Рабочая программа кружка Азбука содержания животных 1 класс

Муниципальное образование Новокубанский район, г.Новокубанск, муниципальное общеобразовательное бюджетное
учреждение гимназия № 2 г. Новокубанска
муниципального образования Новокубанский район




УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
протокол № 1 от 29.08.2014 года
Председатель ________ /Д.Д. Еремеев/








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тип программы: по конкретным видам внеурочной деятельности

кружок
«Планета загадок»

Срок реализации программы: 1 год

Возраст обучающихся: 6,5-8лет

Составитель: И.А.Широкова













Пояснительная записка

Данная программа реализуется во внеурочной деятельности учащихся в виде занятий кружка «Планета загадок» и имеет естественнонаучную направленность по лицензии и общеинтелектуальное направление ФГОС.
Программа кружка «Планета загадок» вводит учащихся в волнующий мир разгаданных и неразгаданных тайн природы, в мир поражающих воображение фактов и интригующих гипотез. Направленность проводимых занятий, связанна с развитием у детей основ экологической ответственности. Тем самым предлагаемый учебный материал позволяет обеспечить новый, более высокий уровень экологической образованности и воспитанности учащихся. Программа кружка соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и создаёт прочный фундамент для дальнейшего развития личности.
Необычное, загадочное, удивительное дети находят как в далеких «путешествиях», так и в ближайшем природном окружении. Привлечение доступных палеонтологических и исторических сведений позволяет совершать также и своего рода путешествия во времени: рисует картины жизни на Земле на разных этапах ее развития, дает возможность проследить многие драматические события, связанные с теми или иными научными открытиями, судьбами ученых.
Наличие в современном мире безграничного информационного пространства, уже на начальном этапе обучения требует умения принимать информацию, уметь её анализировать, выдвигать гипотезы, строить предположения. Любознательность младшего школьника, пытливость его ума, быстрая увлекаемость новым заставляет расширять границы информационного пространства. Предлагаемая программа позволяет в большем объеме и более разнопланово донести до ребенка неизвестное, загадочное, тайное, открывая перед ним горизонты информационного поля.
Появляется возможность организовать работу с различного рода детской познавательной литературой, литературой энциклопедического характера.
Цели программы
Образовательные
Формирование устойчивого познавательного интереса.
Формирование умения анализировать полученную информацию, применять полученные сведения в процессе учения.
Развивающие
Создание условий для развития у учащихся потребности в не насыщаемости познавательных процессов в учебной деятельности.
Развитие интереса к познанию неизвестного в окружающем мире, осуществление подготовки к самостоятельному изучению научно-популярной литературы.
Воспитательные
Воспитание коммуникативно-активной коммуникативно-грамотной личности.
Воспитание ищущего, информационно всесторонне развитого, творческого, человека, уважительно относящегося к разным точкам зрения, человека умеющего не догматично принимать информацию, а уметь её анализировать и опровергать.
Воспитание эмоционально-положительного взгляда на мир, формирование нравственных и эстетических чувств.
Задачи
Расширять экологические представления младших школьников.
Расширять кругозор учащихся.
Развивать их воображение и эмоциональную сферу.
Укреплять интерес к познанию окружающего мира, к учебным предметам естественнонаучного цикла.
Последовательно приобщать учащихся к детской научно-художественной, справочной, энциклопедической литературе и развивать навыки самостоятельной работы с ней.
Программа кружка «Планета загадок» рассчитана на один год обучения.
Объём учебного времени – 1 час в неделю, 34 часа
Наполняемость групп – 20-25 человек
Возрастная категория – 7-8 лет
Формы обучения младших школьников
Тематические занятия;
игровые занятия;
практические занятия ;
экскурсии;
конкурсы, выставки, викторины, познавательные игры;
детские проекты
Учебно-тематический план


Наименование разделов,
блоков, тем
Все
го, час
Количество часов
Характеристика деятельности обучающихся





Аудитор
ные
Внеуади
тор
ные


1
Введение
1

1

-
Группировать
Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты


2
Загадки растений
5








3








2
Различать растения, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями.
Характеризовать особенности растений
Анализировать примеры использования человеком богатств природы.
Характеризовать условия, необходимые для жизни растений.
Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей.



3
Тайны за горизонтом
3


1


2
Работать со справочной литературой.
Познакомить с тайнами за горизонтом
Уметь работать с картой

4
Жили-были динозавры... и не только они
4




2




2
Работать со справочной литературой
Оценивать свои наблюдения о природе
Наблюдать объекты и природы (на краеведческом материале), характеризовать их особенности.


5
Тайны камней
4





4





-
Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о тайне камней и обсуждать полученные сведения. Оценивать уровень своего интереса к теме

6
Эти удивительные животные
5









1









4
Наблюдать объекты природы (на краеведческом материале), характеризовать их особенности.
Описывать внешний вид, характерные особенности представителей Характеризоватьк° способы питания, размножения; условий, необходимых для жизни животных.
Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей
Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из дополнительных источников знаний

7
Планета насекомых
3




2




1
Описывать внешний вид, характерные особенности представителей насекомых
Характеризовать способы питания, размножения; условий, необходимых для жизни насекомых
Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей

8
Загадки под водой и под землей
6





2





4
Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из дополнительных источников знаний
Различать и характеризовать сталактиты и сталагмиты.
Анализировать влияние современного человека на природу



9
По следам снежного человек
2



-



2

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из дополнительных источников знаний
Готовить небольшие сообщения



Итого
33


16


17


Содержание программы
Введение (1 ч)
Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты
2.Загадки растений (5 ч).
Хлебное дерево. Зачем деревьям кора? Железное дерево.
Как растет банановое дерево?
Лекарственные растения (например, валериана, плаун, пижма, подорожник, тысячелистник, пастушья сумка, птичья гречишка), их важнейшие свойства, правила сбора. Охрана лекарственных растений.
Почему оливу называют деревом мира?
Почему крапива жжется? Экскурсия «Растения нашего парка»
3.Тайны за горизонтом (3 ч).
Кто открыл Австралию? Существует ли жизнь в Антарктиде?
Как образовались Гавайские острова?
4.Жили-были динозавры... и не только они (4 ч).
Что такое ледниковый период? Как нашли ископаемого мамонта
Голубые лягушки. Когда появились первые рептилии? Какими были первые рыбы?
5.Тайны камней (4 ч).
Айсберг. Что такое коралловый остров?
Сады камней. Малахитовая шкатулка. Чем знаменит малахит?
Как образуется золото?
Эти удивительные животные (5 ч).
«Речные лошади»(бегемоты, среда их обитания.) Разумные дельфины.
Породы лошадей в России.
7. Планета насекомых (3 ч).
Как пауки плетут свою паутину?
Что происходит с пчелами зимой?
Правда ли что у многоножки сто ног?
Какое насекомое живет дольше всех?
Охрана насекомых.
8.Загадки под водой и под землей (6 ч).
Что называют гейзерами? Почему вода в гейзерах горячая? Что такое мертвое море? Есть ли жизнь в мертвом море? Какое озеро самое пресное в мире? Сталактиты и сталагмиты.
9. По следам снежного человека. (2 ч).
Загадки, свидетельства, сомнения, предположения

Предполагаемые результаты реализации программы

Приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни;
формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом;
приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия.

Учащиеся научатся:
принимать информацию;
анализировать, выдвигать гипотезы, строить предположения;
работать со справочной, энциклопедической и научно-популярной литературой;
работать по карте;
обмениваться сведениями, полученными из источников массовой информации источников знаний ;
различать растения, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями;
описывать внешний вид, характерные особенности представителей насекомых

Учащиеся получат возможность научиться:
искать ответы на поставленные вопросы;
видеть красоту в природе;
видеть загадки в природе и находить на них ответы;
сравнивать, делать выводы.

Формы и виды контроля
Уровень и степень освоения знаний контролируется в ходе занятия путём устного опроса, обсуждения темы. Могут проводиться выставки рисунков: «Лекарственные растения», «Тайны камней», «Породы лошадей», «Планета насекомых»; турниры эрудитов: «Загадки растений», «Загадки под водой и под землёй», а также детские проекты : «Лекарственные растения», «Породы
лошадей»
Методические рекомендации
Успешное обучение по данной программе кружка возможно при выполнении следующих условий:
- педагог должен опираться на природоведческие, обществоведческие, исторические факты;
- необходимо широкое использование демонстрационного материала;
- наличие в образовательном учреждении материально-технической базы
( библиотечный фонд, технические средства обучения, экранно-звуковые пособия);
- аудиторные занятия следует дополнять внеаудиторными;
- необходимо акцентировать внимание на развитие познавательной активности, исследовательской и поисковой деятельности.

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
№ п/п
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Количество

1.
Библиотечный фонд



2.
Печатные пособия
Географические карты
1

3.
Технические средства обучения:
Интерактивная доска
Мультимедийный проектор
Ноутбук

1
1
1

4.
Экранно-звуковые пособия


5.
Игры и игрушки


6.
Оборудование класса:
Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.
Настенные доски для вывешивания демонстрационного материала.


15/30

1
5

1


СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания
методического объединения
учителей начальных классов
от 28 августа 2014 года

Руководитель МО МОБУГ №2
______________С.С. Церетьян

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по НМР


_______________Е.В. Бондаренко
29 августа 2014 года

















15