Использование методики В.Ф.Базарного -основа воспитания здорового школьника


Использование методики В.Ф.Базарного- основа воспитания
здорового школьника.
Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок пришел в школу, что является исходным фоном на старте обучения. Все сетуют на малоподвижный образ жизни современного человека. Но этот «образ жизни» сами и создаем. Так, например, ребенок по своей природе весь в движении. Сидеть для него противоестественно. Еще с древних времен люди знали, что движение — это жизнь. А как организовано рабочее место у большинства современных людей и у всех детей? Только в положении сидя за столом. И так из года в год… всю жизнь.
Из всех компонентов здоровьесбережения ребенка мы отдали приоритет оздоровительной методике В.Ф. Базарного «Здоровое духовное, физическое и интеллектуальное развитие детей в системе дошкольно-школьного воспитания».
Базарный Владимир Филиппович, русский учёный, врач и педагог-новатор. Более 25 лет посвятил решению судьбоносной для России проблемы - сохранение и укрепление здоровья подрастающих поколений. В своих исследованиях вскрыл корни и причины наблюдаемого в последние десятилетия процесса деградации и угасания жизнеспособности народа, убедительно показав, что существующая система воспитания и обучения детей в детских садах и школах ориентирована против природы ребёнка.
Что собой представляет методика В.Ф.Базарного?
- обучение учащихся в режиме смены динамических поз. Для этого используется специальная ростомерная мебель с наклонной поверхностью парты и конторки. Часть урока дети стоят за конторкой, другую часть сидят за партой, тем самым сохраняя вертикаль позвоночника, укрепляя осанку. В I классе дети меняют позу через 5 минут, во II и III – через 12-15 минут. Работа, стоя за конторкой, способствует формированию координации и равновесия, профилактике нарушений опорно-двигательной системы, а также близорукости.
- проведение уроков в режиме движения наглядного материала за счет максимального удаления от глаз детей учебного материала. Для этого используются подвижные «сенсорные кресты»: деревянные планки, подвешенные в углах класса, на которых располагаются дидактические материалы, карточки с заданиями и ответами, разнообразные по форме, цвету, которые раскладываются в любой точке класса. Дети всматриваются вдаль и тем самым снимают напряжение с глазных мышц.
- упражнение-тренинг со зрительными метками. В различных местах класса устанавливаются зрительные метки — яркие объекты, привлекающие внимание: игрушки, красочные картинки, геометрически фигуры. Подобранные подобным образом, они составляют единый зрительно-игровой сюжет (например, тема известной сказки). Раз в две недели сюжет меняется. Для развития координации упражнения выполняем только в положении стоя. Периодически дети встают и под счёт поочерёдно фиксируют взгляд на метках, соединяя движения глаз, головы и тела.
- методика зрительно-координационных офтальмотренажеров. Схема-тренажер находится на потолке. Незамысловатые круги и восьмерки – схемы-траектории – используют для разминки и укрепления мышц глаз. Глаза детей отдыхают, пробегая несколько раз по разноцветным линиям. Одновременно дети делают непроизвольные движения головой, шеей, туловищем. По мнению доктора В.Ф. Базарного, регулярное использование этого тренажера восстанавливает зрение ребенка за один год, и он может отказаться от очков.
- С раннего детства стопа – это не только эффективное развитие и функционирование внутренних органов, но и оптимальное развитие, особенно у девочек, костей таза, поэтому в классе имеется «Тропа здоровья». Рекомендуется разместить массажный коврик из естественных тканей (соломы, хлопка, шерсти, дерева и т.п.)
- Обязательным учебным предметом доктор В.Ф. Базарный считает хоровое пение. Пение — мощное средство гармонизирования нервной системы и психики, профилактики заболеваний голосового аппарата и органов дыхания у детей.
- Лучший отдых для глаз – расслабление «пальминг» - прикрывание глаз ладонями.  Его можно выполнять в положении  сидя, стоя.  Это лучший способ добиться релаксации нервов,  всех органов чувств, в том числе и зрения, а также уменьшить умственное и физическое  напряжение.  Каждый человек, у которого есть какие-либо дефекты зрения, должен прикрывать глаза ладонями так часто, как только возможно. Это упражнение расслабляет глаза, мозг, позвоночник, шею.
Все вышеперечисленные особенности технологии В.Базарного стали основой и нашей Концепции по изменению учебно-воспитательного процесса в начальном звене с целью решения проблемы ухудшения здоровья в начальной школе и созданию подпрограммы развития в школе, по "освоению в практической деятельности учителей начальной школы здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного". На данный момент можно сказать, что это официально запатентованная здоровье-сберегающая технология обучения, которая не только сохраняет здоровье детей¸ но и улучшает его.
Список использованных источников:
Освоение здоровьесберегающей технологии В.Ф. Базарного. http://festival.1september.ru/articles/551512/ (дата обращения 29.11.2015)
Базарный, Владимир Филиппович — Википедия.  ru.wikipedia.org/wiki/(дата обращения 29.11.2015)