Статья «Проведение внешней экспертизы образовательного учреждения»


Тема «Проведение внешней экспертизы образовательного учреждения»
Перечень ключевых понятий и терминов для терминологического словаря по обеспечению качества высшего образования Российской Федерации, разработанного в соответствии с обязательствами Российской стороны по Болонскому процессу от составителя Н.Б. Саханского, так определяет основные термины и понятия по данной теме:
«Внешнее обследование или оценка - процесс сбора (при помощи специализированного агентства) данных, информации и фактов об ОУ, его структуре и основной деятельности, для подготовки подробного отчета о качестве образовательной деятельности. Внешнее обследование проводится комиссией, состоящей из внешних экспертов, специалистов или инспекторов, и обычно состоит из трех отдельных этапов:
- анализ отчета по самообследованию,
- посещение ОУ,
- составление отчета на основе полученных результатов обследования.
Внешняя экспертиза, см. также Внешнее обследование или оценка - 1) процедура оценки качества и эффективности академических программ ОУ, его профессорско-преподавательского состава и/или его структуры. Процедура проводится внешними экспертами/наблюдателями (эксперты - это преподаватели одной дисциплины; но на практике существуют различные типы экспертов, однако они все должны быть высококвалифицированными специалистами, как в рассматриваемой области, так и в высшем образовании вообще). Экспертиза может иметь различные варианты полномочий экспертов, типы экспертизы, способы их подбора и обучения, места посещения, стандарты и оценки. Экспертная оценка обычно основана на отчете по самообследованию, представленном учреждением, и служит основой для показателей и/или методом оценки (внешнего) обследования в высшем образовании;
2) процедура экспертного оценивания деятельности ОУ, полноты и достоверности информации, представленной в заявительных документах (отчете о самообследовании) и переданных в централизованный банк данных….»
В настоящее время каждая школа ориентируется на повышение качества образования и управление последним.
Одним из оценочных показателем является внешняя экспертиза качества образования, которая подразумевает оценку:
образовательных достижений учащихся
качества образовательных программ
условий реализации образовательного процесса в конкретной школе
При этом внешняя экспертиза качества образования осуществляется через:
введение единого и основного государственного экзамена (ЕГЭ и ОГЭ);
использование результатов мониторинговых работ муниципального, краевого, российского уровня;
оценки деятельности школы родителями и учащимися;
результаты участия педагогов и обучающихся в районных, областных, всероссийских олимпиадах и конкурсах.
Ранее оценку качества подготовки выпускников, как главную составляющую результативности деятельности школы, осуществляли сами, то есть производители образовательных услуг. Сами обучали и сами же оценивали результаты своей работы. Самооценка — это хорошо, но всегда ли она была объективной?
Введение единого государственного экзамена и новой формы государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов позволили осуществлять объективный контроль, что приводит к более высокой мотивации всех участников образовательного процесса на успешное его прохождение. Формируется новая задача — выбор оптимальных образовательных технологий, которые позволяют не только подготовить ученика к успешной сдаче государственного экзамена, но и создать мотивацию к саморазвитию.
Сама технология проведения ЕГЭ позволяет добиваться большей объективности в оценке знаний выпускников, во многом исключает негативное влияние человеческого фактора на результаты экзамена, повышает ответственность учащихся и учителей при подготовке к итоговой аттестации.
А это требует роста возможностей образовательного выбора, который тесно связан с учебным планом школы. Это и факультативы, и элективные курсы, и научно-исследовательская деятельность, направленные на развитие ученика, раскрытие его творческого потенциала. И, конечно же, работа школьного научного общества.
Не секрет, что показателями качества учебного процесса являются также эффективность программ обучения, обеспеченность учебной литературой, наличие оснащенных кабинетов, количество компьютерной техники, подготовленность кадрового состава, выполнение плана повышения квалификации педагогов, эффективность работы научно-методического совета и школьных методических объединений.
Анализ результатов ЕГЭ ОГЭ позволяет определить способы повышения качества работы учителей, получить оценку эффективности методического обеспечения учебного процесса, осуществить корректировку учебных программ, определить способы выбора технологий обучения, дифференциацию темпа подачи учебного материала.
Появление новых механизмов контроля знаний требует определенной переподготовки учителей. Оценка труда педагогов должна основываться на показателях, характеризующих «прирост способов деятельности», а не на точечной оценке состояния, вне зависимости от точности отдельного измерения. Для этого, на наш взгляд, хорошо использовать независимую оценку качества образования и при проведении промежуточной аттестации учащихся.
Прослеживается связь между содержанием образования, применяемыми технологиями обучения, научно-методическим сопровождением.
Таким образом, введение ЕГЭ и ОГЭ заставило каждое образовательное учреждение должно задуматься о необходимости создания системы подготовки к внешней экспертизе качества образования.
С целью изучения вопроса «Экспертиза образовательного учреждения по вопросу качественного образования» в нашей школе прошел цикл методических мероприятий: педагогические советы, методические чтения, практический семинар и цикл публичных лекций по данной тематике.
По результатам работы была составлена программа "Мониторинг качества образования»,
основные цели которой:
получение оперативной, точной и объективной информации о состоянии результативности учебного процесса в школе.
выявление реального уровня квалификации педагогических кадров, их подготовленность к решению образовательных задач.
отслеживание динамики качества образовательных услуг, оказываемых школой, и эффективности управления учебно-воспитательным процессом.
Таким образом, главными задачами, стоящими перед внешней экспертизой ОУ становится изучение состояния качества образования в ОУ внешними ресурсами.
Если ЕГЭ и ОГЭ являются, не только критериями изучения качества обученности, но и стимулом к изменению в подходах реализации системы образования на уровне кадрового состава и контингента.
Еще одним из инструментов внешней оценки являются результаты мониторинговых работ муниципального, краевого, российского уровня.
Регион предлагает ОУ края разнообразные исследования, наша школа чаще всего использует следующие мониторинги:
- определение уровня общеобразовательной подготовки 1-11-х классов по всем предметам БУП;
- готовность учащихся к школе (для учеников и родителей);
- контроль качества образования.
Все результаты размещаются на сайте школы, и каждый заинтересованный субъект образовательного процесса может ознакомиться с ними, предложить более качественные пути решения проявленных проблем.
Муниципалитет предлагает мониторинги на официальном сайте органов местного самоуправления. Мониторинги и опросы размещены для ОУ, родителей учащихся и самих учащихся.
Проанализировав мониторинговые исследования, которые проводит муниципалитет и регион, администрация школы пришла к выводу о необходимости проведения мониторингов и опросов в своем ОУ по направлениям:
-Изучение качества обучения
-Изучение качества воспитательной работы
-Изучение качества предоставления образовательных услуг
Принимая во внимание тот факт, что один из способов получения внешней оценки о качестве образовательных услуг, предоставляемых образовательным учреждением - это социологическое исследование, одним из пунктов программы Мониторинг качества образования», стал процесс проведения открытого анкетирования всех участников образовательного процесса (родителей, учеников, педагогов, общественности).
В связи с этим, для родителей школы ежегодно в апреле проводится большое анонимное анкетирование.
Основной целью которого - выяснить мнение родителей о том, каких результатов достиг их ребенок, и как поработала наша школа за последний год.
Задачи анкетирования:
·изучение сложившихся представлений родителей о школе и
выполнении ею основных функций,
·анализ информированности родителей о различных сторонах жизни
школы и источниках получения информации,
·оценка родителями различных сторон образовательной среды и
организации учебного процесса,
·оценка родителями образовательных результатов,
·оценка родителями работы педагогического состава школы.
Ежегодно нами предлагался печатный вариант анкеты. И на сбор и обработку уходи очень много времени до 1 месяца.
С 2015 года анкета размещается на сайте школы на странице «Диалоги с родителями». Что позволяет серьезно сэкономить время для обработки анкеты.
Если раньше анкета обрабатывалась через заполнение таблицы и алгоритма. То теперь отчет составляется автоматически.
Результаты анкетирования представляются в августе-начале сентября на заседаниях органов управления образовательным учреждением (Педагогическом совете, Управляющем совете).
На основе полученных данных проводятся экспертные площадки основных участников образовательных процессов: родителей, учеников, учителей. Эксперты предлагают пути решения возникших проблем.
По итогам экспертных площадок осуществляется планирование работы школы на текущий год по направлению «Повышение качества образования».
По итогам года составляется аналитическая справка о выполнении этого направления социального заказа общества.
Организация работы с родителями, общественностью, социальными партнерами с целью организации качественного и быстрого взаимодействия, администрацией школы был проведен ряд мероприятий направленный на вовлечение всех заинтересованных субъектов в этот процесс. Организация виртуальных площадок как формы интерактивного взаимодействия стало одним из успешных направлений в этой работе.
Организация реальных и виртуальных площадок по независимой оценке качества образования обществом является уже ставшая традиционной «Общественная приемка школы».
Целевая аудитория: родительская общественность.
Цель: познакомить родителей с достижениями прошедшего года по различным критериям:
- изменения в материально-технической базе,
- ремонт,
- достижения учащихся,
- реализация родительских проектов…
Формы «Общественной приемки» каждый год различны.
Экскурсия – первоначальная форма, которая использовалась до 2011 года.
С 2011 года к экскурсии был добавлен отчетный релиз, на котором три ступени образования представили свои достижения за год .С 2015 года мы использовали новую форму общественной приемки - «Виртуальный журнал»
Живой журнал на этой общественной приемке был заменен виртуальным журналом, с которым родители могут ознакомиться в Интернете, а также каждый класс получает СD –диск. Родители имеют возможность оставить свои отзывы в гостевой книге нашего сайта.
Подведя итоги администрация нашей школы пришла к выводу о том, что наши внешние субъекты оценки (ученики, родители, общественные организации) уже готовы начать работу с нами в сети. В свою очередь это позволит нам ускорить процесс оценивания, быстрого реагирования и как следствие изменения ситуации в ОУ к лучшему.
Как создать условия для эффективной самооценки, самоаудита своей деятельности и в свою очередь быть открытыми и общедоступными?
Во-первых - на сайте ОУ выставляются результаты самообследования, результаты анкет и работ экспертных площадок, анализ всех направлений деятельности ОУ за год.
Во-вторых организация виртуальных площадок:
«Портал учителя», где можно ознакомиться с учительскими проектами - оценить их, поучаствовать в гражданском форуме, а во вкладке «Объявления» принять участие в виртуальном опросе.
Еще одна составляющая виртуальной площадки школы :«Диалоги с родителями». Во вкладке «Обсуждение» появляются анкеты и опросы, которые возникают в течение учебного года и требуют незамедлительного вмешательства администрации.
Родители и общественность также могут ознакомиться с проектами и дать им оценку, обсудить злободневные вопросы.
Темы опросов традиционно следующие:
- Стратегия действий в интересах детей,
- «Портрет современного учителя»,
- «Качество образования»,
- «Школьное питание»
Учащиеся могут принять участие в обсуждении на странице «Диалоги с учащимися». Поучаствовать в работе Гражданского форума», оценить модели внеурочной деятельности школьников, представленные учительскими проектами, а также дать свой комментарий.
К примеру: Определив запрос учащихся на будущее Профильной школы в условиях ФГОС, было запланирован и проведен ряд мероприятий:
заочные педагогические чтения;
семинарское занятие;
педагогический совет по созданию моделей внеурочной деятельности школьников 5-11-х классов;
созданы учительские проекты;
каждое ШМО создало свою модель в разрезе своих образовательных областей, которые были размещены на странице «Диалоги с учениками» на сайте школы.
На странице сайта учащиеся не только могут рассмотреть модели внеурочной деятельности, предложенные им учителями, но и прокомментировать их.
Организация подобных виртуальных площадок для обсуждения, как и реальных, позволяет школе спланировать введение ФГОС наиболее комфортно для своих учеников.
Во многих школах есть гостевые книги, и мы не исключение очень интересно иногда заглянуть на ее страницы и прочитать, что же там пишут посетители нашего сайта.
На страницах книги отзывов, оставляют свои комментарии посетители школьных мероприятий.
Таким образом, можно сделать вывод, что для современной школы использование внешней экспертизы образовательного процесса, дает возможность своевременно реагировать на изменения, происходящие в обществе и выстраивать качественную стратегию развития образовательного учреждения.