Презентация по русскому языку Удивительный мир фразеологии


.Работу выполнила: учитель русского языка и литературы Дементьева Марина ВладимировнаУдивительный мир фразеологии2014 год Цели и задачи:образовательные: познакомить учащихся с понятием фразеологизма как устойчивого сочетания слов;развивать умение правильно употреблять фразеологизмы в речи и толковать их значения; повторить основные термины и понятия лексики; совершенствовать навыки связной речи учащихся; учить понимать их значение и правильно употреблять их в речи; обогащать и уточнять словарный запас;Привлечь внимание к использованию словарей при выполнении практических заданий.2. развивающие: развивать самосознание детей через самооценку и взаимооценку;развивать навыки поисковой, исследовательской деятельности, чувство слова и языковое чутье учащихся.3. воспитательные: воспитывать интерес к изучению родного языка; прививать навык общения. Фразеологизмы  - – устойчивые словосочетания, близкие по лексическому значению одному слову. Фразеологизмы часто можно заменить одним словом, менее выразительным: рукой подать хоть пруд пруди спустя рукава на всех парусахЧто такое фразеологизмы?



Фразеология?А что это такое? Слово ФРАЗЕОЛОГИЯ произошло путем сложения двух греческих слов: φράσις — «оборот речи» и λόγος — «учение» Фразеология – это раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов (фразеологизмы).

Выбирай дорогуИсторию фразеологизмов узнаешьСмысл фразеологизмов постигнешьНа что сам способен - узнаешь Знаете ли Вы значение фразеологизмов?«Быть на седьмом небе»6 Быть в восторге, находиться в состоянии безграничного счастьяЕще
ppt_y Знаете ли Вы значение фразеологизмов? Бездельничать !!!«Бить баклуши»еще
style.rotationppt_wppt_y Знаете ли Вы значение фразеологизмов? «Бросать слова на ветер» Тратить усилия попусту, говоритьвпустуюеще
ppt_y Знаете ли Вы значение фразеологизмов? «Вертеться как белка в колесе» Быть в непрестанных хлопотах, много суетиться
ppt_y Откуда взялись фразеологизмы?В зависимости от истории возникновения, их можно разделить на группы: Исконно-русские фразеологизмы;Заимствованные фразеологизмы (из мифологии, из библии, из других языков)Устойчивые сочетания слов, возникшие из различных ремёсел. Крылатые выражения из произведений художественной литературы.



Исконно-русские фразеологизмыКричать во всю Ивановскую( Кричать очень громко). Площадь в Кремле, на которой стоит колокольня Ивана Великого, была Ивановской. Там дьяки очень громко оглашали распоряжения и указы. Показать, где раки зимуют (Если хотят серьёзно наказать) Помещики зимой посылали провинившихся крестьян ловить раков из ледяной воды. Это было очень трудно: раки прячутся под коряги, а крестьяне могли заболеть.



Заимствованные фразеологизмыАхиллесова пята (наиболее уязвимое место, слабая сторона) Из греческого мифа об Ахиллесе, единственно уязвимым местом которого была пятка, некоснувшаяся чудодейственной воды реки Стикс. Дамоклов меч (постоянно угрожающая опасность) Из древнегреческого предания о сирокузском тиране Дионисии Старшем, который, чтобы проучить одного из своих приближённых, завистника Дамокла, посадил его во время пира на своё место, повесив над головой Дамокла на конском волосе острый меч, как символ тех опасностей, которые подстерегают тирана.смотреть сквозь пальцы (из немецкого: сознательно не замечать что-либо), не в своей тарелке (из французского:неудобно, скованно, не на месте), с высоты птичьего полёта (из французского: с такой высоты, что всё видно, сверху)


Устойчивые сочетания слов, возникшие из различных ремёсел. Лить колокола(Хвастливо лгать, рассказывать небылицы). Существовало поверье - при отливе колокола нужно было нарочно пустить какой-нибудь слух: чем больше поверят, тем звучнее будет колокол. Подложить свинью (Устроить большую неприятность). Для пролома рядов врага в старину выстраивались войска фигурами: свиньёй, клином, кабаном.

Крылатые выражения из произведений художественной литературы Медвежья услуга (Нелепая услуга, которая приносит только огорчения). Из басни Крылова «Пустынник и медведь»: медведь, желая согнать муху со лба друга Пустынника, ударил его камнем по голове. Ворона в павлиньих перьях ( Человек, который хочет казаться умнее, чем он есть). В басне «Ворона» И.А. Крылов описал Ворону, которая от Ворон отстала, а к Павам не пристала.


Если вы не знаете значение фразеологизма, обратитесь к словарям:Словарная статья из «Школьного фразеологического словаря»: ПРОГЛОТИТЬ ЯЗЫК. Разг. Шутл.-ирон. Употр. при подлежащем со значением лица. Перестать говорить, замолкнуть. Например: Он решил п р о г л о т и т ь я з ы к и молчал до самой больницы.


Физкультминутка Разведем руками. Побъем друг другу челом.А теперь -- руки в брюки.Подержим нос по ветру.Намылим друг другу голову.Сделаем хорошую мину при плохой игре. Проголосуем обеими руками. Согнемся в три погибели. Попрыгаем, как заяц. Дадим задний ход. Посмотрим друг другу в глаза.Но в ногах правды нет, занимайте свои места.





Прикуситьязык Морочить Клевать Хлопать УмыватьголовуносомушамирукиПродолжи фразеологизм и объясни его:
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y Как заменить одним словомПрийти на выручку - Идти на лад – Подать надежду Навострить лыжи Вылететь из головы – Завязать разговор Подать весть –Держать путь –выручить,помочь, спастиналаживатьсяобнадёжитьидти, уйтизабытьразговоритьсясообщитьидти








Найдите фразеологизмы:Попались на удочку. Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами говорит, сходим, рыбу удить будем. Уху сварим- пальчики оближешь. Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьём, костёр разложим. Всё говорил мне: «Пойдём, он мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел». Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас. Договорились пойти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось. Уехал, говорят, к тётке. Он же нас пригласил рыбу удить,- растерялись мы. - Вот пустомеля, - возмутился дед,- всё время кому-нибудь морочит голову.! У братишки слёзы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке. Ничего, ребятишки, - успокоил нас дед, - со мной пойдёте. И рыбу ловили, и костёр развели. А уха была –ни в сказке сказать ни пером описать. 




Глеб у доски повесил… ,краснеет до корней… Он в этот час, как говорится,готов сквозь … .О чём же думал он вчера, когда баклуши… с утра?Слова – подсказки: бить, провалиться, волосы, нос, земля.Нужны ли нам фразеологизмы?
Выводы:Фразеологизмы отражают национальную самобытность.Во фразеологии запечатлён исторический опыт народа.Изучение фразеологии развивает культуру речи и общую культуру человека.Правильное и уместное использование фразеологии придаёт речи особую выразительность, меткость, образность.