Особенности формирования навыка чтения у учащихся начальных классов, обучающихся в общеобразовательной школе


Особенности формирования навыка чтения у учащихся начальных классов общеобразовательных школ.
Учитель – логопед Кайдорина Ольга Владимировна,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Лесосибирска», 2015 год
В каждом классе есть учащиеся, которые не овладевают навыками чтения на уровне школьной программы. Очевидно, что с такими учащимися должна проводиться коррекционная работа. Недостаточное овладение навыками чтения может наблюдаться у детей с нормальным интеллектом, сохранной речью, слухом и зрением. К типичным нарушениям проявления чтения относится: неспособность осуществить звуковой анализ и синтез слов при чтении, специфические замены букв и общие искажения структуры слова, недостаточный темп чтения и низкий уровень понимания прочитанного.
К 15 годам жизни навык чтения должен быть полностью сформирован. Если этого не происходит, то можно говорить, что это функционально неграмотные люди. Они не смогут освоить профессию, понять должностную или какую-либо другую инструкцию, выполнить задание, даже самое простое.
Все эти затруднения связаны с отрицательным влиянием целого ряда психолого-педагогических факторов:
- недостаточным представлением об окружающей действительности;
- низким уровнем аналитико-синтетической деятельности;
- трудностью установления временных, пространственных, причинно-следственных связей;
- бедностью и неточностью пассивного и активного словаря;
- трудностью понимания основного смысла прочитанного;
- сформированная устная речь (звукопроизношение и фонематические процессы);
- недоразвитием грамматического строя речи;
Для того, чтобы свести к минимуму влияние этих отрицательных факторов после входящей диагностики и тщательного обследования при поступлении детей в первый класс проводится ряд занятий по развитию аналитико – синтетической деятельности, развитию пространственно – временных представлений, лексико – грамматического строя речи. Большое внимание уделяется развитию связной речи. Первые месяцы проводятся интегрированные занятия с психологом.
Кроме того, существуют причины не столь заметные окружающим, но не менее важные для успешного овладения навыком чтения. К ним относятся:
- раннее обучение чтению;
- сформированность психических и познавательных процессов;
- выбор правильной методики обучения;
- мастерство учителя;
- мотивация ученика;
- скорость обучения;
Важно понимать, что удачный дебют – важный момент успеха (это обычно происходит к 5-6 годам). Это граница раннего дошкольного возраста, когда ребенок понимает обращенную к нему речь с опорой на конкретную ситуацию, начинает осваивать приемы связной контекстной речи, то есть учится представлять содержание, выходящее за рамки его непосредственного опыта. В это время формируется навык превращать содержание текста в свой личный опыт. Поэтому часто у достаточно успешно овладевших техникой чтения детей не наблюдается выход из ситуации, то есть ребенок продолжает оставаться в плену конкретной ситуации. Это срабатывает только в начальных классах, а в среднем звене техника чтения все равно упадет. Для предотвращения этого хорошо работают методики ведения дневников и создания ребенком книг о событиях его жизни.
Большую проблему создает техника чтения. Ребенок должен читать со скоростью 120-140 слов в минуту, что не соответствует его физиологическим возможностям, а главное особенностям восприятия информации. В результате этих требований коммуникативная установка разрушается или упускается, работать с текстом и понимать его не учат. Потребность в чтении, как в деятельности не формируется.
Темп чтения не является симптомом несформированного навыка чтения. Это обусловлено скоростью протекания нервных процессов (преобладание процессов торможения и возбуждения в коре головного мозга). У ребенка медлительного техника чтения будет ниже нормы и, наоборот, у ребенка с возбуждением при чтении будет темп приближен или выше нормы, но много ошибок, не являющихся стойкими. Надо обязательно учесть тип нервной деятельности ребенка
Основной метод обучения чтению в наших школах - аналитико-синтетический. Мы анализируем речь, делим ее, собираем. Но этот метод обучения подходит только 60% детей, обучающихся в школе. Поэтому при обучении чтению надо учитывать этот факт. Кроме этого должна быть сформирована латералита (доминирующая составляющая одного из полушарий).
Мотивация ребенка к чтению формируется с первых дней рождения. Ошибочно думать, что малыш ничего не понимает. Уже с первых дней надо с ним общаться: разговаривать, петь колыбельные песни, потешки, прибаутки. Век компьютеризации отодвинул общение с книгой на второй план, дети перестали читать. Поэтому важно именно родителям дать первые уроки общения с книгой. Очень полезен личный пример и совместное чтение с детьми. В школе важно продолжать эту работу: посещение библиотек, проекты представления прочитанных, нетрадиционные уроки, по следам прочитанных книг. Все это поможет вызвать у детей интерес к книге.
Кроме этого важно понимать, что в первый класс дети приходят с разным уровнем подготовки (читающие хорошо, читающие немного и только знающие некоторые буквы). В этой связи важен дифференцированный подход к формированию навыка чтения. Ни в коем случае нельзя форсировать обучение у слабочитающих или нечитающих детей, подгоняя их под сильных. В этом случае может наступить несоответствие уровня обучения чтению с уровнем подготовки и сформироваться неправильный механизм чтения. В дальнейшем это может стать причиной трудности восприятия и непонимания прочитанного.
Исходя из всего сказанного, понятна актуальность раннего выявления дислексии (специфических нарушений процессов чтения). Для этого можно использовать методику А.Н.Корнева «Методика раннего выявления дислексии» или обратиться к другим публикациям по данной теме. Стоит отметить принципы, определяющие последовательность проведения обследования. Они были сформулированы О.Е.Грибовой.
1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает, что отбор заданий, их формулировки и наполнение вербальным и невербальным материалом должны соотноситься с уровнем реального психоречевого развития ребенка и учитывать специфику его социального окружения и личностного развития.
2. Исследование рационально проводить в направлении от общего к частному. Сначала специалист выявляет проблемы в развитии речи ребенка, а затем эти проблемы рассматриваются пристальнее, подвергаются количественному и качественному анализу.
3. Внутри каждого вида тестирования предъявление материала дается от сложного к простому. Это позволяет ребенку закончить каждую пробу успешно, что создает дополнительную мотивацию и положительный эмоциональный настрой, которые, в свою очередь, повышают продуктивность и продолжительность обследования. При стандартном подходе, когда каждая проба усложняется по мере тестирования ребенка, ребенок обречен в большинстве случаев «упираться» в неуспех, что вызывает чувство негативизма, ощущение неизбежности ошибки, а это в значительной мере провоцирует снижение интереса к предъявляемому материалу и ухудшение демонстрируемых достижений.
4. От продуктивных видов речевой деятельности — к рецептивным. Исходя из данного принципа, в первую очередь обследуются такие виды речевой деятельности, как говорение и письменная речь (или чаще в логопедии говорится о самостоятельной письменной речи, под которой имеются в виду письменные высказывания» имеющие коммуникативную направленность сочинения). Письменная речь обследуется только у школьников, прошедших обучение и имеющих опыт написания подобных работ.
Интерес к проблеме раннего выявления специфических нарушений чтения (дислексии) обусловлен тем, что чтение как деятельность играет важную роль в жизни человека: стимулирует его психическое развитие, обеспечивает общеобразовательную подготовку, влияет на формирование личности.
Внимательное наблюдение за ребенком могут даже без специального обследования насторожить педагога и родителей по поводу возникновения дислексии.
Вот некоторые моменты, на которые следует обратить внимание:
- в 3-5 лет дети не любят играть в игры со звуками, повторениями, рифмовками, с трудом запоминают детские стихи, имеют нарушения звукопроизношения или говорят на детском языке (сюсюкают), не распознают буквы своего имени, не запоминают дни недели;
- 5-7 лет не может напечатать или узнать написанное свое имя, с трудом разбивает слова на слоги, не может подобрать рифму к слову, не дифференцирует буквы и звуки;
- 7 лет не распознает фонемы, не может прочитать простые односложные слова, отказывается читать;
- 7 лет и старше - неправильно произносит сложные слова, путает сложные по звучанию слова (полковник-половник), читает с остановками, используя слова паразиты, с трудом запоминает даты, номера телефонов, имена, угадывает слова вместо чтения, пропускает части слов при чтении, боится читать вслух, читая, заменяет простые слова сложными, плохо пишет (почерк), долго делает домашнюю работу и не успевает выполнять классную, путает служебные слова.Если у ребенка были замечены ряд описанных отклонений, то специалист должен провести комплексное обследование устной речи, слухоречевой памяти, ряда невербальных психических функций, лежащих в основе становления навыка чтения.
Таким образом, критериями для начала обучения чтению:
- является не возраст, а сформированность психических и познавательных процессов (памяти, внимания, восприятия, мышления)
- выбор правильной методики
-мастерство учителя
- сформированная устная речь (звукопроизношение и фонематические процессы). Для этого в среднем дошкольном возрасте надо заниматься пониманием речи, обогащением словаря, работать над структурой предложения, звукопроизношением, фонематическими процессами, слоговой структурой слова.
- мотивация обучаемого
- скорость обучения, когда детей очень быстро научили читать и у них формируется неправильный механизм чтения. Это приводит к тому, что они, будучи взрослыми с трудом воспринимают тексты.
Подводя итог можно сказать, что в ряду речевых нарушений детского возраста дислексия остается наиболее дискуссионным объектом логопедии. Повышение требований к качеству чтения, его роли в социокультурном развитии ребенка на протяжении всего школьного обучения обуславливает необходимость раннего выявления дислексии пересмотра системы коррекционно-педагогического сопровождения детей с дислексией на этапе обучения в начальных классах.
Литература
Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования. Методическое пособие. -- М.: Айрис-пресс, 2005. - 96 с.Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования
Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие
. -- СПб.: МиМ, 1997. – 286
Корнев А. Н.Методика раннего выявления дислексии