Конспект урока окружающего мира на тему Какая бывает промышленность. Отрасли промышленности ( 3 класс)

Конспект урока окружающего мира в 3а классе
03.03.2016.
Автор-составитель:
Учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Чеблукова Наталья Александровна

Тема урока: «Какая бывает промышленность. Отрасли промышленности.»

Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, креативных, рефлексивных) учащихся 3 класса в предметной области окружающий мир по теме «Какая бывает промышленность».
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению окружающего мира через практическую работу, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров.
Познавательные: развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.
Коммуникативные: развивать умения работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: актуализировать и расширить знания учащихся о значении экономики в жизни человека, познакомить учащихся с важнейшей отраслью экономики – промышленностью, научить различать продукцию каждой отрасли промышленности.
Тип урока: комбинированный
Прогнозируемые результаты:
Предметные: Знать: Какая бывает промышленность, виды, чем виды занимаются, роль природных богатств и труда.
Уметь: Различать отрасли промышленности, приводить примеры на виды товаров, уметь различать.
Метапредметные результаты: понимать учебную задачу урока и стремится ее выполнить, уметь работать в группе, правильно и четко формулировать свою мысль, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке, высказывать свою версию, выражать собственное мнение, уметь формулировать выводы.

Личностные:
- расширять кругозор;
- воспитывать любознательность, коммуникативность, самостоятельность.

Учебно методическое обеспечение:
Для учителя: учебник А.А.Плешаков. «Окружающий мир», 3 класс 2 часть. М: Просвещение 2012год, карточки – тесты -1 вариант.

Для учеников: ручки, карандаши, рабочая тетрадь, учебник А.А.Плешаков. «Окружающий мир», 3 класс 2 часть. М: Просвещение 2012 год.




Этап урока,
его цели.
Методы,
приёмы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД по
каждому заданию
Средства обучения

1. Самоопределение к деятельности.
(Организационный момент)
Цель:
Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.
Словесный
(беседа)
Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.
Здравствуйте, ребята. Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: учебник, рабочая тетрадь, пенал.

Дети приветствуют учителя.


Проверка принадлежности к уроку.
Коммуникативные:
Оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные: контроль Логические: синтез – учебный комплект. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.


2. Актуализация знаний.
Цель:
А)Актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала.
Б) Актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: аналогия, обобщение.
В) Проверить знания по теме “Экономика”
Словесный: беседа, рассказ

















































































Прием: организационный (фронтальный опрос)

Выполнение тестовых заданий.
- Чтоб время даром не терять,
Тестовые задания будете выполнять.
У вас на столах лежат карточки-тесты. Подпишите их. Теперь внимательно читайте вопросы, к каждому вопросу, даны три варианта ответа. Ваша задача, выбрать только один вариант ответа, и обвести выбранную букву в кружок. Есть ли у вас вопросы? Если нет, то приступайте к выполнению работы.

1.Укажи строчку, в которой правильно указаны основные отрасли растениеводства.
А) полеводство, овощеводство, кактусоводство;
П) полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство;
С) полеводство, овощеводство, оленеводство.
2.Укажи строчку, в которой правильно указаны главные зерновые культуры.
А) картофель, подсолнечник, лён, земляника;
Б) кабачок, патиссон, огурец, капуста;
Р) овёс, рожь, ячмень, пшеница.
3.Укажи строчку, в которой правильно указаны плодовые культуры.
С) капуста, картофель, лён, овёс;
В) лук, чеснок, перец, апельсин;
О) яблоня, груша, черешня, малина.
4.Какие ты знаешь сельскохозяйственные профессии?
Д) ткач, газосварщик, геолог;
М) комбайнёр, овощевод, хлопкороб;
Ж) инженер, механик, столяр.
5.Какое растение даёт нам белый хлеб?
З) рожь;
Ф) овёс;
Ы) пшеница.
6.Из семян какой культуры получают масло?
Ш) из семян подсолнечника;
Ч) из семян гречихи;
Щ) из семян ячменя.
7.Что даёт животноводство людям?
Л) мясо, шерсть, пух, кожу;
К) фрукты, овощи, злаковые культуры;
Н) хлопок, лён, кормовые травы.
8.Домашние сельскохозяйственные животные – это
Е) млекопитающие, птицы, рыбы, насекомые;
О) звери, птицы, земноводные, рыбы;
Э) птицы, пресмыкающиеся, земноводные, рыбы.
9.Домашние птицы это
Т) фазаны, куропатки, страусы;
Р) павлины, орлы, беркуты;
Н) индейки, куры, гуси.
10.Пчёл разводят на
Б) ферме;
Н) пасеке;
А) птицефабрике.
11.Для корма домашних животных заготавливают
О) картофель, зерно, тимофеевку;
Г) арбузы, дыни, тыкву;
Б) василёк, подснежник, гиацинт.
12. Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?
В) врачи;
С) геологи;
Ц) строители.
13.Шахты строят для добычи:
Т) каменного угля;
Н) нефти;
У) глины.
14.Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?
Ю) мрамор, гранит;
Ь) природный газ, нефть;
Е) золото.
Проверка теста.
- Давайте теперь проверим, правильно ли вы ответили. Учитель предлагает детям поменяться карточками.

- Прочтите те буквы, которые вы обвели сверху вниз.
- Какое слово у вас получилось? Прочитайте.

Сейчас мы поиграем в игру «Верите ли вы». Перед вами таблица, которую попробуйте заполнить только словами «да» или «нет» . Заполняем только первый столбик. Итак, начинаем:
Приём «Верите ли вы, что»
К этой таблице мы вернёмся в конце урока, сравним ваши ответы и подведём итоги.
Дети слушают.









Дети выполняют тестовые задания





























































Дети меняются карточками-тестами и производят взаимопроверку.






Дети отвечают. (Промышленность)



Познавательные: выделение необходимой информации, построение речевого высказывания, контроль и оценка процесса и результата деятельности. Логические: анализ объектов с целью выделение признаков, выбор основания и критериев для сравнения, классификации. Коммуникативные: умение слушать собеседника, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.




















































Регулятивные: целеполагание, оценка. Познавательные: выделение необходимой информации, построение речевого высказывания, контроль и оценка процесса и результата деятельности. Коммуникативные: умение слушать собеседника, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Карточка-тестовое задание .

3. Постановка учебной задачи.
Цель:
А) Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется тема урока и его цель.
Б) Согласовать цель и тему урока.
Словесный: беседа





Приемы: Организационный (фронтальный опрос),









Приемы: Организационный (фронтальный опрос), Логические: (анализ, сравнение классификация, систематизация.
- Как вы думаете, что нам надо узнать о промышленности?
- Что такое промышленность? Ребята, как вы думаете?



- К каким источникам информации мы можем обратиться, чтобы найти полный ответ на этот вопрос?

Обращение к источникам.

- Если мы обратимся Толковому словарю Ожегова, то узнаем:
«ПРОМЫШЛЕННОСТЬ – это отрасль производства, охватывающая переработку сырья, разработку недр, создание средств производства и предметов потребления».
-А как по-другому можно их назвать?
-Товары все одинаковые?
Ребята посмотрите на доску и на план нашей с вами работы.
План:
-Что такое промышленность?
-Виды промышленности.
-Чем занимается отрасль.
-Связь промышленности с другими отраслями. Экономики.

Дети отвечают. (предполагают)

Дети отвечают. (Это то, что человек производит для себя и других)

Дети отвечают (Учебник, учитель, Толковый словарь, Энциклопедия, Интернет)





-(Дети отвечают)Товары.
Товары все разные.

Логические: анализ объектов с целью выделение признаков, выбор основания и критериев для сравнения, классификации.


4. Беседа-лекция “Отрасли промышленности”
Цель:
Уточнить и расширить знания учащихся об отраслях промышленности.










Фронтальный опрос
Работа над новым материалом.
Промышленность производит большую часть необходимых людям товаров. Её продукция невероятно разнообразна: от коробки печенья и пакета с фруктовым соком до автомобиля, самолёта и космического корабля. Понятно, что производством такой разной продукции занимаются различные отрасли промышленности. Познакомимся с некоторыми из них.
Работа с презентацией.




Остановимся подробнее на электроэнергетике.
Фото-загадки: Какие электростанции изображены а фотографиях.
- Откройте тетради на стр. 40, и найдите задание № 4.
- Как вы расшифровали сокращенные названия или абривиатуру?

 


















Представление отрасли.
1 ученик выходит к доске и рассказывает по плану о данной отрасли.

Дети работают в тетради.
(ГЭС – гидроэлектростанции. Их строят на реках. Электричество вырабатывается здесь за счёт потока воды.
ТЭС – тепловые электростанции. Здесь электричество вырабатывается за счёт сжигания топлива – природного газа, мазута, угля.
АЭС – атомные электростанции. Они работают на атомном, ядерном топливе).



5. Самостоятельная работа.
Цель:
Зафиксировать способ определения - какие продукты производства относятся к какой отрасли промышленности..

Самостоятельная работа в парах.
Сейчас вам надо будет заполнить схему.
Какая промышленность нужна для изготовления:
1 ряд – школьной парты
2 ряд – школьной формы
3 ряд – учебника
-А заполнять вы ее будете вместе, работая в парах.

Работают в парах. Отвечают.






Физкультминутка




6. Закрепление “Какая бывает промышленность”.
Цель:
Почему отрасли промышленности так разнообразны?
Как они связаны между собой?

Самостоятельная работа
- Насколько вы были внимательны, мы узнаем, выполнив задание в тетради на стр. 38-39.
А теперь я вам предлагаю поменяться тетрадями и проверить.
– Перечислите отрасли экономики, с которыми вы познакомились.
-А эти виды промышленности связаны или нет?

Дети отвечают. (Что такое промышленность?)
Дети отвечают. (Добывающая, электроэнергетика, металлургия, машиностроение, электронная и химическая промышленность, лёгкая и пищевая промышленность)

Регулятивные: оценка. Познавательные: построение речевого высказывания, контроль и оценка процесса и результата деятельности, рефлексия. Коммуникативные: умение слушать собеседника, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


7. Рефлексия учебной деятельности. Итог урока.
Цель:
А) Зафиксировать новое содержание урока.
Б) Оценить результаты учебной деятельности.
В) Согласовать домашнее задание.
Словесные методы: рассказ, беседа. Контроль: фронтальный опрос Приемы: Организационный (фронтальный опрос) Логические: (анализ, систематизация).

Итог урока. Рефлексия.
Приём «Верите ли вы, что»
-А теперь посмотрите на таблицу, которую заполняли в начале урока и заполните снова. (учитель зачитывает «Верите ли вы, что».
Обсудим:
Почему отрасли промышленности так разнообразны?
Как они связаны между собой?




Спасибо за урок. До свидания.

Дети работают.
Логические: анализ с целью выделение признаков.


8.Информирование о д/з

Домашнее задание
Учебник с. 60 – 63, ответы на вопросы с.63.
Рабочая тетрадь с. 40 -  выполнить творческое задание №3.






Резервный материал.
 – Отгадайте загадки и определите, к какой отрасли промышленности относится данный товар.
Летом папа наш привёз
В белом ящике мороз
И теперь мороз седой
Дома летом и зимой.
Бережёт продукты:
Мясо, рыбу, фрукты.       
 
Всегда шагаем мы вдвоём,
Похожие как братья.
Мы за обедом – под столом,
А ночью – под кроватью.                      
 
Белая водица,
Всем нам пригодится.
Из водицы белой
Всё, что хочешь, делай.                  
 
Полотно, а не дорожка,
Конь не конь – сороконожка.
По дороге той ползёт,
Весь обоз один везёт.                             
 
Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится.            






Дети отвечают.
(Холодильник – машиностроение)



Дети отвечают.
(Ботинки – лёгкая промышленность)


Дети отвечают.
(Молоко – пищевая промышленность)


Дети отвечают.(Поезд – машиностроение)



Дети отвечают. (Мыло – химическая промышленность)





Іђ Заголовок 1Іђ Заголовок 315