Конспект урока. Обобщающий урок по лексике и фразеологии


Тема: Обобщающий урок по разделу
«Лексика и фразеология».
Цель:
- обобщить и систематизировать имевшиеся и полученные знания по лексике и фразеологии русского языка;
- пополнять словарный запас; развивать монологическую речь, чувство языка, языковую память, речевой слух;
- воспитывать уважительное отношение к языку как национальному достоянию.
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, презентация, раздаточный материал.
Тип урока: урок обобщения и систематизации новых знаний.
Технологии: информационно-коммуникационная технология, игровая, технология развития критического мышления.
Приемы: фронтальный опрос, построение логических схем (кластер, идеограмма), аудиальная работа с текстом, инсерт, игра, пятиминутное эссе.
Межпредметные связи: литература, история.
Основные понятия: лексика, лексикон, лексикология, слово, лексический группы слов, омонимы, синонимы, синонимический ряд, синонимическая доминанта, антонимы, паронимы, фразеология, фразеологизм, фразеологическое сращение, фразеологическое единство, фразеологическое сочетание, фразеологическое выражение. Ход урока:
I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
Сегодня мы завершаем изучение лексики и фразеологии русского языка и проводим обобщающий урок по этим разделам. Слайд 1
Цель урока: Слайд 2
- обобщить и систематизировать полученные знания о лексическом составе языка и фразеологизмах;
- совершенствовать профессиональную речь: пополнять словарный запас новыми словами, фразеологизмами, учиться использовать их в речи.
II. Проверка теоретических знаний с использованием фронтального опроса и построения кластера.
Слайд 3.
Для всего, что существует в мире,
в языке есть огромное количество
хороших слов и названий…
К. Паустовский.
Итак, поговорим о слове.
На уроках мы узнали много нового о слове как единице языка. Давайте вспомним основополагающие понятия этого раздела. А тему «Лексика с точки зрения происхождения употребления» мы оформим в кластер.
(Вызвать двух студентов. Кластер выполняется на бумаге с помощью маркеров)Слайд4Слова «лексика, лексикон, лексикология» однокоренные. Каково лексическое значение этого корня, из какого языка он заимствован?
Вопросы для мозгового штурма:
Что такое лексика?
Что такое лексикон?
Что такое лексикология? Слайд 5
Дайте определение понятия «слово», покажите определение, используя идеограмму.
Назовите основную функцию слова.
Как Вы ее понимаете? (на примере слова «береза»)
Что такое паронимы? Слайд 6 –
Для чего нам нужно знать о них?
В русском языке у большинства слов не одно, а несколько значений, как называется это явление в языке?
Назовите лексические группы слов. Слайд 7 -
Как мы можем их использовать?
Что такое антонимы?
Прочитайте предложение, найдите антонимы, определите цель их использования.
Что такое омонимы? Слайд 8 -
С какой целью в языке используются омонимы?
чем разница между омонимами и многозначными словами?
Слайд 9. Что такое синонимы
Синонимический ряд?
Синонимическая доминанта?
Слайд 10. Найдите в тексте синонимический ряд.
С какой целью Есенин его использует?
Вывод: лексические группы слов используются как средства выразительности языка.
Проверка о комментирование кластера.
Для того чтобы перейти к следующей части нашего урока, давайте еще раз обратимся к синонимам…
Работа с текстом. Выписать синонимический ряд к доминанте «умереть».
Умерла Клавдия Ивановна, - сообщил заказчик.
- Ну, царство небесное, - согласился Безенчук. - Преставилась, значит, старушка...Старушки, они всегда преставляются... Или богу душу отдают, это смотря какая старушка. Ваша, например, маленькая и в теле, - значит, преставилась. А, например, которая покрупнее да похудее - та, считается, богу душу отдает...
- То есть как это считается? У кого это считается?
- У нас и считается. У мастеров. Вот вы, например, мужчина видный, возвышенного роста, хотя и худой. Вы, считается, ежели, не дай бог, помрете, что в ящик сыграли.
А который человек торговый, бывшей купеческой гильдии, тот, значит, приказал долго жить.
А если кто чином поменьше, дворник, например, или кто из крестьян, про того говорят: перекинулся или ноги протянул.
Но самые могучие когда помирают, железнодорожные кондуктора или из начальства кто, то считается что дуба дают. Так про них говорят: «А наш-то, слышали, дуба дал».
Потрясенный этой странной классификацией человеческих смертей, Ипполит Матвеевич спросил:
-Ну, а когда ты помрешь, как про тебя мастера скажут?
- Я - человек маленький. Скажут: «Гигнулся Безенчук». А больше ничего не скажут». (И. Ильф, Е. Петров. Двенадцать стульев)Как мы называем эти единицы языка?
Как называется раздел, изучающий устойчивые словосочетания?
III. Обобщение знаний по фразеологии. Слайд 11.
В середине ХХ века ученые, изучающие наш язык, увидели, что, кроме огромного количества слов, составляющих язык, есть еще особый пласт – несколько десятков тысяч устойчивых сочетаний слов, которые, как и слова, помогают нам строить речь. Причем речь образную, особенно емкую.
Так родился новый раздел науки о языке – фразеология. Фразеология еще очень молода, но за прошедшие годы сделано немало. Однако далеко не все тайны открыты. И мы с вами попытаемся разгадать некоторые из них. Итак, в путь!
Работа над текстом с использованием приема «инсерт».
Что вы уже знали?
Что показалось вам интересным?
Что нового вы узнали?
Игра.
Представление жюри.
За каждое правильно выполненное задание команды получают по 1 баллу.
Этап «Угадай фразеологизм» Слайд 12
(Команды угадывают по очереди, если команда затрудняется, отвечает другая)
Этап «Найди соответствия» Слайд 13.
(Отвечает тот, кто раньше приготовился, в случае неправильного ответа, право переходит к другой команде)
Этап «Замени одним словом» Слайд 14.
Этап «Подбери фразеологизмы, в состав которых входит слово «нос»
Слайд 15
(Команды отвечаю по очереди. Побеждает отвечавшая последней.)Этап «Подбери фразеологизмы, в состав которых входит слово «язык»
Слайд 16.
(Команды отвечают по очереди. Побеждает последняя.)Этап «Подбери фразеологизмы, в состав которых входит названия животных, птиц, насекомых и т.п. Слайд 17.
(Команды отвечаю по очереди. Побеждает последняя.)Этап «Подбери фразеологизмы, в состав которых входят собственные имена существительные. Слайд 18
(Команды отвечаю по очереди. Побеждает последняя.)Этап «Домашняя заготовка» Слайд 19.
(Команды представляют домашнее задание).
Этап «Пословицы – народная мудрость». Слайд 20
(Команды по очереди называют пословицы на заданные темы»)
Подведение итогов игры.
Пятиминутное эссе «Фразеологизмы - россыпь мудрости».