Конспект урока по теме: Первоначальные сведения о строении вещества. Взаимодействие тел.


Физика 7 класс
Темы: «Первоначальные сведения о строении вещества. Взаимодействие тел»
Тип урока: Игра - соревнование
Цель урока: организация продуктивной деятельности школьников, направленной на достижение ими следующих результатов:
Личностных:
обретение веры в себя, в свои потенциальные возможности;
реализация конкретных индивидуальных способностей;
стимулирование способности иметь собственное мнение;
умение точно и грамотно излагать свои мысли;
освоение приёмов самостоятельного открытия знаний и выполнения заданий, раскрывающих все основные варианты соответствующей деятельности;
приобретение опыта по принятию ответственности за свои решения.
Метапредметных:
познавательная деятельность:
-изложение информации, интерпретируя факты, разъясняя значение и смысл теории;
-использование приёмов умственной деятельности (анализ, классификация, обобщение и подведение итогов под понятие);
-исследование несложных практических ситуаций , выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике;
-умение перефразировать мысль или условие задачи (объяснить «иными» словами);
-использование различных методов (опыт, наблюдение);
-комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них.
информационно-коммуникативная:
-умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, признавать право на иное мнение:
-отражение в устной и письменной форме результатов своей деятельности;
-умение точно, грамотно излагать свои мысли, выстраивать аргументацию;
-проведение информационно-смыслового анализа задания (текста);
-умение предвидеть возможные последствия своих действий;
-владение умения совместной деятельности.
рефлексивная:
-умение самостоятельно определять цель учебной деятельности;
-фиксация затруднения, поиск причин возникших трудностей и их устранение;
-овладение навыками самоконтроля и оценки своей деятельности;
-совершенствование умения совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими её участниками.
Предметных:
-осмысление и правильное употребление терминов;
- приобретение способности объяснять и описывать новое физическое явление, используя имеющиеся физические знания и опыт;
-понимание смысла и осознанное использование средств наглядности для аргументации собственных рассуждений и действий в процессе «открытия» нового знания.
План урока:
Заранее расставлены столы для двух команд. На столах по воздушному шарику соответствующего цвету парусов: алый и лазоревый. Шарики закреплены в пластмассовые подставки, например для электроскопов. У капитанов команд бейджики с надписью «Капитан».
1) Организационный момент: Вступительное слово учителя.(2 мин)
2) 1 конкурс – Ода физике.
3) 2 конкурс - Мотивация: Игра « Верю - не верю» (7 мин)
А) Вопрос о реке, которая протекает только ночью (с иллюстрацией на экране)
Б) Вопрос о нанотехнологиях.
4) 3 конкурс - Разминка: Игра « Физический марафон» (10 мин)
5) 4 конкурс - Игра: «Кто больше знает формул» ( 3 мин)
6) 5 конкурс
• Решение задач (по 1 человеку от каждой команды)
• Лабораторная работа «Измерение плотности вещества» ( по 2 человека от каждой команды)
• Игра « отгадай прибор»
7) Итоги.
Учитель физики МОБУ СОШ №16 г. Таганрога
Шалагина Татьяна Алексеевна
Оборудование:
Презентация в Microsoft Power Point,
компьютер, экран, мультимедиапроектор,
раздаточный дидактический материал для учащихся:
карточки со словами «верю», «не верю» для каждой команды,
листы с условием задачи для каждой команды,
таблицы плотностей для решающих задачи,карточки для каждой команды своего цвета с цифрами, на которых команды должны написать название прибора, находящегося под соответствующей цифрой,
323342030670500356235035052000343408035052000343408035052000352234535052000347408535052000347408535052000шторка, повешенная перпендикулярно доске (на которой решаются задачи), на жесткую проволоку такой формы
356235012128500 проволока, на которую вешается
шторка
363664518986500 доска
34740854572000
физические приборы, оборудование.


Информационные ресурсы:
1. «Физика 7» А.В.Перышкин, Москва «Дрофа» 2010;
2. «Физика 7» Л.Э.Генденштейн, А.В.Кайдалов, В.Б.Кожевников, издательство
«Мнемозина» Москва 2009;
3. «Тесты по физике» к учебнику А.В.Перышкина «Физика 7» , автор А.В.Чеботарева,
издательство «ЭКЗАМЕН» Москва 2008;
4. «Сборник задач по физике» В.И.Лукашик, издательство «Просвещение» 2003;
5. Интернет ресурсы.
КОНСПЕКТ УРОКА.
1. Здравствуйте ребята и уважаемые гости.
Сегодня у нас урок пройдет в форме игры. Тема игры «Первоначальные сведения о строении вещества. Взаимодействия тел» (Слайд 1)
Мы поплывем по Физическому океану на двух бригантинах – одна - под синими парусами, другая – под красными. (Слайд 2)
Наша цель - остров Отличников, но есть и острова поменьше – остров Четверок и остров Троек. Ребята, до какого острова вы доберетесь, такие оценки и получите за этот урок. Каждое задание оценивается в милях. Мили отмечены на карте кружочками.
Уважаемых гостей тоже попрошу немного поработать: выберите одного-двух лучших игроков от каждой команды и в конце игры объявите их имена.
1 конкурс (2 мили) Игра начинается с приветствия команд. Они приветствуют богиню Физического океана - Физику. (Слайд 3 - стихи)
О физика! Все объясняешь ты, О физика! Основа всех наук!
Проникла вглубь морей и выси мирозданья, Мы по твоим законам созидаем
Мы без тебя повсюду как без рук, Доводишь все до ясной простоты.
С тобой плывем мы, едем и летаем. И человечеству открыла путь познанья.
2 конкурс « Верю - не верю»
Правила игры:
Обе команды поднимают карточки со словом – «верю» или «не верю» после того как будет задан вопрос.
Вопросы:
1) (1 миля)Некий город стоит на реке, которая течет только ночью. Человек к этому не причастен. Верите или не верите?
(Слайд 4 – горная река) Высоко в горах лежит ледник. Днем под лучами солнца он подтаивает и эта талая вода собираясь в одно русло стекает вниз бурой горной рекой. К ночи она добирается до города. А ледник замерзает. К утру оттаявшая порция воды заканчивается. И снова появляется солнце. И все повторяется снова. Такая река действительно существует в Южной Америке.
2) ( 1 миля) В некотором государстве создали роботов размером с молекулу. И эти роботы помогают людям. Верите или не верите?
(Слайд 5,6,7)
3 конкурс «Физический марафон»
Правила игры:
• команды отвечают поочередно,
• на экране тот вопрос, на который отвечает в данный момент одна из команд,
• дается время для обсуждения ответа на каждый вопрос, возможен досрочный
Ответ. Во время обдумывания ответа звучит музыка,
• ответ на вопрос должен быть полным, если ответ краткий, то дается половина тех баллов, которыми вопрос оценивается,
• если ответ неверен, тогда отвечает другая команда.

1. (1 миля) Выберите, что из перечисленного относится к веществам?
а) вода. в) луна.
б) самолет. г) цветок.
2. (1 миля) Выберите, что из перечисленного относится к физическим величинам?
а) линейка в) секунда
б) время г) ртуть
3. (1 миля) Выберите, что из перечисленного относится к единицам измерения физических величин?
а) линейка в) секунда
б) время г) ртуть
4.(1 миля) 1 миля = 1,85 км. Переведите в единицы СИ.
5.(1 миля) Чем отличаются молекулы воды от молекул пара? (Соберите молекулу воды +1 миля)
а) Числом атомов.
27432004127500 б) Размером. в) Ничем.
6.(1 миля) Диффузия – это…
а)…перемешивание веществ.
б)…движение молекул.
в)…проникновение молекул одного вещества в промежутки между молекулами другого вещества.
7.(1 миля) Почему длина столбика ртути в трубке комнатного термометра увеличилась при повышении температуры в комнате.
а) Потому, что увеличилось число молекул ртути.
б) Потому, что увеличился объем каждой молекулы.
в) Потому, что увеличилось расстояние между молекулами.
8. (2 мили) Молекулы вещества притягиваются друг к другу. Почему же между молекулами существуют промежутки?
9.(0,5 миля) Может ли быть в газообразном состоянии железо? + ( 1 миля)- дополнительный вопрос: при каких условиях?
10.(1 миля) Летним вечером над болотом образовался туман. Какое это состояние воды?
а) газообразное
б) жидкое
в) твердое
11.(1 миля) Из чего в основном состоят облака?
12.(1 миля) Какое из тел имеет большую плотность? (тела имеют одинаковую массу)
Рисунок к вопросу в презентации.

4 конкурс «Кто больше знает формул?»
Правила игры:
☻ 0,5 миля - каждая правильно написанная формула или
☻ 1 миля, если формула еще прочитана и названа величина, которую можно определить по этой формуле.
5 конкурс
( одновременно выполняются 3 задания различными учащимися)
1. (5 миль) выполняют 2 учащихся от каждой команды.
(ОБОРУДОВАНИЕ: весы с разновесами, измерительный цилиндр (мензурка), картофель 1 штука, нитка.)
Ведущий: «В нанолабораториях на ваших бригантинах создали картофель, т.к. не известно, когда вы попадете на Большую землю и сможете пополнить запасы продовольствия. Вот только необходимо проверить плотность экспериментального картофеля и сравнить с плотностью натурального картофеля. Если плотность будет в пределах допустимого, то созданный в лаборатории картофель можно употреблять в пищу.
Выберите от каждой команды по два лаборанта для измерения плотности экспериментального картофеля.
Лабораторная работа должна быть записана как задача. (минус 1 миля - за неверный результат
минус 1 миля - за неправильное оформление работы)»
Плотность картофеля приблизительно равна 1,168 грамм на см. в кубе.
2. (5 миль)Решение задач.
для решения задач (или задачи) каждая команда выберает по одному теоретику
(Задачи даются одинаковые для обеих команд,480568031559500472503531559500472503531559500 Задачи решаются на доске, которая разделена шторкой, повешенной перпендикуляр- но доске на жесткую проволоку такой формы:
4340225254000 После решения задач, шторка снимается.)
Ведущий: «После решения задачи вы должны указать на ошибки своего противника. Каждая ошибка, найденная Вами это +1 миля – вашей команде и -1 миля команде противника»
3. Остальные члены команд отгадывают приборы и записывают их на карточках под номерами, соответствующими выставленным приборам (каждый правильно отгаданный прибор по 0,5 мили)
Подведение итогов.
(Дополнительно, если останется время.)
6 конкурс Отгадай что в черном ящике?
(1 миля) Ни рыба, ни мясо – что это? (Ответ: соленый огурец)
+ 2 мили дополнительный вопрос - Какое явление является причиной засолки огурцов?
Расчет игрового поля для каждой команды: 1 конкурс = 1 мили
2 конкурс = 2 мили
3 конкурс = 14 миль/2 = 7 миль
4 конкурс = 10 миль/2 = 5 миль
5 конкурс = 15 миль
________
формулы в 4 конкурсе: ИТОГО: 30 миль
v = st (и преобразованные) 3 формулы = 1,5 мили
Vср = st (и преобразованные) 3 формулы = 1,5 мили
ρ = mV 3 формулы = 1,5 мили
Fупр = k·Δl 3 формулы = 1,5 мили
Fтяж = m·g 3 формулы = 1,5 мили
P = m·g 3 формулы = 1,5 мили
F = F1 + F2 1 формула = 0,5 мили
F = F1 - F2 1 формула = 0,5 мили
-----------------------------------------------------------------------
10 миль

5 конкурс = 5 миль + 5 миль + 5 миль = 15 миль
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ.

Этот материал печатается и раздается учащимся, которые выполняют задания. Кроме этих заданий прилагаются таблицы плотностей учащимся, которые решают задачи.

3 конкурс. «Физический марафон» + 1 миля, если на вопрос был дан полный ответ.
1. ( 1 миля) Выберите, что из перечисленного относится к веществам?
а) вода. в) луна.
б) самолет. г) цветок.
2. ( 1 миля) Выберите, что из перечисленного относится к физическим величинам?
а) линейка в) секунда
б) время г) ртуть
3. ( 1 миля) Выберите, что из перечисленного относится к единицам измерения физических величин?
а) линейка в) секунда
б) время г) ртуть
4. ( 1 миля) 1 миля = 1,85 км. Переведите в единицы СИ.
5. ( 1 миля) Чем отличаются молекулы воды от молекул пара? (Соберите молекулу воды +1 миля)
а) Числом атомов.
27432004127500 б) Размером. в) Ничем.
6. ( 1 миля) Диффузия – это…
а)…перемешивание веществ.
б)…движение молекул.
в)…проникновение молекул одного вещества в промежутки между молекулами другого вещества.
7. ( 1 миля) Почему длина столбика ртути в трубке комнатного термометра увеличилась при повышении температуры в комнате.
а) Потому, что увеличилось число молекул ртути.
б) Потому, что увеличился объем каждой молекулы.
в) Потому, что увеличилось расстояние между молекулами.
8. (2 мили) Молекулы вещества притягиваются друг к другу. Почему же между молекулами существуют промежутки?
9. ( 1 миля) Может ли быть в газообразном состоянии железо? + ( 1 миля)- дополнительный вопрос.
10. (1 миля) Летним вечером над болотом образовался туман. Какое это состояние воды?
а) газообразное
б) жидкое
в) твердое
11. ( 1 миля)Из чего в основном состоят облака?
12. (1 миля) Какое из тел имеет большую плотность? ( тела имеют одинаковую массу)
Рисунок к вопросу в презентации.
5 конкурс
☻(5 миль)
Выберите от каждой команды по два лаборанта для измерения плотности экспериментального картофеля.
Лабораторная работа должна быть записана как задача. (- 1 миля - за неверный результат;
-1 миля - за неправильное оформление работы)_________________________________________________________________________
☻(5 миль) (Задача выбирается учителем одна или две)
После решения задачи вы должны указать на ошибки своего противника. Каждая ошибка, найденная вами у противника, это +1 миля – вашей команде и -1 миля команде противника.

Задача 1. За какое время автомобиль пройдет путь 2 км, если его скорость 60 м/с?
Задача 2. Определите объем оловянного бруска массой 146 г.
Следующий материал печатается для гостей
177801604645Нанотехнологии — это технологии работы с веществом на уровне отдельных атомов. Традиционные методы производства работают с порциями вещества, состоящими из миллиардов и более атомов. Это значит, что даже самые точные приборы, произведённые человеком до сих пор, на атомарном уровне выглядят как беспорядочная мешанина. Переход от манипуляции с веществом к манипуляции отдельными атомами — это качественный скачок, обеспечивающий беспрецедентную точность и эффективность.
НаноподшипникВ 1959 году нобелевский лауреат Ричард Фейнман в своём выступлении предсказал, что в будущем, научившись манипулировать отдельными атомами, человечество сможет синтезировать все, что угодно. В 1981 году появился первый инструмент для манипуляции атомами — туннельный микроскоп, изобретённый учеными из IBM. Оказалось, что с помощью этого микроскопа можно не только «видеть» отдельные атомы, но и поднимать и перемещать их. Этим была продемонстрирована принципиальная возможность манипулировать атомами, а стало быть, непосредственно собирать из них, словно из кирпичиков, все, что угодно: любой предмет, любое вещество.
Нанотехнологии обычно делят на три направления:
изготовление электронных схем, элементы которых состоят из нескольких атомов
создание наномашин, то есть механизмов и роботов размером с молекулу
непосредственная манипуляция атомами и молекулами и сборка из них чего угодно
19952-1303 Медицинский наноробот
Благодаря стремительному прогрессу в таких технологиях, как оптика, нанолитография, механохимия и 3D прототипировние, нанореволюция может произойти уже в течение следующего десятилетия. Когда это случится, нанотехнология окажет огромное влияние практически на все области промышленности и общества.
В 1992 году, выступая перед комиссией Конгресса США, доктор Эрик Дрекслер нарисовал картину обозримого будущего, когда нанотехнологии преобразят наш мир. Будут ликвидированы голод, болезни, загрязнение окружающей среды и другие насущные проблемы, стоящие перед человечеством. Практически все, что необходимо для жизни и деятельности человека, может быть изготовлено молекулярными роботами непосредственно из атомов и молекул окружающей среды. Продукты питания — из почвы и воздуха, точно так же, как их производят растения; кремниевые микросхемы — из песка. Очевидно, что подобное производство будет куда более рентабельным и экологичным, чем нынешние промышленность и сельское хозяйство.
Частичка конструктивного тумана
Человечество получит исключительно комфортную среду обитания, в которой не будет места ни голоду, ни болезням, ни изнурительному физическому труду. А в перспективе нас ждёт возникновение «разумной среды обитания» (т. е. природы, ставшей непосредственной производительной силой). Нанокомпьютеры и наномашины заполнят собой все окружающее пространство: они будут находиться между молекулами воздуха, присутствовать в каждом предмете, в каждой клетке человеческого организма. Весь окружающий мир превратится в один гигантский компьютер или, что, пожалуй, будет вернее, человечество сольется с окружающим миром в единый разумный организм.