Как изменится деятельность учителя технологии в реализации ФГОС нового поколения.


Учитель технологии МОУ «Кречетовская СОШ»,
Каргопольского района, Архангельской области
Золотова Марина Александровна
Эссе по теме «Содержание деятельности учителя технологии
в реализации ФГОС нового поколения».
Новое время, новая школа. Переход к новому Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), который предполагает качественно новую модель образования. У многих возникает вопрос: как изменится деятельность учителя технологии в реализации ФГОС нового поколения?
Безусловно, введение ФГОС актуально, необходимо. Немаловажный плюс новых ФГОС в том, что, если раньше учителя должны были в первую очередь сформировать у учащихся устойчивую систему знаний, умений и навыков, то в новых условиях акцент смещается на развитие самого умения учиться, так необходимого в реалиях современной жизни. Образовательный стандарт нового поколения ставит перед учителем новые цели. Теперь учитель должен привить две группы новых умений. Во-первых, это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться. Во-вторых, формировать у детей мотивацию к обучению. На первый план сегодня выходят образовательные результаты личностного и метапредметного характера.
Основной целью изучения учебного предмета «Технология» в системе общего образования является формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях.
Научить получать знания, то есть учить учиться; научить трудиться – работать и зарабатывать, то есть учение для труда; научить жить, это учение – для бытия; научить жить вместе с другими людьми, часто не похожими на тебя, – это учение для совместной жизни – вот основные приоритеты современного образования во всём мире. И учитель технологии в этом может играть немаловажную роль. Универсальность технологии как методологического базисного общего образования состоит в том, что любая деятельность – профессиональная, учебная, созидательная, преобразующая – должна осуществляться технологически, т.е. таким путем, который гарантирует достижение запланированного результата, причем кратчайшим и наиболее экономичным путем.
Предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет молодым людям возможность бесконфликтно войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, которая называется техносферой и является главной составляющей окружающего человека действительности. Искусственная среда – техносфера – опосредует взаимодействие людей друг с другом, со сферой природы и с социумом. Очень обидно, что для изучения предмета отводиться всё меньше и меньше времени. Базисный учебный план образовательного учреждения на этапе основного общего образования включает всего 170 учебных часов. Это очень и очень мало.
В условиях реализации нового стандарта ученик – это, прежде всего, партнер, имеющий право на принятие решений (на выбор содержания своего образования, уровня его усвоения и т.д.). Естественно, что и ответственность за выполнение принятого решения ложится на ученика. Главная же задача и обязанность учителя – помочь ребенку принять и выполнить принятое им решение. Помочь сделать правильный выбор, определиться в сфере своих познавательных интересов. Помочь составить или откорректировать программу самообразования, подобрать нужную литературу, поставить познавательную задачу, адекватную интересам и возможностям ученика, своевременно его проконсультировать и проконтролировать. Наконец, обеспечить своевременное достижение каждым, как минимум, обязательного уровня общеобразовательной подготовки. При этом учителю предоставляется свобода в выборе методов, средств и форм обучения – все это находится полностью в компетенции учителя, подчиняясь его личностным особенностям, методическим пристрастиям и т.п.
Все эти особенности полностью отвечают особенностям стандарта, с одной стороны, и задает общую систему рамочных требований к педагогическим технологиям, направленным на достижение требований стандартов и конкретизирующих их систем планируемых результатов обучения.
В условиях реализации нового Стандарта учителю предоставляются большие, чем раньше, возможности быть менеджером – управляющим процессом образования: в большей степени учитывать и использовать личностные особенности и возможности ученика, свои компетенции и методические пристрастия.
Деятельность учителя технологии при реализации нового стандарта координировать учебный процесс, наблюдать, косвенно руководить деятельностью учащихся, помогать в выборе решений, активизировать самостоятельную деятельность учащихся, диагностировать развитие личности учащихся.
Учащиеся объединяются в группы по интересам, планируют свою деятельность, применяют задания из других образовательных областей, включаются в исследовательскую работу, осуществляют самоконтроль и самоанализ, ищут и выбирают пути исследования.
Среди форм организации учебной деятельности можно использовать самостоятельную исследовательскую работу на уроке и вне урока, дискуссии, "мозговой штурм", интервью, консультации, конкурсы, защиты проектов.
В основу обучения должен быть положен проектный подход, способствующий более полному и прочному усвоению учениками жизненно необходимых обще-трудовых знаний и умений. Теперь при подготовке к уроку учитель затрачивает почти в два раза больше времени по сравнению с прошлыми учебными годами. Если раньше писали конспект урока, то теперь нужно написать сценарий. Если раньше пытались выполнить то, что запланировали, то теперь нужно организовать деятельность детей. Форма урока преимущественно групповая или индивидуальная. Результаты обучения не только предметные, но и личностные, метапредметные. Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки. Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения. И многое, многое другое.
И чтобы процесс введения новых образовательных стандартов протекал максимально успешно и безболезненно, педагог должен непрерывно работать над повышением своего профессионального уровня. Он должен непрерывно учиться: учиться по – новому готовиться к уроку, учиться по – новому проводить урок, учиться по – новому оценивать достижения обучающихся, учиться по – новому взаимодействовать с их родителями. Если учитель открыт для инноваций и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки. Большинству из учителей предстоит перестраивать мышление, исходя из новых задач, которые ставит современное образование. Содержание образования не сильно меняется, но, реализуя новый стандарт, каждый учитель должен выходить за рамки своего предмета, задумываясь, прежде всего, о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных умений, без которых ученик не сможет быть успешным, ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности.
В связи с этим роль учителя технологии существенно изменяется в части понимания смысла процесса обучения и воспитания. Теперь учителю необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.