Урок литературного чтения.Ю.Коваль Соловьи



Сценарий урока литературного чтения в 3классе
Ю. Коваль «Соловьи»
Цели: формировать умение свободно ориентироваться в прочитанном тексте и пользоваться выборочным чтением для подтверждения своих суждений; развивать умение вычленять и правильно понимать те приемы, которыми пользуется писатель для изображения образа.
Оборудование: интерактивная доска компьютер, видеоролик «пение соловья», карточки для инд.работы, «синквейн», учебники
Ход урока
I. Организационный момент.
1)Дыхательная гимнастика, эмоциональный настрой
2)Свободное чтение
II. Проверка домашнего задания.
-Что такое искусство?
-какие виды искусства вы знаете?
-с каким видом искусства мы встречались на прошлом уроке? И какой вывод сделали из произведения?
- какая может быть музыка, где она может встречаться?
III. Подготовка к восприятию.
- давайте послушаем одну музыку. Видео «пение соловья»
Учитель читает загадку:
           Кто без нот и без свирели
           Лучше всех выводит трели,
           Голосистее, нежней?
           Кто же это?                    (Соловей.)
– Кому-нибудь из вас доводилось слышать соловья или пение другой птички?
IV.Целеполагание.
–Вы уже наверно догадались о чем будем сегодня говорить на уроке.
-Что вы знаете об этой птице?
– Интересную историю о жизни соловьев нам расскажет сегодня писатель Юрий Коваль на странице 55 учебника. Откройте учебники.
– Юрий Коваль предлагает нам послушать музыку леса.
V. Чтение и анализ текста Ю. Коваля «Соловьи»
Словарная работа: Почин-начало
1. Чтение учителем первой части текста
–2. Беседа.
– Похоже ли описывает писатель пение соловья?
- Какой литературный прием применяет автор? звукоподражание
     – Как вы считаете, те строчки, которые являются звукоподражанием пению соловья, нужно читать медленно или быстро? Что вам подсказывает это в самом тексте?(Читать нужно достаточно быстро, мелодично, как единую музыкальную фразу. В тексте это выглядит так:  по пять одинаковых слов через запятую с обязательным восклицательным знаком в конце.)3. Выразительное самостоятельное чтение отрывка текста на странице 55.
– Попробуйте прочитать этот отрывок выразительно.
4.работа в паре Пронумеруйте события в том порядке, в каком о них рассказывается в тексте. Номер 1 уже поставлен._ А я бегу — не опоздать бы на утренний клев._ Соловьи передают меня из рук в руки._ Слышу затихающего сзади и нового впереди.1 Я пробегаю мимо певца, он замолкает на миг. Физкультминутка для глаз
5. Беседа.
- В какое время происходит действие рассказа?- Назовите место действия. Докажите словами из текста.-Прочитайте слова, придуманные автором для описания пения соловьев.- Как вы думаете, зачем писатель пользуется такими парами?- Кого автор называет «Хрустальный горошек»?- О каких бусах идет речь? Зачем он это делает?- Каким приемом пользуется автор?- Что лучше помогает представить пение соловьев: звукоподражание или образ рассыпавшихся бус?- Зачем он это делает?- Докажите, что автор торопится.- А если бы герой не бежал все время, а просто стоял на месте в лесу и слушал соловьев, его впечатление изменилось бы? Он бы не слышал, а слушал. Наслаждался красотой, нежностью песни, необычным голосом соловья.- Кого подразумевает автор под местоимением «я»?- О чем этот текст?- Подходит ли заголовок к содержанию текста?- Как бы вы его озаглавили?
6. Групповая работа. Метод «синквейн» со словом соловей
VI. Рефлексия
VII. Итог урока.
– Юрий Коваль создал необыкновенный по красоте текст, поскольку слово для него – это не просто то, что обозначает тот или иной предмет. Слово – это то, что, соединяясь с другими словами, может быть свежим и шершавым, гладким и звенящим, мокрым и вязким и т. д. Слово – это то, что может воздействовать на читателя своей формой, содержащейся в нем энергией звуков, а не только своим содержанием, тем, что оно обозначает.
Домашнее задание.
Выразительное чтение любого отрывка из рассказа Ю. Коваля «Соловьи» (с. 55–57); нарисовать иллюстрацию к любому эпизоду рассказа «Соловьи» (по желанию учащихся).