Рекомендации при постановке звука «Р» в условиях короткой подъязычной связки (уздечке)

Рекомендации при постановке звука «Р» в условиях короткой подъязычной связки (уздечке) : из опыта работы учителя логопеда Обориной О.П.
  1. Разрабатываем подвижность кончика языка с закрытым и прикрытым ртом. «Карусели» - язык за губами описывает круги в одну и другую сторону,  «Солнышко катится по небу» - упереть язык в левую щеку, медленно провести под верхней губой и упереть в правую щеку, затем в обратную сторону,  «Бульдог»  - язык под верхней губой, сильно нажать на нее, чтобы получился бугорок и задержать под счет,1-5. «Замочек» - или кто-нибудь в «мешке» - крепко сжать губы и нажимать на них языком изнутри, под нижней губой, над верхней губой, у правого и у левого угла рта, «Язык-силач» - прикасаюсь пальцем над верхней губой, а ребенок языком, изнутри, старается оттолкнуть мой палец. Причем можно прикоснуться сначала пониже, а потом чуть повыше и под самым носом. Можно касаться под нижней губой, в обе щеки, причем и повыше, и пониже, «Катаем орешки» - за правой и за левой щекой описывать круги кончиком языка. Причем бугорок должен быть хорошо заметным. «Лошадка»  - на неширокой улыбке, челюсть неподвижна. Впрочем, если вы поставили себе целью растянуть связку, то наоборот, цокаем медленно, при этом стараясь оттянуть подбородок как можно ниже.
«Чистим верхние зубы» изнутри и «Маляр» - тоже на неширокой улыбке.  2. Разрабатываем вибрацию: «Дразнилка» - высунуть язык между губ, сказать «б» и пальцем быстро-быстро «заводить» язык. Постепенно убираем палец и получаем «бррр» между губами. «Мотоцикл» - высунуть язык между губами и делать "бр-р-р", так чтоб слюни веером летели, но обязательно с голосом! Дети счастливы, я обычно говорю – надо заплевать все зеркало, видели, бы вы как они стараются. «Пулемет» - сильно улыбнуться, обнажив зубы, стучать по ним изнутри - т-т-т-т, д-д-д-д, в очень быстром темпе. Постепенно перейти к ощущению вибрирующего языка - ребенок дует на языка и слышится "тр-р-р", при этом зубы сомкнуты, сильная, хорошая улыбка. 3.Начинаем открывать рот: трррррр-аааа, на «а» нужно с улыбкой открывать рот, повторяем это много-много раз. Стараемся задержать «ррр» в тот момент, когда рот уже открыт. Потом я обычно беру «тррррэ», поскольку губы тоже улыбаются и нет необходимости сосредотачиваться на них. Ну, а там уже: тррро, тррру, тррры, затем в словах – дрррака, тррррава, трррус, дрррозд и т.д. Кончик языка все равно оказывается в положении за верхними зубами, просто рот прикрыт и кончик лишь немного приподнят.  4. Далее, как в классической схеме – постепенно «выплевываем» опорный звук и стараемся, чтобы за сомкнутыми зубами получился звук «Р» и «Ррррр-ааа» с открыванием рта. 5.Просим ребенка улыбнуться, немного раздвинув зубы и порычать. То есть просим ребенка раздвинуть зубы на ширину одного, максимум двух пальцев. Я больше акцентирую внимание ребенка на сильной, напряженной улыбке, чтобы губы не включались в вибрацию и не получался «кучерский Р». Слышала то ли на курсах, то ли от кого-то из коллег, что связка бывает разная – слизистая, мышечная и соединительнотканная, в зависимости от того, какие ткани вовлечены в нее. Слизистая и мышечная тянутся, слизистая вообще полупрозрачная и тянется за пару занятий, мышечная – чуть подольше. А если в подъязычную связку проросла соединительная ткань, которая разделяется мышцы языка вдоль, по центру, то вы ее растянете. Нужно либо резать, либо ставить низкий звук.  Есть и еще важный момент: связка бывает короткая, но посаженная низко, то есть кончик языка достаточно подвижен, просто у ребенка не получаются упражнения типа «Лошадка», «Парус» и «Маляр. Хуже, когда подъязычная связка посажена высоко – она растет от самого кончика языка, этот самый трудный случай, когда язык раздваивается.
15