Рабочая программа по дополнительному образованию Знатоки истории


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Отдел Управления образования Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани по Ново-Савиновскому району
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы «Экология, культура, образование и техническое творчество»
420137, г. Казань, ул. Гаврилова, д. 50, т.: (843) 5-203-225, ф.: (843) 55-66-285, e-mail: cvr_eco@mail.ru
Принята на методическом совете
«___»_________________20____ г.
Протокол № ________________
__________________Ю.В.СеменоваУТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ ДОД «ЦВР «ЭКОиТТ»
________________А.А.Огнева«___»_________________20___ г.
Программа
«Знатоки истории»
Возраст учащихся: 11-15 лет
Срок реализации: 1 год
Педагог дополнительного образования детей
Султанова Г.Г.
2015-2016 г.
Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Знатоки истории» составлена на основании Образовательной программы «Центра внешкольной работы» Ново-Савиновского района г.Казани в соответствии с:
Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”.
Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
Создание данной программы вытекает из необходимости включить работу школьного кружка в систему воспитательной работы школы. В последнее время у обучающихся заметно снизился интерес к героическим и трагическим страницам истории нашей Родины, ее культурным достижениям и корням, событиям военной истории нашего края. Именно поэтому одной из важнейших задач образования является введение растущего человека в поле родной культуры, в духовную атмосферу того места, с которого начинается его судьба. Изучение родного края, национальных, этнокультурных традиций и обычаев, определения ее места в истории России - вот основные направления деятельности нашего объединения.
Настоящая дополнительная образовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности детского объединения «Знатоки истории» для воспитанников 11-15-летнего возраста рассчитана на 144 часа в год (4 ч. в неделю).
Количество учащихся – 15 человек в группе, занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Кружковая работа по истории в школе позволяет решить целый ряд познавательных задач, развивает школьников, заинтересовывает их и при правильной организации дает им импульс к самостоятельной деятельности. Количество учащихся: 15 человек.
Срок обучения – 1 год.
Занятия проводятся 2 раза в неделю. Место проведения занятий объединения: МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 25» г.Казани.
Цель программы:
Развитие социально – активной и творческой личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости и гражданской ответственности за судьбу Отечества и свое будущее.
Задачи:
• передать знания о становлении и развитии Татарстана и г. Казани;
• изучить историю Казани
• познакомить с бытом и традициями разных народов, проживавших на территории Татарстана;
• развивать абстрактное и логическое мышление;
• формировать навыки аналитического и критического мышления;
• формировать правильную речь учащихся;
• воспитывать патриотизм;
• воспитывать морально-волевые качества.
Предметные результаты
- формирование представление о становлении и развитии культуры народов Казанского края;
- знать о формировании театрального искусства в Казани;
- формировать предметные знания истории Казани;
- формировать знания о персоналиях родного края.
Метапредметные результаты
- Способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами, видами учебной и домашней работы.
- готовность формулировать и выказывать собственное мнение по проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов, вести конструктивный диалог.
- Умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, интернете, библиотеках и музеях. Обрабатывать ее в соответствии с темой и познавательными заданиями. Представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах (таблицы, сочинения, планы, схемы, презентации, проекты).
- умение представлять свою работу и корректно отвечать на поставленные вопросы, излагать свою позицию.
- Способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы.
Личностные результаты
- Представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире.
- Приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения.
- Освоение гуманистических традиций и ценностей, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов.
-Опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам изучения и охраны.
Реализация целей и задач предполагает:
создание благоприятных условий и возможностей для полноценного развития личности;
последовательная ориентация на воспитание, призванное обеспечить формирование духовного мира человека;
создание условий проявления и мотивации творческой активности воспитанников в различных сферах социально значимой деятельности;
формирование системы научных знаний и умения применять их в различных видах практической деятельности.
Содержание программы предоставляет возможность развивать у учащихся специальные умения и навыки. В ходе формирования знаний идет успешное усвоение социально-гуманитарных дисциплин, формирование понятия исторической временной перспективы, формирование понятий, связанных с историей российской цивилизации.
При создании программы учитываются принципы педагогической деятельности:
внимание к возрастным, физиологическим, психологическим особенностям воспитанников, их потенциальным возможностям;
принцип целесообразности (доступная учебная нагрузка, адекватные формы и методы работы);
принцип развивающего характера обучения (направленность на формирование приемов познавательной деятельности, расширение кругозора);
интеграция со смежными науками (комплексное изучение явлений).
Особенности методики обучения по предметуПри реализации данной программы используются технологии: игровая, проектное и проблемное обучение, организации и проведения дискуссии, дистанционное обучение.
Программой предусмотрено сочетание различных форм и методов проведения занятий. Вместе с традиционными формами обязательным являются использование активных форм, что способствует более глубокому усвоению воспитанниками теоретических знаний, позволяет активизировать познавательную деятельность воспитанников и превратить знания в интересный и результативный процесс.
Методика работы с воспитанниками предполагает следующие формы и приемы работы:
– исследовательская работа (выявление проблемы, постановка, формулирование проблемы, пояснение неясных вопросов, формулирование гипотезы;
– планирование и разработка учебных действий, сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств);
– анализ и синтез собранных данных, сопоставление (соотнесение) сообщения, выступление с подготовленным сообщением;
– переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы, проверка гипотез, построение обобщений, выводов, заключений;
– лекции с обсуждением документов;
– беседы;
– семинары;
– практические занятия;
– конференции;
– заседания круглых столов;
– «мозговой штурм»;
– анализ альтернативных ситуаций;
– работа в группах, парах, индивидуально;
– творческие работы;
– защита проектов.
Программа рассчитана на один год. Учащиеся в течении года должны усвоить материал.
Форма проведения аттестации: защита проектов.
В конце учебного года учащиеся должны представить свои проекты на всеобщее обсуждение.
Критерии оценивания
Работа оценивается исходя из уровней выполнения и представления – «высокий» (отлично), «средний» (хорошо), «низкий» (удовлетворительно).
Критерии оценивания Оценка
1. самостоятельная разработка проекта 5
2. оформление проекта 5
3. актуальность выбранной темы 5
4. представление проекта 5
5. умение корректно отвечать на заданные вопросы 5
6. раскрытие темы. 5
По каждому критерию ставится оценка до 5 баллов. Сумма баллов определяет уровень. Исходя из суммы баллов ставится: 18-20 баллов – «низкий» уровень, 21- 25 баллов – «средний» уровень, 26-30 баллов – «высокий» уровень усвоения программы. Переводя на систему оценки по пятибалльной шкале, «низкий» уровень – 3(удовлетворительно), «средний уровень – 4 (хорошо), «высокий уровень» - 5 (отлично).
Учебно-тематический план
№ п/п Тема занятия Количество часов
всего теория практика
1 Вводное занятие 2 2 2 Техника безопасности во время экскурсий и походов 2 2 3 Этнокультурное многообразие народов Татарстана 6 4 2
4 Посещение Государственного музея РТ 3 3
5 Архитектурные памятники Казани. 4 2 2
6 Посещение Казанского Кремля. 3 3
7 Викторина «Брейн-ринг». 4 2 2
8 Казань христианская. 6 4 2
9 Экскурсия по городу Казань. 4 4
10 Ислам в Казани 6 4 2
11 Экскурсия в мечеть «Кул Шариф» и «Болгар». 6 6
12 Посещение Дома Дружбы Народов. 3 3
13 Казань театральная. 4 4 14 Деятели культуры нашего края. 2 2 15 Игра «Биографические загадки» 4 2 2
16 Казань - центр татарского просвещения 2 2 17 Становление женского образования у татар. 2 2 18 Светское образование в Казани. 2 2 19 Посещение музея КФУ 3 3
20 Казань литературная 4 4 21 Посещение музея Г.Тукая4 4
22 Посещение музея М. Джалиля (школа № 31) 2 2
23 Посещение музея М.Горького 3 3
24 «Их именами названы улицы нашего города». Презентация. 6 2 4
25 Экскурсия в Старотатарскую слободу. 3 3
26 Памятники нашего города (игра) 4 2 2
27 Казань музыкальная. 4 2 2
28 Казань героическая. 6 4 2
29 Посещение музея истории. 4 2 2
30 Наши герои-соотечественники 4 4 31 Героизм в наше время. 4 2 2
32 Спортивная Казань 4 2 2
33 Посещение спортивных объектов Казани 3 3
34 «История моего района». Проектная деятельность. 10 4 6
35 МЫ- будущее нашей страны 4 2 2
36 Экскурсия «Парки Казани» 6 2 4
37 Подведение итогов курса 1 1 144 67 77

Основное содержание программы
Данную программу можно разделить на следующие тематические разделы:
Вводное занятие (2 часа). Основные цели и задачи курса, направление курса. Предмет изучения и план работы на год.
Техника безопасности во время экскурсий и походов (2 часа). Правила поведения учащихся в общественных местах. Правила поведения на дороге, в транспорте, в музеях, театрах и др.
Этнокультурное многообразие народов Татарстана (9 часов). Культура и быт татарского народа. Одежда и украшения казанских татар. Культура и быт русского народа. Внедрение элементов русской культуры в жизнь татар. «Казанская мода» 19в. Мода начала 20 века. Посещение Государственного музея РТ.
Архитектурные памятники Казани. (7 часов). Стили. Особенности архитектурных стилей казанских памятников. Классицизм. Влияние Востока на архитектуру Казани. Посещение Казанского Кремля.
Викторина «Брейн-ринг» (4 часа). Сбор и подготовка материала к викторине. Выбор команд. Подготовка командами домашнего задания. Проведение викторины и итоги.
Казань христианская. (10 часов). Распространение христианства Казани. Влияние христианства на культуру и быт населения. Церковь. Образование в христианстве, его особенности. Борьба против насильственной христианизации. Экскурсия по городу Казань.
Ислам в Казани. (10 часов). Принятие ислама. Влияние ислама на культуру и быт населения. Мечети. Исламская архитектура. Особенности развития и распространения ислама в Казани. Медресе. Экскурсия в мечети «Кул Шариф» и «Болгар».
Посещение Дома Дружбы Народов. (3 часа).
Казань театральная. (6 часов). Возникновение театра в Казани. Первый татарский театр. Театр имени Г.Камала, театр имени К.Тинчурина. Становление русского театра в Казани. Театр имени Качалова. Деятели культуры нашего края.
Игра «Биографические загадки» (4 часа). Сбор материала для проведения игры. Знакомство с правилами, целями и задачами игры. Процесс игры и подведение итогов.
Казань - центр татарского просвещения(9 часов). Становление женского образования у татар. Первые женские гимназии. М. Буби и ее вклад в развитие женского образования у татар. Светское образование в Казани. Русско-татарские школы начала ХХ века. Борьба студентов за светское образование в Казани. Открытие Казанского университета. Персоналии. Посещение музея КФУ.
Казань литературная ( 13 часов). Татарские поэты и писатели. Русские писатели и поэты, которые жили и творили в Казани. Посещение музея Г.Тукая. Поэт-герой М.Джалиль. Посещение музея М. Джалиля. Посещение музея М.Горького.
«Их именами названы улицы нашего города».(6 часов). Изучение названия улиц. Составление презентацию на тему. Представление презентации.
Экскурсия в Старотатарскую слободу( 3 часа).
Памятники нашего города (4 часа). Знакомство с правилами, целями и задачами игры. Процесс игры и подведение итогов.
Казань музыкальная (4часа). Развитие музыки в Казани. Ж.Файзи. Р.Яхин, Ф.Яруллин. Опера и балет. Музыкальное образование в Казани.
Казань героическая. (18 часов). Герои-участники Великой Отечественной войны. Наши герои-соотечественники. Героизм в наше время. Посещение музея истории.
Спортивная Казань (7 часов). Развитие спорта в Казани. Знаменитые спортсмены – казанцы. Посещение спортивных объектов Казани
«История моего района». Проектная деятельность ( 10 часов). Выбор темы. Разработка плана работы. Постановка целей и задач, выявление актуальности темы. Изучение источников и сбор материала для проекта. Сбор статистических данных. Оформление проекта. Обсуждение и просмотр материала. Защита проекта. Круглый стол.
МЫ- будущее нашей страны ( 4 часа). Место человека в обществе. Задачи и цели на бдущее.
Экскурсия «Парки Казани» (6 часов). Посещение парков и скверов Казани. Парк Победы. Парк им. Горького.
Подведение итогов курса
Таким образом, всего по плану 144 часа в год, из них практические занятия – 77 часов.
Условия реализации программы
Для реализации данной программы необходимы следующие оборудования:
- компьютерная техника (ноутбук);
- проектор;
- интерактивная доска или экран;
- колонки ( для воспроизведения звука).
Практическая часть программы проводится в форме экскурсий и походов. Следовательно, для реализации этой части необходимо сотрудничество с музеями г.Казани и школами района.
Список литературы
Анашина Н.Ю. День истории в школе . Интеллектуальные игры. История Отечества, всемирная история, история права.- Ярославль: Академия развития, 2006.
Жуков Г. К. Воспоминания и размышления. - М. : Агентство печати Новости,1995.
Из глубины столетий.-Казань: Татар. кн. изд-во, 2000.
Махмутова А.Х. Лишь тебе, народ, служенье! (История татарского просветительства в судьбах династии Нигматуллиных-Буби).- Казань: Магариф, 2003.
Мухаметшин Р.М. Татарские интеллектуалы. Исторические портреты.- Казань: «Магариф», 2003.
Тукай и духовная культура ХХ века.- Казань: «Магариф», 1997.
Татарский энциклопедический словарь.- Казань_ Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 2002.
Приложение.
Примерные темы итоговых проектов :1. «Вот моя улица, вот мой дом».
2. «С чего начинается Родина?».
3. «Возникновение и развитие моего района».
4. «Знаменитые жители моего района».
5. «Мой сосед – герой Великой Отечественной войны»
6. «Интересные названия улиц моего района».
7. «Архитектурные памятники моего района».
8. «Возникновение названий улиц нашего района».
9. «Их именами названы улицы нашего района».
10. «Праздники нашего двора».
Требования к разработке проектов:
Проект может быть представлен в форме письменной исследовательской работы или в форме презентации;
Проект должен отражать заданную тему;
Необходимо указать тему, цели и задачи проекта ( в т.ч. и в презентации);
Указать актуальность выбранной темы;
Презентация может быть разработана в виде слайдов или видеопроекта;
Письменная работа должна быть оформлена следующим образом:
- шрифт Times new roman, (14).
-Границы страницы: слева – 3см, справа-1,5; сверху и снизу – 2 см.
- в титульном листе указать наименование учреждения, тему работы, автор работы.
- должно быть содержание
- список литературы
- картинки, схемы и таблицы представить в приложении.