016г.
Зам. директора по УВР
_____________ Т.Н.Смирнова
«Рассмотрено»
Протокол № ___ заседания МО учителей начальных классов МКОУ «Краснокаменской СОШ»
«____»___________2016г.
____________Л.А. Мачулина

2016г.
Пояснительная записка
Обучение младших школьников правилам дорожного движения (ПДД) и безопасному поведению на дорогах является обязательным согласно Федеральному закону «О безопасности дорожного движения» от 14.12.95 №198-ФЗ.
Цель и задачи формирования у школьников навыков безопасного участия в дорожном движении определены указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, содержащими программно-целевые показатели и индикаторы снижения численности детей, погибших на дорогах России в результате дорожно-транспортных происшествий.Республика Крым имеет интенсивную дорожно-транспортную среду и, как следствие, высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма. Главной причиной дорожно-транспортного травматизма является недостаточная грамотность участников дорожного движения.
В период с 01.01.2015 по 31.10.2015 на территории Республики Крым количество дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних по сравнению с аналогичным периодом прошлого года возросло со 168 до 209 (+24,4%), число погибших в ДТП на уровне (11) и число травмированных детей возросло с 182 до 221 (+21,4%).
Допущен рост ДТП по вине детей на 17,8%, с 45 до 53, в которых 3 ребенка погибли (2014 - 1) и 50 (2014 – 50) получили травмы.
Предрасположенность детей к несчастным случаям на дороге обусловлена особенностями их психофизиологического развития, такими как:
- неустойчивость и быстрое истощение нервной системы;
- неспособность адекватно оценивать обстановку;
- быстрое образование и исчезновение условных рефлексов;
- преобладание процессов возбуждения над процессами торможения;
- преобладание потребности в движении над осторожностью;
- стремление подражать взрослым;
- недостаток знаний об источниках опасности;
- отсутствие способности отделять главное от второстепенного;
- переоценка своих возможностей в реальной ситуации.
Почти две трети из общего числа пострадавших на дороге детей попадает под машину из-за отсутствия главного транспортного навыка: предвидения скрытой опасности.
Сегодня приоритетными направлениями являются - обеспечение безопасности дорожного движения всех его участников (пешеходов, водителей, пассажиров), профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Поэтому особо остро встала задача более широкого изучения школьниками правил дорожного движения.
В базисном учебном плане образовательных организаций отдельной образовательной программы «Изучение правил дорожного движения» нет. Минимум учебных часов предусмотрено в образовательном курсе «Окружающий мир» (начальная школа), образовательная область «ОБЖ» - 6 часов.
Однако современный школьник должен быть готов к выполнению требований дорожной безопасности и обязан владеть набором навыков и умений безопасного участия в дорожном движении в качестве пешехода и пассажира транспортного средства в полном объёме, независимо от степени своей субъективной готовности к этому.
Актуальность обучения учеников младшего школьного возраста основам дорожной грамотности не вызывает сомнений. Задача педагога – систематизировать знания учащихся о правилах дорожного движения, сформировать конкретные навыки и модели поведения на улице и дороге. Реализация программы осуществляется через сочетание разнообразных по содержанию и форме видов образовательной деятельности: проведение викторин, экскурсий на улицы города, бесед, тестов на знание правил дорожного движения, тематических занятий в «городке безопасности», анализа конкретных дорожных ситуаций, разработок проектов.
В программу входят занятия, которые помогают младшему школьнику освоить правила дорожного движения, узнать их историю, ориентироваться в дорожных ситуациях и на практике применять полученные знания. Проводимые мероприятия позволяют вести профилактическую работу по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.
Обучение Правилам дорожного движения следует рассматривать как составную часть внеурочной деятельности школьников. Примерная Программа внеурочной деятельности для младших школьников «Дорожная азбука» предназначена для работы с учащимися 1-4 классов, во II семестре 2015-2016 учебного года.
Цель программы: формирование у младших школьников навыков безопасного участия в дорожном движении; овладение знаниями и навыками распознавания типичных дорожных ситуаций («ловушек»); формирование «транспортных» привычек; научить прогнозировать развитие ситуации на дороге.
Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем. Формирование навыков безопасного участия в дорожном движении на основе моделирования реальных процессов дорожного движения у себя в сознании, умение прогнозировать и моделировать складывающиеся дорожные ситуации на основе знаний правил дорожного движения и особенностей движения транспортных средств и пешеходов. Формирование установки на сохранение здоровья, привитие навыков здорового и безопасного образа жизни.
Задачи программы:
обучающие:
- способствовать приобретению младшими школьниками знаний о безопасности на дорогах, правилах дорожного движения, необходимых для безопасного движения по дорогам в качестве пешехода, водителя велосипеда и пассажира;
развивающие:
- способствовать овладению умениями выполнять ПДД, распознавать дорожные «ловушки»- ситуации, возникающие из-за неумения предвидеть дорожные опасности,
- формировать познавательно-поведенческие реакции, направленные на сохранение и укрепление здоровья;
воспитательные:
- воспитывать законопослушность, сознательное отношение к соблюдению мер безопасности на дорогах, способность к анализу конкретных дорожных ситуаций и оценке возможных опасностей;
- способствовать формированию общего уровня транспортной культуры у юных участников дорожного движения;
- воспитывать чувство ответственности за безопасность – личную и других участников дорожного движения.
Примерная программа внеклассных занятий по изучению правил дорожного движения для обучающихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений «Дорожная азбука» рассчитана на 12 часов в каждом классе.
Рекомендуется для использования в работе учителей начальных классов в период внеурочной деятельности.В реализации Программы могут участвовать сотрудники ГИБДД, члены отрядов юных инспекторов движения.
Содержание
Тема 1. Дорога, ее элементы и правила поведения на ней (1 час)
Правила поведения участников дорожного движения на дороге.(1 час)
Элементы на дороге. Правила поведения участников дорожного движения на дороге. Обязанности пешеходов при движении по тротуару. Опасности, подстерегающие пешехода на тротуаре. Движение по дороге группой. Правила движения в жилых зонах.
Практическая часть:рисуем дорогу с несколькими проезжими частями;моделируем дорожную ситуацию; аппликация – продуктивная деятельность.Тема 2. Остановочный путь и скорость движения автомобиля (1 час)
Остановочный путь и скорость движения автомобиля.(1 час)
Скорость движения и тормозной путь автомобиля. Остановочный и тормозной путь автомобиля. Особенности движения пешеходов в различное время суток.
Тема 3. Пешеходные переходы (2 часа)
Правила перехода пешеходом дороги с двусторонним и односторонним движением.(1 час)
Правила перехода пешеходом дороги с двусторонним и односторонним движением.
Правила перехода пешеходом проезжей части при отсутствии средств регулирования дорожного движения.(1 час) Правила перехода пешеходом проезжей части при отсутствии средств регулирования дорожного движения. Дорожные ловушки.
Тема 4. Нерегулируемые перекрестки (2 часа)
Правила перехода пешеходом нерегулируемого перекрестка.(1 час)
Правила перехода пешеходом нерегулируемого перекрестка. Дорожные ловушки на нерегулируемом перекрестке. Нерегулируемые перекрестки в микрорайоне школы.(1 час)
Нерегулируемые перекрестки в микрорайоне школы.
Тема 5. Регулируемые перекрестки. Светофор. Регулировщик и его сигналы (2 часа)
Значение сигналов светофора. Типы светофоров.(1 час)
Назначение светофора. Значение сигналов светофора. Типы светофоров. Дорожные ловушки на регулируемом перекрестке. История светофора. Регулировщик и его сигналы (1 час)
Тема 6. Правила пассажира в автобусе, троллейбусе и трамвае (2 часа)
Правила пассажира в автобусе, троллейбусе, трамвае.(1 час) Ситуации, связанные с пользованием автобусом, троллейбусом, трамваем: переход дороги при движении на остановку и после выхода с общественного транспорта. Правила перехода пешеходом проезжей части при движении на остановку и после выхода из автобуса, троллейбуса, трамвая.(1 час)
Тема 7. Поездка за город (1 час)
Правила дорожного движения пешеходов на загородной дороге(1 час)
Правила дорожного движения пешеходов на загородной дороге. Дорожные ловушки на загородной дороге.
Тема 8. Места для игр. (1 час)
Места, разрешенные для игр в микрорайоне школы.(1 час) Площадки для игр. Катание на самокатных транспортных средствах. Опасность игр вблизи проезжей части и железнодорожных путей. Места, разрешенные для игр в микрорайоне школы.
Обучающиеся 4-го класса:знают:правовые основы области обеспечения БДД на территории РФ, в Международном праве;правила движения специальных транспортных средств;о деятельности ГИБДД;приемы маневрирования на велосипеде;
закономерности выбора скоростного режима в различных климатических условиях;правила дорожного движения касающиеся остановки, стоянки ТС, приемов пользования внешними световыми приборами;ответственность участников дорожного движения за нарушения ПДД;виды транспорта: водный, воздушный;об истории развития деятельности отрядов ЮИД, положение об отрядах ЮИД;
умеют:определять безопасные места для игр на улице;определять направление движения транспортных средств; правостороннее и левостороннее движение;умеют оценивать и анализировать действия других участников движения в реальных условиях дорожного движения;выполнять объемные конструкции из бумаги;вызвать скорую помощь и оказать первую помощь пострадавшему в ДТП;применять на практике главное правило БДД: «Оцени, спланируй, действуй»;владеют:приемами безопасного перехода проезжей части дороги по регулируемым и нерегулируемым перекресткам, пешеходным переходам;
осознанными навыками безопасного поведения в условиях улично-дорожной сети;культурой участников дорожного движения через демонстрационное поведение (пешеход-пассажир-водитель).
Тематический план
№ Тема занятия Количество часов
всего теория практика
1 Тема 1.Дорога, ее элементы и правила поведения на ней. 1час 1 час 2 Тема 2.Остановочный путь и скорость движения автомобиля. 1час 1 час 3 Тема 3.Пешеходные переходы. 2часа 2часа 4 Тема 4.Нерегулируемые перекрестки. 2часа 1 час 1 час
5 Тема5. Регулируемые перекрестки. Светофор. Регулировщик и его сигналы. 2часа 2часа 6 Тема 6. Правила пассажира в автобусе, троллейбусе и трамвае. 2часа 2часа 7 Тема 7. Поездка за город. 1час 1 час 8 Тема 8.Площадки для игр. Где можно и где нельзя играть. 1час 1 час
Список рекомендуемой литературы для педагога
Правила дорожного движения РФ 2009 (официальный текст).
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма [Текст] методическое пособие. Москва, «Третий Рим», 2008.
Ильин, Е.Л. Дифференциальная психофизиология [Текст], Питер, 2001.
Клебельсберг Д. Транспортная психология [Текст], Москва, Транспорт, 1998.
Комлева, Л.А. Дети и дорога [Текст]. – Каменск-Уральский, Калан, 1997.
Комментарии к «Правилам дорожного движения РФ», Москва, 2009.
Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст], - Москва, 2006.
Уроки по правилам дорожного движения в 7-11 классах [Текст], - Екатеринбург, калан, 2006.
Щелканова, Т.Г. Универсальная подготовка подростков к безопасному участию в дорожно-транспортной среде [Текст], - Курган, 2008.
Матюгин, И.Ю., Чакаберия Е.И. Зрительная память [Текст]. – Москва, Эйдос, 1996.
Содружество ради жизни [Текст]. Кемерово, 2009.
Программы для внешкольных учреждений и образовательных школ. [Текст]: учебное пособие. – М., 1988. – 351с.
Форштат М.Л. О понятиях и терминах, используемых в Правилах дорожного движения / М.Л. Форштат // ОБЖ. Основы безопасности жизни[Текст]. – 2009. - № 10.
Конвенция о дорожном движении: ст. 1, гл. I, п. 1.2.
Закон РФ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196 – ФЗ.
Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ, утвержденное Указом Президента РФ от 15.06.1998 № 711, в ред. Указа Президента РФ от 02.07.2002 № 679.
Безопасность: теория. Парадигма, концепция, культура. Словарь – справочник / автор – сост. Профессор В.Ф. Пилипенко. Изд. 2 – е, доп. и перераб. – М.: ПЕР СЭ – Пресс, 2005.
Большой юридический словарь. 3-е изд., доп. и перераб. / под ред. проф. А.Я. Сухарева. – М.: ИНФРА – М, 2007
Список рекомендуемой литературы для обучающихся1.Алексанян Г.Г. Экзамены в ГИБДД: правила дорожного движения в иллюстрациях – Москва, Астрель 2005 –135 с.
2.Рыбин, А.Л. Дорожная азбука велосипедиста [Текст], книга для учащихся/ Рыбин А.Л.- М.: Просвещение, 1992 –60 с.
3.Экзаменационные билеты для приема теоретических экзаменов на право управления транспортными средствами категорий "А" и "В"., Громоковский [и др. ] / М. – Рецепт – Холдинг.: 2004, 89 с.
4. Правила дорожного движения РФ 2009 (официальный текст).
5.Комментарии к «Правилам дорожного движения РФ» [Текст], Москва, 2009.
6.Астахов, П. Я и дорога [Текст], Москва, Эксмо, 2009.
7.Волков, С. ПДД для детей [Текст], часть 1-2, Москва. Транспорт, 2008.
8.Азбука пешехода [Текст], Москва, 2008.
9. Степанов Е.Н. Педагогическая поддержка ребенка в решении проблемы / Е.Н. Степанов // Классный руководитель. -2006. -№5. – 12 -16 с.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(4 класс).
№ урока Тема занятия ДАТА
план факт
Тема 1.Дорога, ее элементы и правила поведения на ней. 1. Правила поведения участников дорожного движения на дороге. Тема 2.Остановочный путь и скорость движения автомобиля. 2. Остановочный путь и скорость движения автомобиля. Тема 3.Пешеходные переходы. 3. Правила перехода пешеходом дороги с двусторонним и односторонним движением. 4. Правила перехода пешеходом проезжей части при отсутствии средств регулирования дорожного движения. Тема 4.Нерегулируемые перекрестки. 5. Правила перехода пешеходом нерегулируемого перекрестка. 6. Экскурсия. Нерегулируемые перекрестки в микрорайоне школы. Тема5. Регулируемые перекрестки. Светофор. Регулировщик и его сигналы. 7. Значение сигналов светофора. Типы светофоров. 8. Регулировщик и его сигналы. Тема 6. Правила пассажира в автобусе, троллейбусе и трамвае. 9. Правила пассажира в автобусе, троллейбусе, трамвае. 10. Правила перехода пешеходом проезжей части при движении на остановку и после выхода из автобуса, троллейбуса, трамвая. Тема 7. Поездка за город. 11. Правила дорожного движения пешеходов на загородной дороге. Тема 8.Площадки для игр. Где можно и где нельзя играть. 12. Места, разрешенные для игр в микрорайоне школы.