Представление педагогического опыта на тему: Организация научно-исследовательской деятельности младших школьников

Представление педагогического опыта учителя начальных классов МКОУ

«Николаевская ООШ» Хохловой Натальи Анатольевны.

Тема инновационного педагогического опыта
Организация научно-исследовательской деятельности
младших школьников


1.Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Основными задачами современного образования являются развитие творческих способностей учащихся, подготовка их к различным формам творческой деятельности, выработка адекватного отношения к окружающему миру. У каждого ребенка есть способности и таланты, Дети от природы любознательны и полны желания учиться и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности. Но чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых. Исследовательское поведение - один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире, который способствует формированию практических умений и навыков.
Это очень актуально для развития современного общества, которое требует от человека способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Перед школой стоит задача – сделать ученика субъектом учебной деятельности, способного самостоятельно учиться, выражать и отстаивать собственную точку зрения, владеющего критическим мышлением и творческими способами преобразования информации.
Воплощению этой идеи помогает метод исследования, направленный на формирование творческой личности и развитие познавательной активности.

2.Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
Сегодня уже никого не приходится убеждать в важности и необходимости научно-исследовательской и проектной деятельности в школе. Опираясь на знание психологии любого человека, а ребёнка в особенности, можно отметить, что лучше всего человек выполняет ту работу, которая ему интересна, нравится и доставляет удовольствие. Исследовательские умения, особенно такие как, умения искать, отбирать и организовывать необходимую информацию, становятся сегодня неотъемлемой частью разнообразной деятельности человека. В последние годы в образовательных учреждениях России уделяется большое внимание исследовательской деятельности учащихся, которая является условием формирования интересов, потребности в деятельности, способствует более успешной социализации школьника. Как показывает опыт, метод проектов и деятельностный подход к обучению как нельзя лучше решают задачи новой школы. Раннее приобщение детей к научно-исследовательской и поисковой деятельности позволяет наиболее полно определять и развивать интеллектуальные и творческие способности, причем не только в старшей школе, но и в начальной.


3.Теоретическая база опыта.
Теоретической базой опыта являются труды Александра Ильича Савенкова. Основы исследовательской деятельности изложены в работах классиков педагогики Я.А. Каменского, И. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо.

4.Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.
Формировать ключевые и предметные компетенции, характеризующие готовность учащихся к дальнейшему развитию, жизни и деятельности через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.

5.Анализ результативности.
Мы говорим о работе с младшими школьниками. Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности таких учащихся, однако начинать вовлекать младших школьников в эту работу нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.
Немалую роль играет сам факт выявления учеников, желающих работать в исследовательском обществе. Cтимулирование их исследовательской активности, поддержка любознательности, стремления экспериментировать, самостоятельно искать истину – главная задача учителя, который в процессе индивидуальной работы с ребенком призван не только разглядеть «искру» исследовательского таланта, но и помочь в выборе темы предполагаемого исследования, в определении круга проблем; научить его специальным знаниям, умениям и навыкам исследовательской деятельности.
В этой связи важно, чтобы учащийся с первых шагов понял конкретную значимость своего исследования, возможность его использования не только в прикладных целях, но и в практическом плане.

6.Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
На первом этапе необходимо определиться с темой предстоящей работы. Желание что – либо исследовать возникает тогда, когда объект привлекает, удивляет, вызывает интерес. Тема, «навязанная» ребенку, какой бы важной она ни казалась нам, взрослым, должного эффекта не даст. Естественно, для того чтобы выбрать тему, интересующую ребенка, прежде всего следует выявить его склонности. Суметь, услышать, понять, почувствовать его интересы – сложная, но вполне решаемая задача. Необходимо определить правила выбора темы исследования:
- тема должна быть интересна ребенку, увлекать его;
- должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования;
- должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности;
- должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
Выбирая проблему, нужно учесть, есть ли необходимые для ее решения средства и материалы.
После того как тема была определена, необходимо распланировать последовательность предстоящей работы.
Последовательность работы над проектом:
Подготовка
Планирование работы
Исследование. Сбор информации
Оформление результатов работы
Презентация (защита) проекта
Оценка результатов и процесса деятельности
1. Определение темы и целей проекта. Темы детских работ лучше выбирать из содержания близких и интересных областей. На этом этапе как учитель, так и родители могут направить ребенка и помочь ему в выборе интересующей его тематики.
2. Определение источников информации, способов сбора и анализа информации, определение способа представления результата своей работы (форма проекта).
3. От учителя потребуется особый такт, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их на самостоятельный поиск. Рекомендовать источники информации(Интернет, справочники, художественная литература, учебники и т.д.)
4. Особое внимание в начальной школе требует этап презентации проделанной работы.
Исходя из природной любознательности младших школьников, не стоит забывать, что сохранение исследовательского поведения учащихся является средством развития познавательного интереса, становления мотивации к учебной деятельности и успешной социализации личности ребёнка в современном мире. В заключение можно отметить, что работы, выполненные нашими учащимися, не только ценны сами по себе. Они воспитывают ответственное отношение к людям и окружающей среде, к своему здоровью, образованию, кругу общения, учат самостоятельно исследовать выбранные ими темы, работать с источниками информации.

7.Адресные рекомендации по использованию опыта
В целях обмена опытом с коллегами, я провожу открытые уроки, выступаю на семинарах; педсоветах, участвую в работе ШЭП.
Видеоуроки в сети Интернет. Научно-исследовательская работа на тему: «Великая Отечественная война»
Опубликован на сайте [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

















13PAGE 142015




13PAGE 15


13PAGE 14215




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 515