урок географии в 7 классе Природные зоны Африки


Природные зоны Африки.
Урок в 7 классе
Цели урока: образовательная – закрепить понятие «природные зоны», показать разнообразие природных зон Африки, их зависимость от климата, показать особенности природы экваториальных лесов, саванн и пустынь, дать характеристику климата, почв этих зон, влияние человека на природу.
-развивающая – продолжить формирование познавательной активности учащихся, умения самостоятельно добывать знания, расширить кругозор детей, формирование умений работать с картой.
-воспитательная – воспитывать чувство ответственности, заинтересованное отношение к учебе, формирование интереса к географии.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Оборудование: карта «Природные зоны мира», таблицы «Экваториальные леса», «Саванны и редколесья», «Пустыни», атласы, учебники.Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Вводная беседа.
- Ребята, мы продолжаем с вами изучать во всем своем величии и красоте, волшебный мир Африки. И сегодня на уроке вы встретитесь лицом к лицу с этим необычным континентом.
Сегодня мы совершим удивительное путешествие, познакомимся с природой Африки поближе.
- Обратите внимание на карту возле доски, найдите ее в атласах. Что содержит в себе эта карта? О чем она может нам рассказать? (О природных зонах).
Слайд: Вспомни: что такое природная зона? От каких причин зависит образование природных зон?
Узнай: природные зоны Африки, органический мир природных зон.
III. Восприятие и осмысление нового материала.
Работа с картой и атласом.
- Какие природные зоны есть в Африке?
Задание 1. Внимательно рассмотрите карту природные зоны Африки. Нанесите на настенную контурную карту границы: 1 группе – экваториальных лесов; 2 группе – саванн; 3 группе – пустынь и полупустынь.
Задание 2. Какие климатические условия характерны для: 1 группа – экваториальных лесов; 2 группа – саванн; 3 группа – пустынь и полупустынь.
- Давайте посмотрим на маршрут нашего путешествия (слайд). Но прежде чем мы начнем свое путешествие, давайте посмотрим, какие опасности могут нас поджидать в Африке.
Сообщение учащихся о ядовитых и опасных животных Африки.
- Мы начинаем наше путешествие с влажных экваториальных лесов. Влажные экваториальные леса Африки или гелея, многоярусны. Верхний (от 25 до 50 м) составляет сейба. Диаметр ее ствола достигает 2 м, а широкие досковидные корни достигают высоты 4 м. Попробуйте представить себя стоящими между такими корнями.
Средний ярус составляют различные пальмы и фикусы, имеющие мягкую древесину, их высота равна 20-40 м.В нижнем ярусе растут деревья высотой 10-15 м, многолетние травы, вырастающие в высоту 7-8 м всего за 8-10 месяцев. Леса вечнозеленые, очень богаты ценными растениями. Однако почвы удивительно не плодородны. Почему? Ведь влажный и жаркий климат способствует бурному развитию сказочной растительностью. Отмершие части растений быстро перерабатываются микроорганизмами в питательные легкорастворимые соединения. Поэтому почвы бедны перегноем и представлены красно-желтыми ферраллитными из-за своего цвета и содержания железа.
- Кто же обитает в этих лесах?
Сообщение учащихся о животном мире экваториальных лесов.
- Дальше наше путешествие будет проходить по саваннам Африки.Стоя спиной к стене экваториального леса, от которого до вас ещё раз будут доноситься удушливые испарения, вы впервые выпрямитесь во весь рост, и будете вдыхать полной грудью здоровый воздух саванн.
Сообщение учащихся о саваннах.
- Конечный путь нашего путешествия – пустыни. Тут Африка другая, здесь нет дождей, а температура достигает 50-600С. Надо быть осторожным и внимательным. Ведь там ветер встает и ложится вместе с солнцем. Горе тому, кого застигнет самум – страшный песчаный вихрь.
Инсценировка путешествия по пустыне.
Таня: Может не пойдём. Ведь не зря говорят нам, что Африка опасна, давай вернёмся домой!
Ваня: Чего ты боишься? Какой там самум? Посмотри – голубое небо, солнце не так уж и высоко.
Т: Это потому, что ещё утро. Что ж, я совсем не боюсь. Кругом песок, воздух такой, как из раскалённой печи, и такой сухой, обжигает губы. Ой, что это ещё за призраки?
(Появляются люди – местные жители – туареги).
1-й туарег: Так, нас действительно называют призраками, т.к. наше лицо покрыто покрывалом. Мы кочуем и для нас это любимое место.
Т Но где же вы здесь живёте?:
2-й туарег: Мы предпочитаем оазисы – зелёные островки жизни в безбрежном океане пустынь. Оазисы – это, прежде всего, зелёные перистые кроны финиковых пальм. Она обеспечивает нам жизнь.
В: Вот она какая. Высокая, наверное, метров 20 и такие огромные листья, до 3 м в длину.
Т: А я очень люблю плоды – финики: и сушёные, и варёные, и свежие, и вяленые. А из животных, наверное, живут только верблюды?
В: Верблюд – корабль пустыни!
1-й: Без воды африканский одногорбый верблюд может оставаться без воды 4-5 дней. В «цистерны» его желудка вмещается до 100 литров воды.
Т: А антилопы, косули, газели есть?
2-й: Есть антилопы и газели. Они приспособились к жизни в пустыне, проделывают сотни километров в поисках воды.
1-й: Есть и хищники – гиены, шакалы, гепарды, лисицы.
2-й: Есть черепахи, ящерицы и змеи.
1-й: Из птиц – страусы и дрофы.
2-й: Есть и ядовитые скорпионы.
В: Скудная растительность пустынь. Только в оазисах она и встречается, а то только пучки трав и колючие кустарники.
Т: Да и животный мир беден. А многие животные истреблены человеком.
В: Вот такая Африка!
Вместе: Удивительная Африка!
IV. Закрепление: Каждая группа получает карточки с заданиями, которые она задает двум другим группам предварительно обсудив ответ в своей команде.
1 группа: А) Выберите лишнее, и ответ поясните: слоновая трава, баобаб, сейба, акация.
Б) Дополните ряд: скорпион, гиены, верблюд …
2 группа: А) определите природную зону по следующим признакам: два сезона – сухой и влажный, преобладает травяной покров, почвы красно – бурые.
Б) Найдите лишнее, ответ поясните: жираф, зебра, муха це-це, слон, антилопа.
3 группа: А) Найдите лишнее, ответ поясните: высокая влажность, температура постоянно высокая +240С, годовое количество осадков свыше 2000 мм, большая суточная амплитуда температур.
Б) Найдите лишнее, ответ поясните: страус, лев, ленивец, бегемот, верблюд.
«Ассоциация»: игра заключается в определении растений и животных по ассоциациям и помещении их в природную зону на контурной карте.
1 группа – желтая карточка, карточка с изображением гориллы, вельвичии.
2 группа – зеленая карточка, карточка с изображением баобаба, варана.
3 группа – розовая карточка, карточка с изображением страуса, мухи це-це.
Домашнее задание : § 35