Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая модифицированная программа «До-Ми-Солька»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная программа «До-ми-солька» художественной направленности создана на основе программ «Хоровой класс» (коллективное музицирование) – В.С.Попов, Л.В.Тихеева, М.Р.Иодко, П.В.Халабузарь, «Рабочая программа внеурочной деятельности. Общекультурное направление» – С.А.Анпилова для воспитания и развития у детей и подростков творческой инициативы, самостоятельности, способности к самореализации средствами вокального искусства. Приобщение детей и подростков к основам мировой музыкальной культуры, развитие их музыкально – эстетического вкуса, формирование у них исполнительских вокальных умений и навыков позволит обеспечить условиядля обучения профессионально ориентированных детей с целью их поступления в средние и высшие профессиональные учебные заведения.
Направленность программы
Программа «До-ми-солька» художественной направленности направлена на:
Формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
развитие музыкальности, музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения, певческого голоса; приобщение к музыкальному искусству посредством вокально-певческого жанра как одного из самых доступных и массовых видов музыкальной деятельности;
усвоение знаний о музыкантах, музыкальных инструментах, музыкальной грамоте и искусстве вокала, хорового пения, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии. О выразительных средствах, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; выявление особенностей воздействия звуков музыки на чувства, настроение человека.
овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира, музыкального вкуса учащихся, эмоционально-ценностного отношения к музыке, слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Актуальность программы
Вокал является наиболее популярным и доступным видом музыкального искусства и одним из важных средств воспитания детей. Создавая свою песню, слушая песни других авторов,принимая участие в конкурсах и фестивалях, ребёнок приобретает бесценный эмоциональный духовный опыт. Сопереживая и оценивая, сравнивая свои ощущения с авторским отношением в песнях к чувствам, событиям, людям (что гораздо ценнее любых менторских наставлений), ребенок формирует свои ценностные ориентиры, жизненные установки и через них – жизненную цель, поступки, поведение.
Через песню ребята осознают неповторимость судьбы нашего Отечества и свою связь с ним. Таким образом, решаются проблемы духовно- нравственного, историко-патриотического, а также психологического воспитания детей и подростков.
Педагогическая целесообразность
Правильно организованная и тщательно продуманная работа педагога способствует подъему общей музыкальной культуры обучающихся. Занятия вокалом так же развивают и воспитывают волю детей и подростков через «победу над собой», через кропотливый и упорный труд. Содержание программы способно не только удовлетворять уже имеющуюся у ребёнка потребность в эмоциональных переживаниях, но и беречь, и развивать в нём восприимчивость к воздействию музыки, поощрять стремление к самовыражению посредством песни. В связи с этим необходимо использование всех возможностей для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.
Занятия в творческом коллективе помогут реализовать центральную проблему подростка – потребность в общении с коллективом. Занятия в группе со сверстниками дают особое чувство – «чувство мы». Живое общение помогает нарабатывать бесценный опыт познания, сопереживания, осознавать себя как творческую личность.
Ценностью данной программы является её доступность широкой детско-юношеской аудитории, возможность каждому приобщиться к музыкальному искусству, к участию в общечеловеческом процессе создания и восприятия музыкальных ценностей в качестве либо автора произведения, либо исполнителя, либо слушателя, зрителя, критика, либо в нескольких одновременно, независимо от степени одарённости.
Особенностью занятий в объединении является тот факт, что дети, как правило, подбираются с неравными музыкальными способностями, очень часто с неразвитым слухом и чувством ритма, поэтому педагогу приходится подходить к каждому ребёнку индивидуально. Тем не менее, занятия помогают большинству ребят поверить в то, что они могут петь, а некоторые «безнадёжные» однажды начинают брать одну, другую, третью ноты. А что может быть важнее для становления социально активной личности, чем вера в себя!
Цель программы
Создать условия для реализации творческого потенциала учащихся посредством освоения популярного жанра – эстрадная песня.
Логика освоения учебных тем определяется обучающими, развивающими, воспитательными задачами:
Образовательные: изучить стилевые особенности вокального эстрадного жанра, приёмы стилизации в контексте эстрадной песни; освоить приёмы сольного и ансамблевого пения;
Развивающие: развивать музыкальные способности учащихся: музыкальный слух, музыкальную память, чувство ритма; осуществлять индивидуальный подход в развитии творческих способностей учащихся; развивать интерес учащихся к песенному творчеству, приобщать к культуре исполнительского мастерства;
Воспитательные: формировать эмоциональную отзывчивость на музыку и умение воспринимать исполняемое произведение в единстве его формы и содержания.
Отличительная особенность
Главной отличительной особенностью данной программы является то, что она включает в себя работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Для таких детей разработан индивидуальный маршрут и занятия для них проводятся индивидуально.
Так же программа «До-ми-солька» отличается от программы «Хоровой класс» (коллективное музицирование) - В.С. Попов, Л.В. Тихеева, М.Р. Иодко, П.В. Халабузарь широким диапазоном возраста учащихся. Если в программе «Хоровой класс» возраст детей ограничивается от 7 до 14 лет, то в «До-ми-сольке»- от 5 до 18 лет.
Возрастной контингент
Программа предназначена для детей 5-18 лет: учащиеся средней и старшей группы детского сада, учащиеся начальных, средних и старших классов общеобразовательной школы, и направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по вокалу по возрастам.
Сроки и этапы реализации программы
Группы формируются по следующим возрастным параметрам:
Iгруппа - 5-6 лет;
II группа - 7-10 лет;
III группа - 11-13 лет;
IV группа - 14-18 лет.Содержание программы «До-Ми-Солька» направлено на формирование у учащихся певческой культуры, творческого отношения к исполняемым музыкальным произведениям, на развитие у школьников знаний и умений, связанных с усвоением способов вокальной техники, на воспитание любви к музыке, эстетического вкуса, способности наслаждаться красотой, испытывать чувства радости от общения с прекрасным.
В основе развития музыкальных способностей лежат два главных вида деятельности учащихся: изучение теории и творческая вокальная практика. Для развития голосовых данных, вокальных способностей детей и наработки практических навыков пения в программу включена хоровая деятельность.
Содержание программы расширяет представления учащихся о музыкальных жанрах, стилях и направлениях в эстрадном искусстве, знакомит с традициями и новаторством вокального пения.
Программа рассчитана на 4 года.
Занятия проводятся по 1 часу 2 раза в неделю для учащихсяI, II групп;
По 2 часа 2 раза в неделю –III, IV, групп.
Так же 2 часа в неделю отводится занятию сводного хора.
Итого, программа рассчитана для групп первого года обучения и сводного хора на 72 часа в год, для остальных трех групп–по 144 часа в год, полный курс обучения – 648 часов.
В группы первого года обучения принимаются дети младшего дошкольного возраста и школьники, желающие заниматься в объединении. Набор в группы второго, третьего и четвертого годов обучения рассчитан на учащихся 1-11 классов, прошедших обучение первого года и, соответственно, второго и третьего годов обучения.
Прогнозируемые результаты
К концу 1-го года обучения
I группа, II группа
Учащиеся будут знать:
первоначальные сведения по уходу за голосом;
основы развития вокальных навыков;
элементарную теорию музыки: базовые знания нотной грамоты (ноты, ступени, знаки альтерации);
основы образования голоса;
основы сценического поведения.
Учащиеся будут уметь:
правильно дышать во время пения;
чисто и четко исполнять распевкии вокализы;
правильно выполнять упражнения на дыхание, артикуляцию, дикцию;
выразительно и грамотно исполнять песни;
понимать содержание песни;
работать с микрофоном;
слаженно работать в творческом коллективе.
К концу2 года обучения:
IIIгруппа
Учащиеся будут знать:
Знать дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);
жанры вокальной музыки;
дыхательные и вокальные упражнения.
Учащиеся будут уметь:
петь короткие фразы на одном дыхании;
в подвижных песнях делать быстрый вдох;
петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;
петь легким звуком, без напряжения;
соблюдать певческую установку;
правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
точно повторить заданный звук;
правильно показать самое красивое индивидуальное звучание голоса;
работать в сценическом образе.
К концу 3 года обучения
IVгруппа
Учащиеся будут знать:
произведения различных жанров, с различной манерой исполнения.
Учащиеся будут уметь:
выдерживать цезурув музыке;
определять ритм и метр в мелодическом движении произведения;
соблюдать динамические оттенки;
владеть певческим дыханием, фразировкой;
в исполнении раскрыть содержание, выразительность и эмоциональность.
К концу 4 года обучения
V группа
Учащиеся будут знать:
элементы сольфеджио: ноты, название ступеней, поступенное движение, куплетная форма, фраза, динамические оттенки;
основы музыкальной грамоты;
правила поведения певца до выхода на сцену и во время выступления;
основыпевческой установки;
элементарные дирижёрские жесты.
Учащиеся будут уметь:
правильно дышать (спокойно, бесшумно, не поднимая плеч);
петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;
точно повторить заданный звук;
в подвижных песнях делать быстрый вдох;
петь чисто в унисон;
дать критическую оценку своему исполнению;
работать в сценическом образе, исполнять вокальные произведения выразительно, осмысленно;
принимать участие в творческой жизни объединения;
участвовать во всех конкурсах, фестивалях и концертах;
петь под фонограмму с различным аккомпанементом.
К концу учебного года на занятиях хора
Учащиеся будут знать:
первоначальные сведения по уходу за голосом;
основы развития вокальных навыков;
элементарную теорию музыки: базовые знания нотной грамоты (ноты, ступени, знаки альтерации);
основы образования голоса;
основы сценического поведения.
Учащиеся будут уметь:
петь в диапазоне ре I октавы – ми II октавы. Соблюдать при пении певческую установку;
пользоваться мягкой атакой, как основным способом голосоведения, редко, как изобразительным приемом – твердой атакой;петь чистым, естественным звуком, легко, нежно, звонко, мягко, сохранять индивидуальность здорового певческого звучания, правильно формировать гласные и произносить согласные.
По окончании полного курса обучения
Учащиеся будут знать:
приёмы работы над песней;
специфику эстрадной песни,
приёмы стилизации;
иметь чёткое представление о специфике музыкального жанра.
Учащиеся будут уметь:
соблюдать певческую установку,
чисто интонировать,
петь сольно и в ансамбле,
самостоятельно создавать образ исполняемой песни,
видеть другие сферы применения своим знаниям, умениям и навыкам.
Дети, продолжающие заниматься по истечении четырехгодичного срока занятий в объединении, совершенствуют полученные навыки.
В течение учебного года, по окончании каждого тематического блока, учащиеся представляют творческий отчёт в рамках представленного мероприятия.В конце учебного года представляют результаты обучения на отчетном концерте ЦДЮТ. Учащиеся объединениятакже принимают участие в конкурсах, смотрах, в концертной деятельности на разных уровнях (муниципальные, районные, краевые, всероссийские конкурсы, фестивали).
Методика организации учебно-воспитательного процесса
Основные формы обучения учащихся:
система специальных вокальных упражнений,
индивидуальная работа с учащимися,
работа в группе,
организация практической деятельности, творческое выступление, как результат этапа деятельности.
Весь образовательный цикл предусматривает следующие формы и методы работы:
В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого подхода, творчества, системного подхода, импровизации и сценического движения.
Стилевой подход: широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у учащихся осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.
Творческий метод: используется в данной программе как важнейший художественно-педагогический метод, определяющий качественно-результативный показатель ее практического воплощения.Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкально-сценической театрализации.
Системный подход: направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.
Метод импровизации и сценического движения: это один из основных производных программы. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Все это дает нам предпосылки для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.
Различные формы работы дают возможность педагогу более полно раскрыть индивидуальные особенности каждого участника группы.
Виды контроля и механизм оценки достижений воспитанников
Диагностика результатов ведется по трем показателям: ЗУН, творческая активность (нравственность, отношение к труду). Проводится в начале учебного года (сентябрь), в середине (январь), в конце учебного года (май). На основе данных по вертикали и горизонтали, пишется анализ в середине года и в конце, строится диаграмма эффективности учебно-воспитательного процесса.
В качестве методов диагностики личностных изменений ребенка используются: наблюдение, анкетирование, тестирование, диагностическая беседа, что позволяет содействовать личностному росту ребенка, выявить то, каким он пришел, чему научился, каким стал через некоторое время.
Диагностика показателя «Творческая активность» проводится методом наблюдения и по результатам участия в конкурсах и концертах. Диагностика воспитанности проводится методом наблюдения, тестирования, опроса.
Диагностика всех показателей основана на методиках П.В. Халабузарь, разработки которых представлены автором в книге «Методика музыкального воспитания».
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1-йгод обучения
I,IIгруппы№ Название раздела, тема Количество часов
Теория Практика Всего
1 Вводное занятие. Знакомство с голосовым аппаратом. 1 3 4
2 Диапазон, регистр, понятие тесситуры. 2 2 4
3 Постановка дыхания. Использование дыхательных упражнений. 2 6 8
4 Постановка голоса. Использование вокальных упражнений. 4 6 10
5 Выработка чистого унисона. 2 4 6
6 Работа над артикуляцией, дикцией 2 4 6
7  Выразительные средства исполнения. 2 2 4
8 Вокально-хоровая работа над песенным репертуаром. 6 6
9 Ансамблевое пение.  4 4
10 Использование элементов ритмики, сценической культуры. 4 4
11 Обрабатывание исполнительно-сценического образа. 2 2 4
12 Навыки работы с микрофоном. 1 1 2
13 Концертная деятельность. 6 6
14 Культурно-массовая деятельность 2 2
15  Промежуточная и итоговая аттестация 2 2
Всего 18 54 72
2-й год обучения
III группа
№ Название раздела, тема Количество часов
Теория Практика Всего
1 Вводное занятие. Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция 3 7 10
2 Творчество и импровизация 2 2 4
3 Разновидности голосового звучания. Унисон. Динамика. Тембр. Ритм. 2 8 10
4 Постановка дыхания. Использование дыхательных упражнений. 2 12 14
5 Постановка голоса. Использование вокальных упражнений. 2 14 16
6 Работа над артикуляцией, дикцией. 2 8 10
7  Выразительные средства исполнения 2 6 8
8 Подбор песенного репертуара.  4 4
9 Использование певческих навыков. 4 4
10 Ансамблевое пение.  2 8 10
11 Использование элементов ритмики, сценической культуры. 8 8
12 Обрабатывание исполнительно-сценического образа. 6 6
13 Навыки работы с микрофоном. 2 2 4
14 Работа с подтанцовкой6 6
15 Концертная деятельность. 16 16
16 Культурно-массовая деятельность 8 8
17  Промежуточная и итоговая аттестация 6 6
Всего 19 125 144
3-й год обучения
IV группа
№ Название раздела, тема Количество часов
Теория Практика Всего
1 Вводное занятие.Мелодия, мелодизм. 3 3 6
3 Элементы сольфеджио: ноты, название ступеней, поступенное движение, куплетная форма, фраза, динамические оттенки. 2 10 12
4 Постановка дыхания и голоса. 4 20 24
5 Работа над артикуляцией, дикцией. 2 10 12
6 Опорное дыхание, певческая позиция. 2 8 14
7 Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения. 2 4 6
8 Вокально-хоровая работа над песенным репертуаром.
Подбор песенного репертуара. 14 14
9 Ансамблевое пение. 8 8
10 Обрабатывание исполнительно-сценического образа. 4 6
11 Работа с инструментальной фонограммой, включающей мелодическую линию. 6 8
12 Работа с подтанцовкой. 6 6
13   Концертная деятельность. 8 14
14 Культурно-массовые мероприятия. 6 8
15 Промежуточная и итоговая аттестация. 6 6
Всего: 15 129 144
4-й год обучения
V группа
№ Название раздела, тема Количество часов
Теория Практика Всего
1 Вводное занятие. Мелодия, мелодизм. 3 3 6
2 Элементы сольфеджио: ноты, название ступеней, поступенное движение, куплетная форма, фраза, динамические оттенки. 2 10 12
3 Постановка дыхания и голоса. Использование специальных упражнений 2 10 24
4 Работа над артикуляцией, дикцией. 2 10 12
5 Опорное дыхание, певческая позиция. 2 14 16
6 Вокально-хоровая работа над песенным репертуаром. Подбор песенного репертуара 2 12 22
7 Ансамблевое пение. 8 16
8 Обрабатывание исполнительно-сценического образа. 4 4
9 Работа с инструментальной фонограммой включающей мелодическую линию. 6 6
10 Работа с подтанцовкой. 6 6
11   Концертное выступление. 8 14
12 Культурно-массовые мероприятия 6 8
13 Промежуточная и итоговая аттестация 14 6
Всего: 13 129 144
Хор
№ Название раздела, тема Количество часов
Теория Практика Всего
1 Вводное занятие. 1 3 4
2 Развитие вокальнойтехники. 2 2 4
3 Музыкальная грамота 2 6 8
4 Репетиционная работа. 20 20
5 Слушание музыки..2 4 6
6 Вокально-хоровая работа над песенным репертуаром. 10 10
7 Использование элементов ритмики, сценической культуры. 4 4
8 Обрабатывание исполнительно-сценического образа. 2 2 6
9 Концертная деятельность. 6 6
10 Культурно-массовая деятельность 2 2
11  Промежуточная и итоговая аттестация 2 2
Всего 9 61 72
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1-й год обучения
I, II группы
Задачи:
Развить базовые навыки и умения по вокалу необходимые в профессиональном пении.
Развивать музыкальные способности, самопознание и саморазвитие учащихся в максимальном раскрытии творческих способностей.
Воспитывать у детей эстетический вкус.
Раздел 1. Вводное занятие. Знакомство с голосовым аппаратом
Теория. Цели и задачи курса обучения. Формы  работы. Техника безопасности. Понятие о сольном пении, жанры вокального пения, пути создания индивидуального сценического образа, прослушивание и просмотр примеров сценического образа.
Голосовой аппарат – совокупность органов, участвующих в голосообразовании. Состоит из трёх основных частей: легких с системой вдыхательных и выдыхательных мышц, гортани с голосовыми складками и системы воздушных полостей, играющих роль резонаторов и излучателей звука.
Артикуляционный аппарат—система органов, включающая – гортань, голосовые складки, язык, мягкое и твердое нёбо,  HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D1%83%D0%B1%D1%8B" \o "Зубы" зубыверхней и нижней челюсти, губы, носоглотку и резонаторные полости, участвующие в порождении звуков речи и голоса.
Дыхательный аппарат - виды дыхания. Понятие артикуляции. Роль певческого дыхания в звукообразовании.
Практика. Выявление знаний о пении вообще и о сольном пении в частности. Проверка вокально-слуховых данных, постановка целей и задач для индивидуальной работы. Дыхание и дыхательная гимнастика. Разминка артикуляционного аппарата. Пение специальных упражнений на разные виды дыхания
Раздел 2. Диапазон, регистр, понятие тесситуры.
Теория. Понятие диапазона, понятие регистров и их возможности. Понятие тесситуры и ее зависимости от репертуара.
Практика. Пение специальных упражнений на развитие диапазона, на сглаживание регистров при пении. Исполнение песен, анализ произведений.
Раздел 3. Постановка дыхания. Использование дыхательных упражнений.
Теория. Правильная постановка дыхания – это, прежде всего, использование полного объема легких, использование мышц брюшного пресса и диафрагмы во время дыхания, и использование естественных резонаторов, которые усиливают и обогащают звучание голоса. В этом случае у ребенка никогда не устанет и не заболит горло от длительного пения, крика или разговора.
Практика.Дыхательные упражнения: «Собачка»,«Птички  на  ветке  дышат  в  поясок», «Надуваем  шарик», «Свечка».Навыки пользования дыханием, дыхательные упражнения для развития опорного дыхания. Опора дыхания, навыки опорного дыхания.
Раздел 4. Постановка голоса. Использование вокальных упражнений.
Практика. Отработка навыков звукообразования и звукоизвлечения, формирование головного звучания голоса. Певческие упражнения на вырабатывание различных голосовых навыков.
Раздел 5.Выработка чистого унисона.
Теория. Понятие унисона. Роль унисонного пения в вокале. Игра «Эхо».
Практика. Упражнения на развитие голоса, внутреннего слуха, звукоизвлечения, приемы голосоведения.
Раздел 6. Работа над артикуляцией, дикцией.
Теория.
Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Преимущественно мягкая атака звука.
Округление гласных; способы их формирования в различных регистрах (головное звучание).
Пение нонлегато (не связно) и легато (связно).
Нюансы (mF, mP, P, F).
Развитие дикционных навыков.
Гласные и согласные, их роль в пении. Взаимоотношение гласных и согласных в пении. Отнесение внутри слова согласных к последующему слогу.
Формирование звуков.
Практика.Упражнения на правильное формирование звуков, дикционные упражнения: «Коза-дереза», «Лопнуть шарик», скороговорки: «шесть мышат в камышах шуршат», «Осенние листочки», «Язычок-путешественник».
Раздел 7. Выразительные средства исполнения.
Теория. Развитие навыка уверенного пения. Раскрытие содержания текста и музыки, особенностей художественно-сценического образа. Разбор интерпретации исполнения песни.
Практика. Разучивание материала с сопровождением и без него. Доведение исполнения произведения до концертного варианта.
Раздел 8. Вокально-хоровая работа над песенным репертуаром.
Практика. Разучивание мелодии, работа над чистотой интонирования, артикуляцией, дикцией. Постановка песен, работа над мелодической линией песни, работа над художественным образом песни.
Раздел 9. Ансамблевое пение.
Практика. Разучивание многоголосия, работа над чистотой интонирования в партиях. Работа над динамическим и ритмическим ансамблями. Работа над чистотой строя.
Раздел 10.Использование элементов ритмики, сценической культуры.
Практика: Упражнения на развитие дикции, ритмическая работа (прохлопывание, запись ритмического рисунка, ритмические карточки), работа над чистотой интонирования исполняемых произведений.
Раздел 11. Обрабатывание исполнительно –сценическогообраза.
Теория. Сценический образ, актерское мастерство, поиск исполнительного образа песни.
Практика. Выход на сцену, направление света, сценическая походка, поведение на сцене, умение преподнести исполняемую песню.
Раздел 12. Навыки работы с микрофоном.
Теория. Понятие о микрофоне, его работе. Правила пользования им, умение работать с микрофоном. Поле деятельности певца.
Практика: работа с микрофоном, слушание своего голоса (искаженного микрофоном),умение чувствовать микрофон (микрофон – продолжение руки).
Раздел 13. Концертная деятельность.
Активное участие в жизни школы, поселка, района. Выступление на праздниках, концертах, фестивалях. В конце учебного года показательное выступление (отчетный концерт), демонстрация приобретенных навыков и умений. Планирование направлений работы на следующий год.
Раздел 14. Культурно-массовая деятельность.
Праздники, походы в музеи, на концерты, чаепития, беседы.
Раздел 15. Промежуточная и итоговая аттестация.
Проверка вокально-слуховых навыков, анкетирование, прослушивание, тестирование.
2-й год обучения
III группа
Задачи:
Обучать основным приёмам исполнения запланированных вокальных композиций.
Развивать музыкально-эстетический вкус
Воспитать эмоциональную отзывчивость, музыкально-слуховые представления, чувство ритма.
Раздел 1.Вводное занятие. Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция.
Теория. Знакомство с программой обучения, со структурой занятий. Обмен информацией и впечатлениями о летнем отдыхе. Инструктаж по технике безопасности и правилам противопожарной защиты. Выстраивание, соединение и сглаживание регистров.
Практика. Упражнения на сглаживание регистров.
Раздел 2. Творчество и импровизация.
Теория. Понятие импровизации. Использование импровизации в вокальном исполнении.
Практика. Скороговорки и упражнения, направленные на отработку певческой дикции.
Раздел 3. Разновидности голосового звучания. Унисон. Динамика. Тембр. Ритм.
Теория. Необходимые условия для достижения ансамблевого звучания.
Практика. Исполнение вокальных номеров, анализ. Работа над конкретным произведением, направленная на достижение всех уровней ансамбля.
Раздел 4. Постановка дыхания. Использование дыхательных упражнений.
Теория. Постановка певца. Понятие о дыхательном аппарате, способы пользования дыхательным аппаратом, навыки пользования дыхательным аппаратом при грудном дыхании. Опора дыхания, навыки опорного дыхания.
Практика. Навыки пользования дыханием, дыхательные упражнения для развития опорного грудного дыхания.
Раздел 5. Постановка голоса. Использование вокальных упражнений.
Теория. Понятие о голосовом аппарате, принцип работы голосового аппарата, гигиена голосового аппарата, формирование грудного звука. Навыки грудного звучания. Тембр. Понятие тембрового окраса голоса. Начальные навыки выработки тембрового окраса голоса.
Практика. Навыки звукообразования и звукоизвлечения, формирование грудного звучания голоса, певческие упражнения на вырабатывание различных голосовых навыков, тембрового окраса звука, умение пользоваться тембром.
Раздел 6. Работа над артикуляцией, дикцией.
Теория. Понятие об артикуляции, дикции. Формирование грудных звуков. Особенности формирования дикции на грудном звучании.
Практика. Упражнения на правильное формирование грудных звуков, дикционные упражнения на формирование грудного звучания.
Раздел 7. Выразительные средства исполнения.
Теория. Закрепление сознательного отношения к своему пению и пению товарищей, выполнение правил пения, охраны голоса. Работа над чистотой интонирования унисонов и многоголосья. Формирование певческой культуры.
Практика. Разучивание музыкального материала с сопровождением и без него. Работа с солистами и ансамблем. Совершенствование исполнительского мастерства. Работа с исполняемыми произведениями.
Раздел 8. Подбор песенного репертуара.
Теория. Подбор песенного репертуара, выразительный показ предлагаемых песен, планирование работы над репертуаром.
Практика. Сценическая читка песенного текста, разбор незнакомых слов, выражений, подробный разбор мелодической линии, художественное представление песни.
Раздел 9. Использование певческих навыков.
Теория.Правильная поз4иция артикуляционного аппарата при пении. Особенности произношения согласных при исполнении произведений.
Практика. Отработка упражнений, направленных на поддержание правильной позиции.
Раздел 10. Ансамблевое пение.
Практика.Разучивание многоголосия, работа над чистотой интонирования в партиях. Работа над динамическим и ритмическим ансамблями. Работа над чистотой строя.
Раздел 11.Использование элементов ритмики, сценической культуры.
Практика. Упражнения на развитие дикции, ритмическая работа (прохлопывание, запись ритмического рисунка, ритмические карточки), работа над чистотой интонирования исполняемых произведений.
Раздел 12.  Обрабатывание исполнительно-сценического образа.
Теория.Сценический образ, актерское мастерство, поиск исполнительного образа песни.
Практика. Выход на сцену, направление света, сценическая походка, поведение на сцене, умение преподнести исполняемую песню.
Раздел 13.  Навыки работы с микрофоном.
Теория. Понятие о микрофоне, его работе. Правила пользования им, умение работать с микрофоном. Поле деятельности певца.
Практика:работа с микрофоном, слушание своего голоса (искаженного микрофоном), умение чувствовать микрофон (микрофон – продолжение руки).
Раздел 14. Работа с подтанцовкой.
Подбор коллектива подтанцовки (совместная работа с руководителем танцевального коллектива). Репетиционная работа солиста с коллективом танцоров.
Раздел 15.  Концертная деятельность.
Активное участие в жизни школы, поселка, района. Выступление на праздниках, концертах, фестивалях. В конце учебного года показательное выступление (отчетный концерт), демонстрация приобретенных навыков и умений. Планирование направлений работы на следующий год.
Раздел 14. Культурно-массовая деятельность.
Праздники, походы в музеи, на концерты, чаепития, беседы.
Раздел 15. Промежуточная и итоговая аттестация.
Проверка вокально-слуховых навыков, анкетирование, прослушивание, тестирование, награждение.
3-й год обучения
IV группа
Задачи:
Совершенствовать навыки и умения по вокалу необходимые в профессиональном пении.
Развивать музыкально-эстетический вкус, память, речь, чувство сцены.
Воспитывать гармонически развитую личность, приобщать учащихся к основам мировой музыкальной культуры.
Раздел 1. Вводное занятие. Мелодия, мелодизм.
Теория.Цели и задачи, содержание и виды деятельности на учебный год. Инструктаж по технике безопасности и противопожарной защиты. Просмотр фото- и видео-материалов творческого объединения. Обмен информацией и впечатлениями о летнем отдыхе.Тесситурныеусловия в мелодии произведения. Тембр - как индивидуальный окрас мелодического звучания произведения. Понятие тембра. Зависимость произведения от тембрального окраса. Темп как развитие произведения. Понятие темпа. Зависимость характера произведения от темпа. Специальные упражнения в разных темпах. Работа над произведением в разных темпах.
Практика. Тестирование. Тренинг. Развивающие упражнения. Работа над произведениями с разными тесситурными условиями. Исполнения произведений с разной тесситурой, в разных темпах.
Раздел 2. Элементы сольфеджио: ноты, название ступеней, поступенное движение, куплетная форма, фраза, динамические оттенки.
Теория.
Знакомство с понятиями:
Анализ произведений.
Форма построения песен.
Фраза, деление на фразы.
Поступенное движение.
Динамические оттенки. 
Практика.Пение гамм, разрешение ступеней, ступеневых цепочек, трезвучий мажора и минора, их обращений.
Раздел 3. Постановка дыхания и голоса. Использование специальных упражнений.
Теория. Постановка певца. Опора дыхания, навыки опорного дыхания. Виды дыхания. Умение комбинировать разные виды дыхания. Навыки грудного звучания. Тембр. Навыки выработки тембрового окраса голоса. Комбинирование головного и грудного звукоизвлечения. Фальцет, умение пользоваться фальцетным звучанием.
Практика. Навыки пользования дыханием, дыхательные упражнения для развития опорного  грудного дыхания. Умение комбинировать дыхание. Умение пользоваться комбинированным дыханием. Навыки грудного и головного звукообразования и звукоизвлечения, формирование грудного звучания голоса, умение комбинировать головное и грудное звучания голоса. Певческие упражнения на вырабатывание различных голосовых навыков, тембрового окраса звука, умение пользоваться тембром.
Раздел 4. Работа над артикуляцией, дикцией.
Теория. Совершенствование навыков правильного певческого ясного произношения слов, хорошо открывать рот, активизация речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок, вокальных упражнений, формирующих навык твердой и легкой атаки. Сонорные и несонорные согласные звуки. Формирование у учащихся четкой взаимосвязи между дикцией и ритмом.
Практика. Упражнения на правильное формирование грудных и головных звуков, дикционные упражнения на формирование грудного головного звучания. Плавный переход от одного вида звукообразования к другому, профессиональное умение пользоваться переходами.
Раздел 5. Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция.
Практика. Систематические занятия целого ряда специальных упражнений способствуют постепенному углублению вдоха и выдоха, ощущение зевка, положение нёба, расслабление мышц шеи, нижней челюсти.
Раздел 6. Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения.
Теория. Жанры вокальных произведений. Манера исполнения. Выработка индивидуальной манеры исполнения.
Практика. Работа над исполняемыми произведениями с учетом разбора по фразам, оборотам, мелодической линии, кульминации произведения, динамических оттенков.
Раздел 7.  Вокально-хоровая работа над песенным репертуаром. Подбор песенного репертуара.
Теория. Подбор песенного репертуара самими учащимися, выразительный показ предлагаемых песен, самостоятельное планирование работы над репертуаром.
Практика.Разучивание мелодии, работа над чистотой интонирования, артикуляцией, дикцией. Постановка песен, работа над мелодической линией песни, работа над художественным образом песни. Сценическая читка песенного текста, разбор незнакомых слов, выражений, подробный разбор мелодической линии, художественное представление песни.
Раздел 8. Ансамблевое пение.
Практика. Разучивание многоголосия, работа над чистотой интонирования в партиях. Работа над динамическим и ритмическим ансамблями. Работа над чистотой строя.
Раздел 9.Использование элементов ритмики, сценической культуры.
Практика. Упражнения на развитие дикции, ритмическая работа (прохлопывание, запись ритмического рисунка, ритмические карточки), работа над чистотой интонирования исполняемых произведений.
Раздел 10.  Обрабатывание исполнительно-сценического образа.
Теория.Сценический образ, актерское мастерство, поиск исполнительного образа песни.
Практика.Выход на сцену, направление света, сценическая походка, поведение на сцене, умение преподнести исполняемую песню.
Раздел 11.Работа с инструментальной фонограммой.
Прослушивание фонограммы, подробный разбор мелодической линии, проработка отдельных моментов. Прослушивание песенного оригинала с целью – понять образ песни. Исключение мелодической линии из фонограммы. Работа над фонограммой без мелодической линии.
Раздел 12. Работа с подтанцовкой.
Подбор коллектива подтанцовки (совместная работа с руководителем танцевального коллектива). Репетиционная работа солиста с коллективом танцоров.
Раздел 13.  Концертная деятельность.
Активное участие в жизни школы, поселка, района. Выступление на праздниках, концертах, фестивалях. В конце учебного года показательное выступление (отчетный концерт), демонстрация приобретенных навыков и умений. Планирование направлений работы на следующий год.
Раздел 14. Культурно-массовая деятельность.
Праздники, походы в музеи, на концерты, чаепития, беседы.
Раздел15. Промежуточная и итоговая аттестация.
Проверка вокально-слуховых навыков, анкетирование, прослушивание,
4-й год обучения
V группа
Задачи:
выдерживать цезуру в музыке;
определять ритм и метр в мелодическом движении произведения;
соблюдать динамические оттенки;
владеть певческим дыханием, фразировкой;
в исполнении раскрыть содержание, выразительность и эмоциональность.
Раздел 1. Вводное занятие.Мелодия, мелодизм.
Теория.Цели и задачи, содержание и виды деятельности на учебный год. Инструктаж по технике безопасности и противопожарной защиты. Просмотр фото- и видео материалов творческого объединения. Обмен информацией и впечатлениями о летнем отдыхе.Тесситурные условия в мелодии произведения. Тембр - как индивидуальный окрас мелодического звучания произведения. Понятие тембра. Зависимость произведения от тембрального окраса. Темп как развитие   произведения. Понятие темпа. Зависимость характера произведения от темпа. Специальные упражнения в разных темпах. Работа над произведением в разных темпах.
Практика. Тестирование. Тренинг. Развивающие упражнения. Работа над произведениями с разными тесситурными условиями. Исполнения произведений с разной тесситурой, в разных темпах
Раздел 2. Элементы сольфеджио: ноты, название ступеней, поступенное движение, куплетная форма, фраза, динамические оттенки.
Теория.
Анализ произведений.
Форма построения песен.
Фраза, деление на фразы.
Поступенное движение.
Динамические оттенки. 
Практика.Пение гамм, разрешение ступеней, ступеневых цепочек, трезвучий мажора и минора, их обращений.
Раздел 3. Постановка дыхания и голоса. Использование специальных упражнений.
Теория. Постановка певца. Опора дыхания, навыки опорного дыхания. Виды дыхания. Умение комбинировать разные виды дыхания. Навыки грудного звучания. Тембр. Навыки выработки тембрового окраса голоса. Комбинирование головного и грудного звукоизвлечения. Фальцет, умение пользоваться фальцетным звучанием.
Практика. Навыки пользования дыханием, дыхательные упражнения для развития опорного  грудного дыхания. Умение комбинировать дыхание. Умение пользоваться комбинированным дыханием. Навыки грудного и головного звукообразования и звукоизвлечения, формирование грудного звучания голоса, умение комбинировать головное и грудное звучания голоса. Певческие упражнения на вырабатывание различных голосовых навыков, тембрового окраса звука, умение пользоваться тембром.
Раздел 4. Работа над артикуляцией, дикцией.
Теория. Совершенствование навыков правильного певческого ясного произношения слов, хорошо открывать рот, активизация речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок, вокальных упражнений, формирующих навык твердой и легкой атаки. Сонорные и несонорные согласные звуки. Формирование у учащихся четкой взаимосвязи между дикцией и ритмом.
Практика. Упражнения на правильное формирование грудных и головных звуков, дикционные упражнения на формирование грудного головного звучания. Плавный переход от одного вида звукообразования к другому, профессиональное умение пользоваться переходами.
Раздел 5. Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция.
Практика. Систематические занятия целого ряда специальных упражнений способствующие постепенному углублению вдоха и выдоха, ощущение зевка, положение нёба, расслабление мышц шеи, нижней челюсти.
Раздел 6. Вокально-хоровая работа над песенным репертуаром. Подбор песенного репертуара.
Теория. Подбор песенного репертуара самими учащимися, выразительный показ предлагаемых песен,  самостоятельное планирование работы над репертуаром.
Практика. Разучивание мелодии, работа над чистотой интонирования, артикуляцией, дикцией. Постановка песен, работа над мелодической линией песни, работа над художественным образом песни. Сценическая читка песенного текста, разбор незнакомых слов, выражений, подробный разбор мелодической линии, художественное представление песни.
Раздел 7. Ансамблевое пение.
Практика.Разучивание многоголосия, работа над чистотой интонирования в партиях. Работа над динамическим и ритмическим ансамблями. Работа над чистотой строя.
Раздел 8. Обрабатывание исполнительно-сценического образа.
Теория.Сценический образ, актерское мастерство, поиск исполнительного образа песни.
Практика.Выход на сцену, направление света, сценическая походка, поведение на сцене, умение преподнести исполняемую песню.
Раздел 9. Работа с инструментальной фонограммой. 
Практика. Прослушивание фонограммы, подробный разбор мелодической линии, проработка отдельных моментов. Прослушивание песенного оригинала с целью – понять образ песни. Исключение мелодической линии из фонограммы. Работа над фонограммой без мелодической линии.
Раздел 10. Работа с подтанцовкой.
Подбор коллектива подтанцовки (совместная работа с руководителем танцевального коллектива). Репетиционная работа солиста с коллективом танцоров.
Раздел 11 . Концертная деятельность.
Активное участие в жизни школы, поселка, района. Выступление на праздниках, концертах, фестивалях. В конце учебного года показательное выступление (отчетный концерт), демонстрация приобретенных навыков и умений. Планирование направлений работы на следующий год.
Раздел 12. Культурно-массовая деятельность.
Праздники, походы в музеи, на концерты, чаепития, беседы.
Раздел 13. Промежуточная и итоговая аттестация.
Проверка вокально-слуховых навыков, анкетирование, прослушивание, тестирование, награждение.
Хор
Раздел 1.Вводное занятие:
Теория. Подбор репертуара.
Практика. Проверка вокальных данных.
Раздел 2. Развитие вокальной техники:
Теория. Виды певческого дыхания
Практика. Развитие двухголосного пения с элементамитрехголосья. Расширение диапазона звучания хора, дальнейшее развитие голосового аппарата учащихся.Раздел 3. Музыкальная грамота.
Теория. Знакомство с музыкальными жанрами (балет, опера, мюзикл);знакомство с формами музыки (одночастная, многочастная).
Раздел 4. Репетиционная работа.
Практика. Разучивание вокальных произведений (текстов, мелодий),работа над чистотой интонации и музыкальным строем, добиваться выразительного и эмоционального исполнения.Раздел 5. Слушание музыки:
Теория. Рассказы о композиторах, особенностях их творчества.
Практика. Слушание фрагментов из их произведений.
Раздел 6. Вокально-хоровая работа над песенным репертуаром.
Практика. Разучивание мелодии, работа над чистотой интонирования, артикуляцией, дикцией. Постановка песен, работа над мелодической линией песни, работа над художественным образом песни.
Раздел 7. Использование элементов ритмики, сценической культуры.
Практика. Упражнения на развитие дикции, ритмическая работа (прохлопывание, запись ритмического рисунка, ритмические карточки), работа над чистотой интонирования исполняемых произведений.
Раздел 8.Обрабатывание исполнительно – сценического образа.
Теория. Сценический образ, актерское мастерство, поиск исполнительного образа песни.
Практика. Выход на сцену, направление света, сценическая походка, поведение на сцене, умение преподнести исполняемую песню.
Раздел 9. Концертная деятельность.
Активное участие в жизни школы, поселка, района. Выступление на праздниках, концертах, фестивалях. В конце учебного года показательное выступление (отчетный концерт), демонстрация приобретенных навыков и умений. Планирование направлений работы на следующий год.
Раздел 10. Культурно-массовая деятельность.
Праздники, походы в музеи, на концерты, чаепития, беседы.
Раздел 11. Промежуточная и итоговая аттестация.
Проверка вокально-слуховых навыков, анкетирование, прослушивание, тестирование.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ОБОРУДОВАНИЯ
Фортепиано
Столы
Стулья
Музыкальный центр
Доска
Актовый зал
Микрофоны
Наглядные пособия по теме «Строение голосового аппарата»
АудозаписиНотный материал
Методические пособия:
Халабузарь П. В. - «Методика музыкального воспитания»
Щитинин М.- «Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой»
Для обеспечения реализации данной программы необходимо наличие педагога с музыкально-педагогическим образованием, звукооператора и педагога-хореографа для создания подтанцовок.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для педагога
«Вопросы вокальной подготовки» Вып. 1-6 М., 1962-1982
«Практическое руководство по вокальной работе» М., 1982
Абдулин Э. Б. «Теория и практика обучения музыке» Москва 1995 год.
Азаров Б. П. «Искусство воспитывать» Москва 1985 год.
Алиев Ю. Б. «Настольная книга учителя музыки» Москва 2002 год.
Апраксина О. «Методика музыкального воспитания в школе» М.,1983
Асафьев Б.О. «О хорошем искусстве» Л., 1980
Д.Б.Кабалевский «Воспитание ума и сердца» М.,1984
Д.Б.Кабалевский «Как рассказывать детям о музыке?» М.,1977
Д.Б.Кабалевский «Прекрасное пробуждает доброе» М.,1976
Добровольская Н., Орлова Н. «Что надо знать учителю о детском голосе» М.,1972
Емельянов В. В. «Развитие голоса: координация и тренинг» Санкт-Петербург 2000 год.
Ерёменко С.И. «Распевание в детском хоре» Краснодар., 2003
Плужников К. «Механика пения» Санкт-Петербург 2004 год.
Самарин В. А. «Методика работы с вокально-хоровым коллективом» Москва 1999 год.
Струве Г. А. «Школьный хор» Москва 1981 год.
Школяр, Красильникова, Критская, Усачева, Медушевский, Школяр. «Теория и методика музыкального образования детей» М., 1998
Элементарное музыкальное воспитание по системе К.Орфа. М.,1978 Ф.Такун, А.Шершунов «Розовый слон» М.,2002
Литература для детей
«100 композиторов» М.,1997
«Молодежная эстрада», «Молодежный меридиан», журналы.
«Энциклопедия юного музыканта» М.,1986
А.Кленов «Там, где музыка живет» М.,1986