«Как мы воспринимаем мир. Определение модальности собеседника»


КОНСПЕКТ
практического занятия для классных руководителей и воспитателей на тему:
«Как мы воспринимаем мир. Определение модальности собеседника»
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада Вас приветствовать на практическом занятии на тему: «Как мы воспринимаем мир. Определение модальности собеседника». Как Вы думаете, исходя из темы занятия, какова его цель? (варианты аудитории)
Цель: сформировать понятие о модальностях внутреннего опыта человека, определить свою ведущую модальность, уметь определять канал восприятия собеседника.
Как мы воспринимаем окружающий мир? Одинаково ли мы его чувствуем и видим? Если все люди разные, то, может быть, мы по-разному воспринимаем окружающую реальность? Как мы это делаем?
Мир вокруг нас — огромный, со множеством звуков, цветов, запахов, ощущений, объектов живых и неживых. Для восприятия этого многообразия нам даны 5 органов чувств: зрение, слух, ощущение, вкус и запах. С их помощью сознание получает информацию о происходящем вокруг нас. Но стимулов много и замечать всё мы просто не в состоянии. В каждый момент времени осознается определенная часть окружающего мира, а на остальное мы не обращаем внимания. Так поступает наше сознание, воспринимая многообразный и необъятный мир вокруг. Кроме того, оказывается, у каждого из нас есть определенный излюбленный способ восприятия мира — канал восприятия, — то, как нам легче и удобнее видеть мир и «укладывать» его в голове. Таких способов видения мира (каналов) три:
— визуальный (зрительный) — то, что можно видеть (цвета, картинки, образы);
— аудиальный (слуховой) — то, что можно слышать (звуки);
— кинестетический (ощущающий), от греческого «кинес» — «тело»,- то, что можно чувствовать (вкус, запах, ощущения, прикосновения, температура и прочее, сюда же относятся эмоции и переживания).
- дигитал (логичномыслящий) – это человек, который воспринимает все на уровне логики: “Логично” / “Не логично”. Он анализирует все происходящее вокруг, выбирает наиболее приемлемую манеру поведения и “надевает” на себя эту модель. С кинестетиками он будет кинестетиком, с аудиалами, он будет аудилом. А для визуала он будет лучшим из возможных собеседников.
У каждого человека есть наиболее удобный для него способ восприятия мира: одни больше любят смотреть, другие — слушать, третьи прожить не могут без того, чтобы не потрогать и не попробовать на язык. Конечно, мы пользуемся всеми тремя каналами, но какой-то один или два для нас основные, более важные. От типа восприятия зависит то, как окружающая действительность представлена в сознании: в виде звуков, образов или ощущений. Давайте попробуем определить ваш любимый канал восприятия с помощью следующего упражнения.
Упражнение 1.
Выполняется в парах. Вы по очереди называете собеседнику слова, а он говорит, как он это представляет. Например: «море» — «звук прибоя, грохот волн, шуршание гальки», «жара на пляже, в воде прохладно, струйки щекотно сбегают по телу», «голубая безбрежная даль, белые облака, желтый песок, люди». Старайтесь называть конкретные предметы, а не абстрактные понятия, слова-существительные, которые легко представить. Постарайтесь понять, каким способом ваш собеседник в основном видит мир.
Вы заметили, что с определенным типом восприятия связаны слова, которые человек употребляет при описании чего-то или когда делится впечатлениями о чем-то. По речи также можно определить канал восприятия. Люди-визуалы часто употребляют слова: ярко, ясно, четко, синий, прозрачный, смотреть, искристый, радужный, видеть, разглядывать и т.п. Люди-аудиалы говорят: слышать, глухой, громкий, шум, стон, крик, звуки, разговор, беседовать, тихо и т.п. Люди-кинестетики говорят: приятно, мокро, холодно, чувствовать, трогать, касаться, гладкий, колючий, неуютно, боль, двигаться, действовать, напряжение и т.п. Люди-дегитаты говорят: вы поймете. Это правильно, потому что логично. Я не понял вот этого… Правильно ли я понимаю? Насколько это обоснованно? Зачем мы это делаем? Подожди, давай делаем по-другому, так будет логичнее. Логичнее предположить вот так… По логике вещей выходит…
Попробуем увидеть это на практике.
Упражнение 2.
Делаем то же, что и в предыдущем упражнении, называем предметы для описания. Но попросим собеседника не спешить, говорить медленнее, а сами попробуем записывать слова, которые он употребляет. Несколько таких записей позволят определить его канал восприятия.
Обсуждение. Сколько среди вас кинестетиков, аудиалов, визуалов? Часто ли встречаются «чистые» типы или много «смешанных» (кинестетик-визуал, визуал-аудиал и т.п.)
В России на данный момент приблизительное распределение по типам такое: визуалы — 35%, кинестетики — 35%, аудиалы — 5%, смешанный тип — 25%.
В США немного иначе: визуалы — 45%, кинестетики — 45%, аудиалы — 5%, смешанный тип — 5%.
Считается, что женщинам более свойственен визуальный канал восприятия, а мужчинам — кинестетический.
А теперь упражнение «высшего пилотажа» для тех, кто настолько хорошо понял особенности различных типов восприятия, что даже может воспринимать мир в любом канале.
Упражнение 3.
В центр выходят трое добровольцев. Им называют слово. Пусть один опишет это так, как сделал бы это визуал, второй — как аудиал, а третий как кинестетик. Например, комнату можно описать так:
— Эта комната светлая, просторная. И стены покрашены в такой милый цвет, что кажется, что она еще больше. И хотя стулья синие, они хорошо смотрятся на общем фоне.
— Да, но здесь достаточно шумно. И акустика не очень. Звук как бы глохнет. Кажется, что говоришь громко, а на самом деле почти никому не слышно.
— Ну ничего. Зато здесь тепло, ковер и диваны мягкие. И даже зимой не дует, а дышать легко. А то иногда в других местах такие сквозняки бывают, так дует по ногам, что аж мурашки по коже — хочется подобрать ноги, свернуться в комочек и угреться.
Просто попробуйте пофантазировать и поразмышлять о том, что такое мир для человека, который более предпочитает видеть, чем слышать или чувствовать, или слышать, чем ощущать и представлять. Попробуйте это испытать на себе. Затем эту тройку сменят следующие участники.
Обсуждение. Трудно ли воспринимать мир из «непривычного» канала? Что помогало переключаться (вспоминал слова, свойственные каждому типу, представлял картинку и т.п.)?
А теперь ответьте на один главный вопрос: в чем секрет эффективного общения; как знания ведущей модальности, может сделать процесс общения с собеседеникам (начальством, колегами,кадетами) приятным, интересным, полезным?
(Обсуждение). Необходимое условие эффективного общения — понимание людьми друг друга. Иногда, когда разговор не получается, вы чувствуете, будто говорите на разных языках. В основном, такое ощущение возникает, когда собеседники не понимают точку зрения другого человека: каждый говорит о своем, видит ситуацию со своего бока. Но существенно затруднять процесс общения, буквально создавая иллюзию «разговора на разных языках», может то, что вы общаетесь по разным каналам восприятия. Например:
— вы рассказываете знакомому, как хорошо было в лесу: «Всё такое зеленое, солнышко ярко светит, белые стволы березок сверкают — красота!», а он: «Да что березки, когда сыро и комары грызут, вот шашлычок на костре — это вкуснотища!». Ясно, что вы видите один и тот же лес совершенно по-разному: вы — визуал, а знакомый — кинестетик. Вы можете почувствовать, что он вас не понимает, но, распознав по словам его канал восприятия, увидите, что восхищаетесь вы оба одним и тем же (прелестью леса), только по-разному. Следовательно — понимаете друг друга.
— часто можно услышать: «Нет, ты посмотри на это!», а в ответ: «Да ты только послушай!»; понятно, что такое общение визуала с аудиалом будет затруднено, если не приложить усилий по «переводу» слов в понятный для собеседника канал;
— в деловом, рабочем разговоре можно битый час рассказывать коллеге или руководителю о «своих методах воспитания или выдвигать интересные идеи», строить «радужные планы совместной работы» и предлагать «посмотреть на это с вашей точки зрения». Если он — визуал, как и вы, то, скорее всего, будет продуктивным и придете к общему мнению. Если же он, к примеру, кинестетик, то подобная речь не вызовет никакого эмоционального отклика, он даже не совсем поймет, что имеется в виду; с ним надо разговаривать на «его языке»: «Мы могли бы в теплой, задушевной атмосфере при прямом контакте обсудить возможности нашего более тесного сотрудничества».
То есть, для достижения взаимопонимания в общении очень важно говорить с собеседником на понятном ему языке, в частности — в его канале восприятия, или хотя бы знать его тип восприятия, чтобы понимать, что он имеет в виду.