«Опыты и экспериментирование с детьми дошкольного возраста по программе «В мире интересного»


Хаирова Олеся Олеговна
Педагог дополнительного образования МБОУ ДО ГЦИР
«Опыты и экспериментирование с детьми дошкольного возраста по программе «В мире интересного»
В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов.
Актуальность метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации. В ходе данной работы дети учатся выражать в рече увиденное, формулировать обнаруженные закономерности и делать выводы.
Опыты и эксперименты включены в программу «в мире интересного» программа ежегодно модифицируется в соответствии с новыми требованиями.
Цель программы — пробудить у детей интерес к природе и миру, созданному руками человека, научить свободно и осознанно постигать его законы.
Задачи обучения:
Обучающие:
- формировать системные представления об окружающем мире (элементарные основы естественнонаучных и экологических знаний), роли и месте человека в нем;
- познакомить детей с правилами поведения в природе.
Развивающие:
- развивать кругозор ребёнка, формировать активную исследовательскую позицию, познавательные интересы детей;
- развивать исследовательское поведение детей: способность целенаправленно наблюдать, исследовать, стремление объяснять явления с научной точки зрения, давать экологическую оценку явлениям, умения и навыки задавать вопросы и отвечать на них, высказывать свое мнение, элементарные навыки проведения наблюдения и эксперимента и оформления результатов своей исследовательской, продуктивной деятельности;
- совершенствовать и развивать познавательные процессы дошкольников (мышление, внимание, память, воображение) и все их характеристики; способствовать интеллектуализации и развитию произвольности процессов.
Воспитательные:
- воспитывать экологическое сознание, нравственное отношение к миру;
- воспитывать бережное отношение к природе, желание беречь и охранять нашу планету.
Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментальная деятельность. Проведение опытов дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды. Всё потому, что детям дошкольного возраста присуще наглядно–действенное и наглядно – образное мышление, а экспериментирование, как никакой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте данный метод является ведущим способом познания мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к поисково-исследовательской деятельности, стимулирует познавательную активность и любознательность, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение). Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о природе, о взаимосвязях, происходящих в ней; о свойствах различных материалов, о применении их человеком в своей деятельности. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Новые знания усваиваются прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику.
Цель нашей темы: Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности.
ЗАДАЧИ:
1.Формировать исследовательское поведение через экспериментальную деятельность.
2.Формировать основы целостного мировидения у детей посредством исследования.
3.Развивать познавательные процессы и все их характеристики, в том числе умение выделять главное из объема информации.
Результаты нашей работы следующие:
- у детей формируется познавательный , исследовательский интерес, любознательность, активность.
- ребенок приобретает навыки исследовательской деятельности: умеет сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свои суждения и умозаключения.
- ребенок испытывает радость, удивление и даже восторг от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у него чувство удовлетворения от проделанной работы.
В своей работе я использую следующие правила:
- не заставлять ребенка, а создать условия для возникновения интереса;
- не сдерживать двигательную активность детей;
- хвалить ребенка за успехи.
На примере одного из экспериментов проведенного с детьми «Опыт ВУЛКАН» :Цель: Ознакомление дошкольников с природным явлением вулкан.
Задачи:
Формировать представление детей о вулканах опасностях, которые они представляют.
Активизировать учащихся добывать и доносить информацию по теме до слушателей.
Воспитывать интерес к позновательно-исследовательской деятельности.

Входе проведения опыта мы увидели извержение вулкана, которое происходит на самом деле из за давления в недрах Земли. При извержении вулкана из его жерла вырывается лава- жидкие расплавленные горные породы. Лава стекает по склону горы, как правило очень медленно, но бывают случаи когда очень быстро.
Проведенный опыт оставил много впечатлений и эмоции, дети ярко откликаются на экспериментальную деятельность. Полученный ими опыт сохраняется на всю жизнь. То что ребенок делает сам, это и есть его личностный опыт.
Вывод
На данном этапе развития современного общества, экологическое воспитание, является одной из важнейших проблем современности. Первые основы экологической культуры и природоохранного сознания должны прививаться детям с раннего возраста. Если ребёнок научится с младенчества жить в гармонии с природой, то это останется с ним до старости и не вытравится не какими обстоятельствами.
Многие исследователи и практики заняты поиском адекватных методов работы с детьми по формированию у них начала экологической культуры. К числу таких методов можно отнести детское экспериментирование – деятельность, которая присуща практически каждому малышу, ибо каждый ребёнок в душе является экспериментатором. Жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать – это важнейшие черты детского поведения.
Организация экспериментирования, проведение опытов – один из эффективных путей экологического образования дошкольников. Это и является основной идеей нашей программы «В мире интересного».