«ПРЕПОДАВАНИЕ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В СВЯЗИ С ПЕРЕХОДОМ НА ФГОС II ПОКОЛЕНИЯ».


Методический доклад по теме: «ПРЕПОДАВАНИЕ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В СВЯЗИ С ПЕРЕХОДОМ НА ФГОС II ПОКОЛЕНИЯ».
Одна из главных задач ФГОС II поколения – организация учебного процесса так, чтобы обучающиеся могли не только самостоятельно получать новые знания, но и в дальнейшем применять их в решении новых задач. Таким образом, главная задача учителя – организация условий, координирующих действия учащихся в необходимом направлении, условий для самореализации обучающегося на учебном занятии.
На главное место в проектировании урочной деятельности выходит следующая цель: развитие у учащихся способностей самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои результаты. Словом, умение учиться.
Условия самореализации учащихся на уроках истории и обществознания являются основой успешной адаптации в обществе. При этом образование является основным фактором, развивающем общество.
Системно - деятельностный подход в образовании включает в себя несколько образовательных технологий, методов и приемов, которые предоставляют возможность учителю использовать творческий подход к обучению. Этот шаг позволяет мотивировать учащихся на достижения максимальных результатов в учёбе, формировать у учеников универсальные учебные действия, следовательно, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.
На уроках используются, в зависимости от целей и задач, следующие технологии:
Разноуровневое обучение – возможность сделать учебный процесс с учётом индивидуальных особенностей каждого обучающегося. Исследовательские методы позволяют учащимся самостоятельно осуществлять поиск решения проблем, расширить свой кругозор, формировать своё мировоззрение.
Игровые технологии – развивают познавательную активность, способствуют получению новых знаний, умений, навыков, необходимых для самостоятельной практической деятельности.
Проектная деятельность раскрывает индивидуальный творческий потенциал обучающихся. Пример деятельности учащихся на уроке: составление опорных конспектов в виде плана, схемы, графика, диаграммы.
Заполнение итоговой таблицы, для анализа и сопоставления сравниваемых фактов и обобщения исторических событий.
Составление биографий исторических деятелей.
Работа с исторической картой.
Изучение исторических документов и источников. Подготовка и оформление сообщения, доклада, реферата.
Комментирование выступлений других учащихся.
Изложение исторических событий от имени одного из участников, свидетелей, современников или потомков;
Изложение сути исторических событий в диалоге, споре, беседе.
Все эти формы деятельности позволяют учащимся систематизировать учебную информацию, ориентироваться в историко-географическом пространстве, сформировать навыки поисковой, аналитической работы. Кроме того, эта работа способствует формированию умений объективной самооценки учебной деятельности.
Задача учителя – создать условия для саморазвития возможностей и творчества учащихся, вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс.
Таким образом, применение разнообразных технологий, форм и методов обучения дает каждому ученику возможность самореализации, создает условия для полноценного развития личности и способности ориентироваться в потоке информации. Вместе с тем это позволяет видеть и творчески решать возникающие проблемы, активно применять в повседневной жизни полученные в школе знания и умения, активно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и коллективе. Результатом обучения с использованием форм и методов системно-деятельностного подхода является раскрытие у учащихся определённого круга компетентностей: социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
Использование данных образовательных технологий на уроках истории и обществознания позволяет достичь имеющихся во ФГОС II поколения образовательных результатов: личностных (система ценностных отношений к себе, другим участникам образовательного процесса, образовательному процессу в целом и его результатам); метапредметных (освоение способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях); предметных (усвоение обучающимися конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета).
Список источников:
1. Дмитриев С. В. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения / С. В. Дмитриев // Школьные технологии. - 2003. - N 6. - С. 30-39
2. Ильин Г.Л. Как обеспечить качество обучения в информационном обществе? /Г.Л. Ильин //Народное образование.-2011.- №5.-стр.131
3.Хуторский А. «Деятельность как содержание образования» /А. Хуторский «Народное образование» - 2003, №8, стр.107-114.
4. Деятельностно – ориентированный подход к образованию //Управление школой. Газета Издательского дома «Первое сентября» - 2011, №9, стр.14-15.