Контрольная работа по теме «Лексика и фразеология» 6 класс

Контрольная работа по теме «Лексика и фразеология» 6 класс

1. Выпишите из словаря по одному слову, объясните значение:
заимствованное, диалектное, устаревшее, профессиональное.

3. Определите слово по его лексическому значению.
Цвет фиалки и сирени -
Заранее намеченный путь следования -
Мысленно представить себе что-нибудь -
Очень большой -
Жёлтый с красноватым оттенком -
Знаки для обозначения звуков -
Слова, употребляемые жителями одной местности -
Часть слова без окончания -

4. Замените устаревшие слова синонимами

Очи, чело, ланиты, уста, перст, баталия, глаголет, брадобрей, ветрило.

5. Напишите как можно больше фразеологизмов со словом язык, объясните значение.

6. Перепишите, заменив отдельные слова фразеологическими оборотами.

Петя плохо работал. Дома он тоже ничего не делал. За уроки брался неохотно. Получив плохие оценки, Петя печально шёл домой. Надо было усердно приниматься за работу.

7. Составьте с 2 любыми сочетаниями слов по два предложения: в одном используйте сочетание как фразеологизм, а в другом – как свободное словосочетание. Подчеркните фразеологизмы как члены предложения.

Идти в гору, сдавать в архив, откуда ветер дует, встать на ноги, завилять хвостом, отвести глаза, проглотить пилюлю, смотреть в рот.

8. Выпишите слова, употреблённые в переносном значении.

а) Сады, убранные сухим золотом, почти не роняли его на дорожки и горели во всей красоте. (К. Паустовский)
б) В саду горит
костёр рябины красной. (С. Есенин)
в) Ходят волны по реке, жёлтые, свинцовые.

9. Напишите небольшой текст о поздней осени, используя синонимы, слова в переносном значении.
15