Разработка методического сценария урока математики в 1 классе на тему: «Ломаная линия. Многоугольники»


Разработка методического сценария урока математики.
Программа : «Перспектива»
Автор учебника: Л.Г.Петерсон. «Математика 1 класс»
Класс: 1 «Б»
Тип урока: урок открытия нового знания
Деятельностная технология обучения : проблемное обучение
Тема урока: Ломаная линия. Многоугольники.
Цели: познакомить с геометрическими понятиями «ломаная», «многоугольник»;
учить анализировать объекты;
развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление;
воспитывать в учениках средствами урока уверенность в своих силах, умение слышать учителя и своих
товарищей, умение работать в парах, группах.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать незамкнутые и замкнутые ломаные линии; осуществлять самоконтроль; оценивать результаты своей работы; использовать свои наблюдения для получения новых знаний.
Оборудование: учебник «Математика 1 класс» автор Л.Г.Петерсон, кусочки проволоки и пластилин (на каждый стол), АРМ, документ-камера, электронная система голосования (пульты у каждого ученика), интерактивная доска, интерактивное учебное пособие «Математика 1 класс» (ФГОС), смайлики ( по три у каждого ученика), «Лесенка успеха», презентация «Тест1».
Познавательные УУД:
1. Различать незамкнутые и замкнутые ломаные линии.
2. Устанавливать причинно- следственные связи, строить логическую цепь рассуждений, осуществлять анализ объектов.
3. Уметь находить ответы на вопросы.
Регулятивные УУД:
1.Планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления.
2. Контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе учёта характера ошибок.
3.Осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера.
4. Формировать умение понимать причины успеха / неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха.
5. Овладевать начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности.
Коммуникативные УУД:
1. Формировать умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.
2. Формировать умение договариваться, находить общее решение.
3. Развивать способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу во время работы в группах, парах.
Личностные УУД:
1.Формировать умение устанавливать связь между учебной деятельностью и её мотивом.
2. Формировать готовность и способность обучающихся к саморазвитию.
Ход урока.
№ Этапы урока Учебно- познавательная деятельность Деятельность
учителя
Деятельность учащихся УУД
1. Организационный момент.
Прозвенел для нас звонок
Начинается урок.
К нам без опоздания,
Приходи старание.
Помоги нам потрудиться.
Мы пришли сюда учиться.
- Ребята, а что значит учиться?
Учиться- это значит понять, чего я не знаю и
найти способ узнать это самостоятельно.
Правильно. Это мы учили на занятии по курсу «Мир деятельности»..Организует проговаривание стихотворения.
Задаёт вопрос.
Уточняет ответы учащихся. Проговаривают стихотворение.
Формулируют и выражают собственное мнение.
КУУД12. Актуализация знаний. Устный счёт.
1. Работа с электронной системой голосования. Математический диктант.
(Учащимся раздаются пульты для голосования.На интерактивной доске появляются файлы. Учащиеся нажимают кнопку «да» или «нет» в зависимости от ответа.)1 файл: 5+1=3 (нет)
2 файл: 5+3=8 (да)
3 файл: 7 уменьшить на 2 равно 5 (да)
4 файл: 6 уменьшить на 1 равно 3 (нет)
5 файл: 10- 4 = 5 ( нет)
6 файл: 7 – 2 = 5 (да)
7 файл: 6 увеличить на 3 равно 9 ( нет)
По окончании работы на доске появляется результат работы по классу. ( В электронном журнале появляются результаты работы каждого учащегося.)
2. Игра «День-ночь».
Учитель говорит: «Ночь!»
Дети закрывают глаза и кладут головы на руки. Учитель читает примеры. Учащиеся считают в уме.
Учитель говорит: «День!»
Учащиеся открывают глаза , поднимают руку и называют ответ.
5 - 3 + 2 + 1 = 5
7 - 5+ 4 – 3 = 3
3 + 2 – 1 – 2 = 2
3. Логические задачи.
*На ветке сидели 6 птиц, 2 птицы перелетели на соседнюю ветку этого же дерева. Сколько птиц осталось на дереве?
* В вазе было 9 роз. Мальчик подарил маме, бабушке и сестре по 3 розы , и 3 розы остались в вазе. Как такое могло получиться? Организует работу с электронной системой голосования.
Проводит игру.
Читает логические задачи. Работают с пультами для голосования.
Демонстрируют уровень овладения способом действия.
Выполняют правила игры, считают в уме.
Осуществляют поиск способа решения, участвуют в обсуждении. РУУД 2, 3
КУУД 1
Физминутка. Играем в игру «Кулак, ребро, ладонь». (Её мы выучили на занятии по «Миру деятельности». - Кто из вас запомнил, для чего мы играем в такую игру? Тренируем внимание.
- А зачем надо тренировать внимание? Проводит игру для тренировки внимания. Выполняют задания под руководством учителя. 3. Самоопределение к деятельности. - Какую самую маленькую геометрическую фигуру мы знаем? Точку.
Занимательный материал.
Однажды с точкой произошла невероятная история. Точка отправилась в гости на День рождения к своим друзьям – геометрическим фигурам. Она несла много подарков. И вдруг – неудача. Путь ей преградила большая река. «Что же мне делать? Неужели придётся возвращаться назад?» - подумала Точка. И тут на помощь ей пришли её друзья – отрезки. Соединились они вместе, и получился отличный мостик. (Учитель чертит на доске ломаную линию.)
Посмотрела Точка на этот мостик и говорит: «Вот какая интересная линия получилась!»
- Как можно назвать эту линию? Ломаная, незамкнутая.
Молодцы!
- Сформулируйте тему урока. Организует формулирование темы урока, используя занимательный материал.
Задаёт вопросы. Используя услышанное, формулируют тему урока.
Отвечают на вопросы.
Формулируют тему урока.
ПУУД 2,3
ЛУУД 1
КУУД 1
РУУД
3,5
4. Работа по теме урока. 1. Практическая работа.
Работа в парах.
- Сейчас вы будете работать в парах. Давайте вспомним правила работы в парах.
-У вас на столе лежат кусочки проволоки и пластилин. Соедините проволоку при помощи пластилина, чтобы у вас получилась ломаная.
Пары по очереди выходят к доске и показывают получившиеся ломаные.
- Из скольких отрезков у вас получилась ломаная?
- Ребята, каждый отрезок, из которого состоит ломаная, называется звеном. А соединение звеньев называется вершинами.
- Сделаем вывод: из чего состоит ломаная? (Ломаная состоит из звеньев и вершин.)
- Покажите на ваших ломаных звенья, вершины.
- Какие линии мы получили замкнутые или незамкнутые?
- Соедините концы ломаной линии. Что мы получили? ( Замкнутую линию.)
- Как назвать полученную фигуру?
( Многоугольник.)
Задание.
Сделать замкнутую ломаную:
1 ряд – из 3 звеньев.
2 ряд – из 4 звеньев.
3 ряд – из 5 звеньев.
- Какая фигура у вас получилась?
- Какое открытие мы сейчас с вами сделали?
Треугольник, четырехугольник, пятиугольник – это все замкнутые ломаные.
- Как можно одним словом назвать все эти фигуры? ( Многоугольники.)
- Сделаем вывод: чем является любой многоугольник? ( Любой многоугольник является замкнутой ломаной.)
Организует работу в парах.
Организует работу по формированию умения делать вывод.
Организует работу.
Задаёт вопросы.
Организует работу по формированию умения делать вывод.
Работают в парах, соблюдая
правила. Формулируют
и выражают собственное мнение, учатся планировать свою деятельность.
Осуществляют поиск способа решения, участвуют в обсуждении.
По очереди выходят к доске и показывают получившиеся ломаные.
Отвечают на вопросы.
Под руководством учителя делают вывод.
Выполняют задание.
Отвечают на поставленные вопросы.
Демонстрируют успешность.
Делают вывод. ПУУД 1,2,3
РУУД 1,2,3,4
КУУД 1,2,3
ЛУУД 2
Физминутка. Выполняется под музыку. Организует проведение физминутки. Выполняют физминутку под руководством учителя. 5. Закрепление изученного. 1.Работа с учебником.(Включить документ -камеру.)
- Откройте учебник на странице 4 номер 1.
- Посмотрите на рисунок.
- Что отмечено красными точками? (Вершины ломаной.)
- У каждой ломаной, как и у отрезка, есть название.
- Сколько звеньев в 1 ломаной?
- Постройте ломаную ИКЛМН.
- Какие ломаные АБВГДЕ и ИКЛМН? (Незамкнутые.)
- Что изображено на втором рисунке? (Замкнутая ломаная ПРСТ)
2.Многоугольники. Стр.4 № 2
- Посмотрите и догадайтесь, что нужно записать в пустой кружок? (Нужно сосчитать количество вершин и сторон.)
Выполнение работы учащимися.
Самопроверка по эталону. ( Использование документ-камеры.)
- Оцените свою работу , используя смайлики.
3. Работа с интерактивной доской.
Интерактивное учебное пособие «Математика 1 класс» (ФГОС). Раздел «Геометрические фигуры и величины» Задания 1,2,4. .Организует работу с учебником.
Задаёт вопросы.
Организует работу учащихся.
Задаёт вопросы.
Организует выполнение работы.
Организует самопроверку, используя документ-камеру.
Организует работу с интерактивной доской.
Выполняют задания по учебнику.
Отвечают на вопросы.
Строят ломаную.
Отвечают на вопросы.
Считают количество вершин и сторон.
Выполняют самопроверку по эталону. Оценивают свою работу, используя смайлики.
Демонстрируют уровень овладения способом действия, учатся контролировать свои действия и оценивать способ действий.
Выполняют задания на интерактивной доске. КУУД 1
ЛУУД 2
ПУУД 3
РУУД 3,4,5
6. Рефлексия. Работа с «Лесенкой успеха».
- Кто хорошо все понял и может объяснить другим?
- Кому не все понятно?
-На какую ступеньку в «Лесенке» вы себя бы поставили?
- Оцените свои достижения при помощи смайликов.
-Каким способом мы открыли новое знание?
( Способом действия и рассуждения.) Задаёт вопросы. Отвечают на вопросы.
Оценивают свои достижения на «Лесенке успеха». КУУД 1
РУУД 4
ПУУД 2
ЛУУД 1,2
7. Итог урока. - Назовите из чего состоит ломаная.
- Какие бывают ломаные?
- Что такое многоугольник?
Урок окончен. Спасибо за работу! Задаёт вопросы .Обобщает ответы учащихся. Отвечают на вопросы . Подводят итог урока.
Учатся высказывать своё мнение по заданной теме. Использованные источники и литература:
1. Максимова Т.Н. «Поурочные разработки по математике» к УМК Л.Г.Петерсон:1 класс.-2-е изд., перераб.и доп.-М.: ВАКО, 2012.
2. Петерсон Л.Г. Математика 1 класс: Методические рекомендации: Пособие для учителей. М.: Ювента, 2007.
3. Житомирский В.Г., Шеврин Л.Н. Путешествие по стране Геометрии. Екатеринбург: Ср.-Урал.кн.изд-во, 1994.
4. Воронина Т.П. 100 головоломок, игр, занимательных задач, викторин для начальной школы. М.:Аквариум ЛТД, 2001.
5. Интерактивное учебное пособие « Математика 1 класс» (ФГОС) . Раздел «Геометрические фигуры и величины», задания 1,2,4. ООО « Издательство «Экзамен» 2013.