Экологический Букварь по методу В.Ф.Базарного


Доклад на ШМО учителя начальных классов МБОУ СОШ № 141 г.Уфы
Янгировой-Елизарьевой Ессэнии Владимировны.
"Экологический букварь" по методу Базарного здоровьесберегающих технологий через разные виды деятельности.
Тема:"Экологический букварь" – настенное(потолочное) панно по методу В.Ф. Базарного здоровьесберегающих технологий через разные виды деятельности в начальной школе.
Проблема для обсуждения: Что необходимо
сделать,создать,организовать в системе образовательного учреждения для успешной реализации проекта "Экологический букварь"  через разные виды деятельности  способствующие здоровьесберегающим,здоровьеразвивающим технологиям по методу  В.Ф. Базаргного.
Предложения:
Во-первых, необходима  материально- техническая база.
Во-вторых, педагоги должны быть готовы  на новые инновационные изменения и обеспечены методическим материалом.
В-третьих,  включены изменения в программу  начального обучения и комплексно -тематические планы.
Введение: В последние годы понятие "ЗДОРОВЬЕ" применительно к младшим школьникам, звучит чаще в отрицательном значении(нет здоровья).Между тем, здоровье младших школьников, как важнейший элемент качества жизни, необходимо рассматривать в контексте образования. А как же вообще связаны между собой  понятия"ЗДОРОВЬЕ" и "ОБРАЗОВАНИЕ"?
Подтверждающие материалы из сети Интернет:
1.http://www.76308s001.edusite.ru/p13aa1.html .С целью расширения зрительных горизонтов, развития творческого воображения и целостного восприятия и познания мира на уроках по всем предметам применяю специально разработанный «Экологический букварь» (картина – панно), расположенный на стене класса(или на потолке) и изображающий уходящую в бесконечность и насыщенную природным и рукотворным зрительными стимулами местность, на которой с помощью специальных манекенов и карточек развиваются сюжеты урока. Это дает возможность снизить нагрузку на зрение.
2. http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/2512-2012-05-06-11-42-04 Таким образом, обучаясь по системе Базарного, ребенок находится в постоянном режиме сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения. Ребенок несколько раз за урок меняет позу, двигается во всех направлениях, выполняет упражнения на тренировку глаз, все это, в свою очередь, активизирует умственную деятельность [1, с. 23].
3.Методика Базарного позволяет создать условия для предупреждения устранения близорукости. …
 Доклад Методика В.Ф. Базарного.
lipovka-school.ucoz.ru›metodika_bazarnogo.doc. Группой ученых под руководством В. Ф. Базарного доказано, что способ сидения за столом со склоненной и фиксированной к крышке стола грудной клеткой может на 20-й минуте вызвать признаки стенокардии. А длительное пребывание в этой позе формирует деформацию грудной клетки, недоразвитие мышц диафрагмы, а все это вместе взятое создает условия для патологического развития самого сердца. Кроме этого выяснилось, что неправильная поза сидения за столом первична, а близорукость же вторична, а не наоборот, как считалось. Явление это В. Ф. Базарнов назвал “синдромом низко склоненной головы”. Для снятия зрительной утомляемости на уроках были использованы тренажеры разработанные В. Ф. Базарным: 
4.Упражнение с помощью траекторий на плакате (методика В. Ф. Базарного). Для выполнения этого упражнения используется плакат размером примерно 1 м2, на котором изображена схема...
i-gnom.ru› HYPERLINK "http://www.i-gnom.ru/stati/health/gimn_eyes2.html" \t "_blank" stati/health/gimn_eyes2.html
Для выполнения этого упражнения используется плакат размером примерно 1 м2, на котором изображена схема зрительно-двигательных траекторий (рис. 1). Различные по форме траектории окрашены в разные цвета. Стрелками указано направление, по которому должен двигаться взгляд ребенка.
Методика выполнения упражнения1. Дети выстраиваются напротив плаката на расстоянии не менее 2 м от него.2. Дается инструктаж, в каком направлении должен двигаться взгляд ребенка, по траектории какого цвета, как должен выполнять ребенок это упражнение (следить за движением указки, не поворачивая головы, следить одними глазами).3. Исходное положение: указка преподавателя в центре плаката.4. Выполняется в следующем порядке:- влево - вправо;- вверх - вниз;- по часовой стрелке и против часовой стрелки;- по восьмерке.5. Каждая траектория прослеживается на счет 1-5.6. Продолжительность упражнения - 1 минута.

 

gimn144.spb.ru› HYPERLINK "http://gimn144.spb.ru/images/zdor22022011/bazar.doc" \t "_blank" images/zdor22022011/bazar.doc.Данная методика позволяет создать условия для предупреждения устранения близорукости. Суть ее заключается в том, что в течение урока, в режиме ближнего зрения, а именно работа с учебником, ведется обычно на одном этапе урока. Все остальное заранее размещаю на тренажерах (коромысле), выносится на доску, на специальные карточки, которые размещаются по стенам класса или воспринимаются на слух.
Большой эффект получается при работе с мелкими сюжетными картинками. При этом дается задание: внимательно рассмотреть рисунки, сравнить их, найти общее и отличия. Богатый материал для этой работы имеется в журналах «Веселые картинки», «Мурзилка». В работе используется коврик из геометрических фигур. Все эти и подобные им задания являются упражнением для глазодвигательных мышц.
Через каждые 10-15 минут работы проводится физминутки для профилактики нарушения зрения.
Схема их проведения такова.
1.          Дыхательные упражнения.
2.          Упражнения, влияющие на кровообращение глаз.
3.          Упражнения для наружных мышц глаза.
4.          Общеразвивающие и корректирующие упражнения.
5.          Упражнения для внутренних мышц глаза.
6.          Упражнения для мышц шеи и плечевого пояса.
Дети получают задание:
- Из каких геометрических фигур состоит коврик?
- Сколько треугольников? (квадратов, кружков)
- Какие фигуры одинакового цвета?
На уроках математики часто используют карточки:
V.Физминутка1) Игра «Внимание». Выставляются предметы, картинки, учащиеся закрывают глаза, картинки меняются местами. Что изменилось?
2) Гимнастика для глаз.
а) поочередно смотрим на локоточки;
б) не поворачивая головы, смотрим вверх, вниз, влево, вправо (8-10 раз).
посмотреть вдаль, на кончик носа.
 Так можно ли себе представить образование ребёнка как процесс, отстранённый от телесных ощущений, эмоциональных переживаний, опыта коммуникаций? Очевидно, нет.
Образование - процесс гармоничный. Здоровье, в широком смысле этого слова, выступает и как одна из целей в процессе получения образования, и как средство достижения "высокой гармонии", и к тому же, как индикатор правильности пути. При такой постановке вопроса необходимо рассматривать фактор здоровья, в пректном констекте, проверяя им все стороны жизни ребёнка. Возникла необходимость поиска путей, помогающих организовать учебный процесс в соответсвии с законами, непротиворечащими природе ребёнка, поиска путей к природосообразныму  образованию здоровьеразвивающие и здоровьесберегающие технологии в построении самого уч. процесса, которые:
a) раскрывают свободу для постоянного удовлетворения генетической страсти ребёнка к движениям, в т.ч. обеспечивают проведение образовательного процесса в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями  при интеграции  различных образовательных областей;
б) создают максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального и физического здоровья за счет нацеленности на эту задачу администрации и всего педагогического коллектива ДОУ, в   т. ч. воспитанников  и воспитателей, педагогов и родителей.
 Задачи формирования и укрепления здоровья детей могут быть решены   только благодаря осуществлению комплексного подхода к их воспитанию и образованию. Здоровьеформирующая образовательная технология - это совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы,которые заменяют традиционные закрепощено – обездвиженные не эмоциональные технологии обучения на активные: моторно – поисковые, эмоционально насыщенные. С этой целью в работе применяется настенное(потолочное) панно. В начале работы на панно детям рассказывают  о его значенни, знакомят с общими правилами, терминами, условными знаками, базовыми формами. Материал выкладывается в дополнении к учебной теме с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и степени усвоения темы.  
Основная цель использования настенного(потолочного) панно:
•             сохранение и укрепление здоровья детей;
•             совершенствование учебно-воспитательного процесса, направив его на формирование и сохранение здоровья
•             формирование мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
    обеспечение физического и психического саморазвития.  
  Работа на панно убеждает в главном: в реальной и эффективной здоровьесберегающей и здоровьеформирующей технологией  по методу В. Ф. Базарного сохранения и развития здоровья непосредственно в учебном процессе является система «раскрепощённого развития детей».В непосредственную образовательную деятельность включается материал по формированию санитарно-гигиенических навыков, здорового образа жизни. Все упражнения выполняются в позе свободного стояния. Используются упражнения, которые помогают настраивать ребят на учебную деятельность и несут в себе здоровьесберегательную направленность. В первую очередь это пальчиковая гимнастика .Например:
1.     Игра: «Наши алые цветы».
 Наши алые цветы (ладони обеих рук соединены в форме бутона тюльпана)
    Раскрывают  лепестки (пальцы медленно раскрываются)
    Ветерок   чуть дышит, (плавные покачивания кистями рук)
    Лепестки колышет (пальцы быстро шевелятся)
    Наши алые цветы
    Закрывают лепестки (пальцы медленно закрываются, приобретая форму бутона)
    Тихо засыпают,  головой качают (покачивание головой).
   Опыт показывает, что такие занятия, как обучение грамоте, арифметическим действиям, ознакомлении с окружающей природой, художественное воспитание, сюжетно-ролевые игры эффективны с помощью панно, т. к. основную информацию дети получают через зрительный анализатор. А творческий и вдумчивый учитель проявит искусство, изобретательность и применит данные технологии в любых режимных моментах. Самое главное здесь то, что в ответ на каждый вопрос дети совершают десятки поисковых движений глазами, головой, туловищем. Это повышает работоспособность детей и снижает утомляемость, а также гармоническое формирование функций зрительного восприятия и развития сенсорно-моторных функций.
Данное практическое пособие поможет наглядно представить те или иные передвижения( героя произведения или предмета в зависимости от текста), разобраться в лабиринте головоломок  и представить  практические методики его внедрения.
    Смена динамических поз (по методике В.Ф.Базарного) также способствует релаксации, дает возможность учителю гибко управлять учебным процессом. На панно располагается дидактический материал на такой высоте, чтобы ребенок на пальчиках мог дотянуться до него и снять. Карточки с заданиями и ответами по желанию  могут находиться где угодно: за выключателем, на кресте, на занавеске, за цветком и т.д. Поэтому дети не прикованы к столам, постоянно находятся в движении.. Зрительно-поисковый метод сочетается с движением головы, туловища, глаз (продолжительность таких упражнений 1,5-2 минуты). В зависимости от характера занятия, упражнение проводят 2-3 раза. На схеме зрительно двигательной траектории изображены цифры 1-2-3-4-5. По режиму счета дети пробегают глазами в сопровождении движения головы и туловища по схеме и обратно 5-4-3-2-1.
Нужно сказать о нервно - психической гармонии  детей, когда ребёнок с некоторыми  растройствами психики, радуется, наслаждается и самоудовлетворяется своим возможностям и находчивости на занятиях с "C экологическим  букварём". Это придаёт учителям большей уверенности в правильности нахождения и решении поставленных задач.
         Творческое сочетание здоровьеукрепляющих и здоровьесберегающих технологий позволяет увеличить плотность двигательной активности, улучшить физическое, психическое, нравственное здоровье детей. Развивать функциональную зрелость всех тех систем, на которые падает  основная тяжесть всех  нагрузок. Обучить детей искусству сохранения и укрепления здоровья. Повысить работоспособность, внимательность, активность. Оказывать стимулирующее влияние на психомоторную и умственную деятельность. У детей отмечается устойчивый интерес к знаниям и самоконтроль. Они растут доброжелательными, внимательными, заботливыми.