Конспект внеклассного мероприятия То без чего трудно жить- Родина. Семья. Любовь. Взаимопонимание. Милосердие.



Открытое внеклассное мероприятие
Тема: «То без чего трудно жить-
Родина. Семья. Любовь. Взаимопонимание. Милосердие».
Класс: 3
Провела и подготовила
учитель начальных классов
Решня О.В.
Цели :1. Формировать понятие о предложении как коммуникативной единице, которое служит основным средством общения людей.
2. На примере песни, легенды, притчи, рассказа показать огромную роль предложения, как передачи информации и воздействия на сознание детей.
3. Прививать любовь к Родине, уважение к семье, милосердие к нуждающимся людям.
I.Организационный момент
Вступительное слово учителя.
Семья и дом – как свет и хлеб.
Родной очаг – земля и небо.
В спасение даны тебе,
в каких бы ты заботах не был.
Пусть тороплив у жизни бег,
куда бы ни вела дорога,
в твоей изменчивой судьбе
прекрасней дара нет от Бога.
Они хранят тебя всегда,
сколько б ни странствовал по свету,
как путеводная звезда,
и нет святей святыни этой.
Твоей семьи тепло и свет –
вот лучшая душе отрада.
Иного счастья в мире нет,
иного счастья и не надо.
II. Изучение нового материала.
1. Первая страница.:« Россия - родина моя».
( Чтение наизусть стихотворения учителем.)
(З. Александрова)
Если скажут слово «родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот,
У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор...
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной ногинский двор.
Или степь от маков красная,
Золотая целина...
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
2. Презентация «Песня о Родине»
(Исполняют песню группа ребят нашего класса.)
Текст песни состоит из предложений.
О чём сообщили нам эти предложения.
Кто участвует в создании песни.
ПОЭТ - пишет слова.
КОМПОЗИТОР - пишет музыку.
Слова поэт и композитор появляются на доске.
Когда поэт и композитор совместно потрудились, получаются произведения, оторые прочно входят в жизнь и помогают в ней.
4. Стихи о Родине.
Стихи о Родине. Родина – это место где тепло душе. Вероятно именно поэтому стихи о родине, как правило, наполнены теплом и ностальгией, любовью и некой романтикой. Наверное, любой признанный поэт в той или иной мере писал стихи о родине. У кого-то это патриотические призывы, а кто-то про березки и красоту природы слагал свои поэмы.
Родные края (Серова Екатерина)
Широкие, привольные, родимые края…
Березка белоствольная, любимица моя,
Стоит, как свечка, белая,
Глядит она вокруг:
С чего начинается Родина? (Ибряев Константин)
С чего начинается Родина?
С улыбок и слез матерей;
С тропинки, ребятами пройденной,
От дома до школьных дверей.
Ладонщиков Г.А.
Наша Родина
И красива и богата
Наша Родина, ребята.
Долго ехать от столицы
До любой ее границы.
М. АлигерРОДИНЫ СЕБЕ НЕ ВЫБИРАЮТ
Родины себе не выбирают.
Начиная видеть и дышать,
Родину на свете получают
Непреложно, как отца и мать.
Н. Асеев
МОСКВА – РОССИЯ
Два слова: Москва и Россия, -
Два зова: Россия - Москва , -
Кого на земле ни спроси я,
Всем ведомы эти слова!…
С. Васильев
РОССИЯ
Россия – как из песни слово.
Берёзок юная листва.
Кругом леса, поля и реки.
Раздолье, русская душа.
Вывод: Поэты передают свою любовь к Родине в предложениях в стихах.
А композиторы помогают более красочно выразить глубину и красоту этих стихов.
III. Продолжение.
2 . СТРАНИЦА
МИЛОСЕРДИЕ
1.Презентация «Милосердие нужно ли оно в наши дни?»
Прочитайте с 1 слайда слова.
Дети читают: Милосердие. Нужно ли оно в наше время?
Сначала ответим на вопрос. А что такое милосердие?
(Ответы детей)
Показ 2 слайда.
Милосердие – это сострадание. Это бескорыстная искренняя помощь нуждающимся. Милосердие проявляется в оказании всевозможной помощи.
Кому необходима наша помощь?
(Ответы детей : родным, близким, пожилым, маленьким, больным…)
Чтение с 3-5 слайды.
Помощь нужна маленьким детям, детям которые находятся в детских домах, больным детям..)6 слайд
Достается недешево
Счастье трудных дорог,
Что ты сделал хорошего,
Чем ты людям помог?
Иль под снежной порошей
Жизнь спасаешь кому?
Делать людям хорошее -
Хорошеть самому.
(И. Кучин)
7-9 слайды.
Помощь нужна не только людям, но и животным.
Чем мы с вами можем им помочь?
10 слайд.
Ах, как добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убеждались сами.
А может не слова- дела важны?
Дела- делами, а слова-словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
Последний 11 слайд.
Добрые слова – корни.
Добрые мысли – цветы.
Добрые дела - плоды.
Добрые сердца – сады.
Подумайте над этими словами.
2.Что такое притча?
При́тча — короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (премудрость). По содержанию притча близка к басне.
Назидательный-поучительный, могущий послужить уроком, назиданием.
ИНОСКАЗАНИЕ, -.Выражение, содержащее иной, скрытый смысл. Говорить иносказаниями.
Притча «Окно» Светлана Копылова.
У кого какое настроение после этой притчи.
Объяснение смысла слов 11 слайда.
Запись их в тетрадь.
Что мы записали?
Для чего нужны предложения?
Что они выражают?
На доске появляется слово НАРОД (притча бывает не только в стихотворной форме, но и в прозе.А сочиняют её не только поэты, но и народ)IV. Продолжение.
1. 3 страница посвящается маме.
Давайте друзья потолкуем о маме.
Высказывания великих людей.
Н.ОстровскийЕсть прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу, — это мать.
М.ГорькийВся гордость мира от матерей. Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет человека.
В.СухомлинскийЕсли ты с детства не научился смотреть в глаза матери и видеть в них тревогу или покой, — ты на всю жизнь останешься нравственным невеждой.
Мама – самый дорогой на свете человек. Нам всегда нужны её ласка и забота. Мама всегда поймёт своего ребёнка и простит. А дети должны не только получать материнскую любовь, но и уметь заботиться о родном человеке. Вот о чём мы будем сегодня читать.
Рассказ Б. Емельянова. МАМИНЫ РУКИ.
Такой это был несчастный, нехороший день!
С утра до вечера Маша капризничала, ссорилась с бабушкой, в комнате убираться не стала, читать не училась, в тетрадку ничего не писала, а только сидела в углу и хлюпала носом.
Мама пришла, и бабушка ей пожаловалась: целый, мол, день капризничает девчонка и никакого сладу с ней нет.
Мама спросила:
— Что же с тобой, дочка, делается? Ты не больна ли? — и положила Маше на лоб свою руку.
Руки у мамы были удивительные: сухие, чуть шершавенькие, но такие лёгкие и добрые.
На этот раз Маша только головой мотнула и стряхнула с себя мамины руки.
— Фу, — сказала она. — Фу, мамочка! Какие у тебя руки нехорошие.
— Ну вот, — удивилась мама. — Столько лет жили-дружили, а теперь стала нехороша. Чем же тебе, дочка, мои руки сегодня не понравились?
— Жёсткие, — ответила Маша. — Царапаются.
Мама посмотрела на свои руки, Маше показалось, грустно.
— Руки обыкновенные, — сказала мама. — Рабочие руки. Ничего уж с ними не поделаешь.
Встала и ушла в ванную мыться и заперлась на крючок.
Маше так вдруг стало жалко маму. Она уже хотела бежать за ней, бабушка не пустила.
— Сиди! — сказала бабушка грозно. — Сиди! Мать обидела ни за что. Руки у твоей матери золотые, это все знают. Материными руками добра сделано — на десять таких, как ты, хватит: полотном, которое мать наткала, полземли устлать можно. Даром, что молода, а сноровиста. Мать у тебя не белоручка, работница, плохого в том нет. Станешь к станкам на материно место — дай тебе бог такой быть, обидчица!
— Я её обидеть не хотела, — сказала Маша плача.
— Не хотела, да обидела, — сказала бабушка. — Так тоже бывает. За языком поглядывай. Руки у твоей матери верно, что жёсткие, а вот сердце мягкое... Я бы на её месте тебе как полагается всыпала, горячих... Надрала бы уши.
Мама вернулась и услышала, как бабушка ворчит, а Маша плачет, и сразу не разобралась, в чём дело.
— Не стыдно тебе ещё и бабушку обижать, — сказала она. — Сердце у бабки отходчивое. Я бы на её месте...
— Знаю, знаю! — закричала Маша неожиданно весело и бросилась к матери целоваться и обниматься. — Знаю...
— Ничего ты не знаешь, — сказала мама. — А если знаешь, говори.
— Знаю, — сказала Маша. — Ты бы на бабушкином месте надрала мне уши. Я твои руки обидела.
— Ну и надеру, — сказала мама. — Чтоб не обижала.
— Бабушка говорила, — сказала Маша из угла, — что если бы она была на твоём месте, то надрала бы. А на своём — вы обе не можете.
Бабушка и мама переглянулись и засмеялись.
Поднимите руки кто когда-нибудь, хоть раз обижал маму?
ВОПРОСЫ ПРОДУМАТЬ
Почему мама и бабушка засмеялись?
У мамы доброе мягкое сердце . (На доску прикрепляется сердце.)
Ребята, это материнское сердце. Перечислите, какие сокровища в нём живут?
ФИЗМИНУТКА
Ответы:
доброта, ласка, верность, самопожертвование, вера, любовь, понимание, нежность, забота, уверенность, надежда, воля, гордость, душевность, преданность, гостеприимство, ответственность, выносливость, доверие, уважение, помощь, дружба, искренность, признательность.4 СТРАНИЦА
СЕМЬЯ
1.Как вы понимаете слово семья?
Значение слова «Семья» по Ожегову: «Семья» - Объединение людей, сплоченных общими интересами
Семья - это люди, которые не всегда живут вместе, но они никогда не забывают заботиться друг о друге. А самое главное – они родные друг другу. Раньше семьи всегда были большими. А сейчас есть семьи большие, есть и маленькие. А у вас семья большая? Расскажите мне о своей семье. Кто есть в вашей семье? Сколько человек? (Дети рассказывают о своих семьях).
2.Скажите, дети, какая семья называется дружной?
(Дети называют признаки дружной семьи).
О дружных семьях слагают легенды. Послушайте одну из них.
Чтение учителем легенды « Как появилась дружная семья».
Давным –давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: « Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств:
Понимание
Любовь
Уважение
Доверие
Доброта
Забота
Помощь
Дружба
Запомните, ребята, эту легенду. Если каждый член семьи будет следовать этим правилам, то в семье будут царить: мир, согласие. А значит, все будут счастливы.
У нас в классе есть разные семьи и большие и маленькие. ДРУГИЕ СЕМЬИ
Самая большая семья у … (Рассказы о семьях класса)
Но в этих семьях царит любовь и понимание. За них моё сердце спокойно.
Конкурс «Собери пословицы»
Пословица - это краткое народное изречение, в котором отражается народная мудрость, жизненный опыт, законченная мысль.
В дружной семье и в холод тепло.
В хорошей семье хорошие дети растут.
Дерево держится корнями, а человек семьей.
Родители трудолюбивы — и дети не ленивы.
(Дети собирают пословицы, зачитывают, объясняют смысл и записывают в тетрадь.)
5 СТРАНИЦА
ДРУЖБА
Нам повезло, у нас есть еще одна семья – это наш класс. Мы вместе, проводим временя, трудимся, учимся, занимаемся полезными делами, веселимся и отдыхаем. Нашей классной семье уже три года. И год от года она становится все крепче, все дружней!
Наши достижения:
1 место - в школе по сбору макулатура ( дважды)
1 место – в районном конкурсе новогодних ёлок. В номинации «Ёлка гигант».
1 место – в конкурсе листовок «Как я провел лето».
1,2,3 места в конкурсе « Русский медвежонок».
……….
Вот так у нас
«Капелька по капельке,
кирпичик по кирпичику
строится мир доброты».
Лучики добра
Напишите, какое хорошее дело вам захотелось совершить после сегодняшнего мероприятия?
Песня про дружбу.