Урок по географии на тему Природные зоны Африки (7 класс).

Технологическая карта урока
Ф.И.О. Гегкиева Лариса Николаевна
Место работы: МКОУ СОШ №2
Должность: учитель географии.
Предмет: география.
Класс: 7
Тема урока: Природные зоны Африки
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: обеспечить формирование представлений и основополагающих знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве на примере природных зон Африки.
Образовательные ресурсы: учебник География материков и океанов. 7 класс. Авторы: Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. - М.: Дрофа, 2013, География материков и океанов. 7 класс. Атлас – М..: Дрофа, Дик, 2015; компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Природные зоны Африки», таблица «Природные зоны Африки», карта «Природные зоны Африки», контурные карты , опорные конспекты, оценочные листы, листы бумаги трех цветов (темно-зеленый, желто-зеленый, желтый), конверты с солнышками.

Формирование универсальных учебных действий
Предметные
Метапредметные
личностные

ученик научится
ученик получит возможность научиться
познавательные
регулятивные
коммуникативные


- выбирать источники географической информации для решения учебных задач;
- находить и извлекать необходимую информацию;
- сопоставлять климатическую карту, почвенную карту и карту природных зон Африки;
- представлять географическую информацию о природных зонах Африки в форме таблицы, карты, географического описания;
- выявлять географическую зависимость расположения природных зон от географического положения;
- описывать по карте природные зоны Африки.
- создавать простейшую географическую карту;
- подготавливать сообщения о флоре и фауне природных зон Африки;
- составлять описания природных зон Африки;
- выделять на карте границы природных зон Африки и наносить представителей растительного и животного мира.
- выделять и формулировать познавательные цели;
- осуществлять поиск информации и её структурировать;
- контролировать результаты деятельности.
- сличать результаты действия с заданным эталоном;
- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё предстоит усвоить;
- вносить необходимые дополнения;
- проводить самоконтроль, контроль, оценку и самооценку.
- воспринимать речь учителя и реагировать на неё;
- планировать и согласованно выполнять совместную деятельность;
- уметь договариваться;
- слушать и принимать во внимание мнение других;
- дискутировать;
- управлять поведением партнера;
- публично выступать.
- проявлять интерес к учебному материалу;
- сохранять мотивацию к учебной деятельности;
- выражать отношение к процессу познания.



Ход урока
Этап
Цель этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Планируемые результаты

1.Организационное начало.
Создать условия для эмоционального и психологического настроя и оценить готовность рабочего места.
- Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.
- Я желаю вам плодотворной работы. Думаю, что сегодняшний урок позволит вам подняться по лестнице знаний на ступеньку выше. Успехов вам и удач! Поднимите, пожалуйста, ваши сигнальные карточки, продемонстрируйте ваш настрой перед уроком.
- А теперь проверим вашу готовность к уроку. Нам сегодня понадобится учебник, атлас, а также рабочие материалы, подготовленные к уроку, все должно лежать у вас на столах.
Настраиваются на урок.








Поднимают сигнальные карточки.




Проверяют готовность рабочего места.
Воспринимают речь учителя и реагируют на неё.






Выражают отношение к процессу познания.

2.Актуализация знаний.
Способствовать актуализации знаний.

- Ребята, отгадайте-ка загадку:
Самый жаркий материк
Живописен и велик.
Там живет среди саванн
Много львов и обезьян.
(Африка).
(Слайд 1)
- Давайте вспомним, что вам известно об этом удивительном материке? Для этого я предлагаю вам разгадать кроссворд.
(Слайд 2).
-Возьмите опорные конспекты и попробуйте разгадать кроссворд.
(Слайд 3).
- Обменяйтесь конспектами и проверьте правильность выполнения задания.
- Оцените и занесите оценку в оценочный лист. Графа называется «Кроссворд».
Отгадывают загадку.











Разгадывают кроссворд.

Сличают результаты действия с заданным эталоном.
Проверяют правильность выполнения задания друг у друга. Оценивают работу.
Воспринимают речь учителя и реагируют на неё.














Проводят контроль и оценку.

3. Целеполагание.
Развивать умение формулировать тему, цель и задачи урока.
- Сегодня у нас необычный кроссворд. Потому что именно он поможет нам определить тему урока.
- Кто её может сформулировать?
- Что вам уже известно о природных зонах?
- А что хотелось бы узнать?
(Учитель совместно с учащимися на доске заполняет таблицу).

Знаю
Хочу узнать
Узнал






Выдвигают предположения о теме урока, формулируют её.
Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что ещё предстоит усвоить.
Выделяют и формулируют познавательные цели.
Заполняют совместно с учителем таблицу на доске.

Воспринимают речь учителя и реагируют на неё.
Планируют свою деятельность.

4. Изучение нового материала.
Обеспечить усвоение материала по теме «Природные зоны Африки».
- Обратите внимание на карту у доски, найдите её в атласах. О чем она может вам рассказать?
- Что же такое «природная зона»?
- Предположите, от чего зависит расположение природных зон?
- Приведите примеры.
- Попробуем сегодня это доказать.
- Какие природные зоны располагаются на материке Африка?.
- А как вы это определили?
- Вы сегодня отправитесь в путешествие по материку Африка. Для этого вы разделились на группы-экспедиции, взяв листочки разного цвета. Может кто-то догадался по какой зоне он будет путешествовать?
1.Зеленый – вечнозеленые влажные экваториальные леса.
«Это хаос в природе. Почти непроходимая стена из деревьев, кустарников, трав, бамбука. Душно. Гниют огромные упавшие деревья, преют листья, всюду сырость и полумрак. Солнце не проникает сквозь завесу буйной растительности. Ни малейшего ветерка».
(Слайд 4).
3. Желто-зеленый – саванны и редколесья.
«Стоя спиной к стене экваториального леса, от которого до нас все еще будут доносится удушливые испарения, мы, наконец-то выпрямимся во весь рост, и будем вдыхать свежий воздух. Это не просто красота, но и богатство! Животный мир под стать богатой флоре. Без особого труда можно сфотографироваться на фоне бегемота, а если повезет и крокодила».
(Слайд 5).
2. Желтый – пустыни
(Слайд 6).
«Это бесконечная равнина с жарой, пылью и жаждой. Не видно ни одного человека, над выжженными солнцем просторами царит мертвая тишина».
- На ваших столах лежат карточки с названием должности эксперта в этой экспедиции и инструктивные карточки по работе: руководитель, картограф, климатолог, почвовед, ботаники и зоологи. Распределите обязанности между собой.
- После работы с учебником, дополнительным материалом, картами атласа, вы заполняете таблицу. Она также перед вами.
- Поднятая рука руководителя будет сигналом об окончании работы. Время для групповой работы ограничено – 6 мин.
Не забудьте о распределении обязанностей, чтобы все успеть.


































- Давайте немного отдохнем.
Физкультминутка.
Я по Африке иду (ходьба на месте),
Замечаю на ходу,
Как над морем буйных трав
Шею вытянул жираф (руки вверх, потягивания).
У меня над головой (наклоны в стороны с поднятыми руками)
Пальма зашуршит листвой,
Но придется приседать (приседания),
Чтобы фиников набрать.
Вот вильвичия, турист (руки поочередно вытягивают вперед):
Левый лист, правый лист (руки в стороны).
А огромный серый слон (круг руками)
Посылает нам поклон (наклоны вперед).
Мы прогулку завершим (ходьба на месте)
И за парты поспешим (садятся на свои места).



Дают определение понятию «природная зона».


Отвечают на вопросы.







































Распределяют обязанности в группе.















Отбирают необходимую географическую информацию из учебника, атласа и дополнительной литературы.
Выделяют границы природных зон Африки на коллективной контурной карте, наклеивают не неё представителей флоры и фауны.
Заполняют таблицу.



















Выполняют упражнения.





















Воспринимают речь учителя и реагируют на неё.
Проявляют интерес к учебному материалу.
Выявляют географическую зависимость расположения природных зон от географического положения.






















































Выбирают источники географической информации для решения учебных задач.
Находят и извлекают необходимую информацию и её структурируют.
Представляют географическую информацию о природных зонах Африки в форме таблицы, карты, географического описания.
Сопоставляют климатическую карту, почвенную карту и карту природных зон Африки.
Составляют описания природных зон Африки.
Планируют и согласованно выполняют совместную деятельность.
Умеют договариваться.
Дискутируют.
Управляют поведением партнера.
Контролируют результаты деятельности.




5. Представление результатов работы групп.
Представить результаты работы групп.
- Работа в группах завершена. Предлагаю обменяться информацией. Слушайте внимательно выступления каждой группы, так как полученную информацию вам предстоит применить на последующем этапе урока.
(Слайды 7-45)















- Удалось ли вам доказать зависимость расположения природных зон географического положения?
- Оцените работу в группе каждого эксперта. Занесите оценку в оценочный лист. Графа называется «Работа в группе».
Выступают с результатами своей работы.






















Оценивают работу каждого эксперта экспедиции.
Воспринимают речь учителя и реагируют на неё.
Создают простейшую географическую карту (выделяют на карте границы природных зон Африки и наклеивают представителей растительного и животного мира).
Составляют таблицу.
Описывают по карте природные зоны Африки.
Публично выступают.
Вносят необходимые дополнения.
Проводят контроль и оценку.

6. Первичное закрепление знаний.
Использовать полученные знания в игровой ситуации.
- А сейчас мы проверим насколько внимательны вы были. Сыграем в игру «Да.Нет».
(Слайд 46).
- Ребята, проверьте правильность выполнения задания.
(Слайд 47)
- Оцените по шкале и занесите оценку в оценочный лист. Графа называется «Игра «Да. Нет». Оформите ваш оценочный лист до конца. Дополнительное задание
1. экспедиция – пустыня,
2 экспедиция - гилея
3 экспедиция – саванна
Отвечают на вопросы «да» или «нет».


Проверяют правильность выполнения задания.

Оценивают свою работу.
Воспринимают речь учителя и реагируют на неё.
Демонстрируют знания.
Правильно отвечают на вопросы.
Сличают результаты действия с заданным эталоном.
Проводят самоконтроль и самооценку.

7. Домашнее задание.

- Помните сказку, написанную К.И. Чуковским.
Маленькие дети!
Ни за что на свете
Не ходите в Африку гулять.
В Африке акулы,
В Африке гориллы,
В Африке большие,
Злые крокодилы
- Вроде бы Африка – это рай для животных. Единственное место на Земле, где четвероногие создания ещё достаточно просторно и вольготно чувствуют себя.
К сожалению, это давно уже не так и многих африканских животных можно встретить лишь на территории национальных парков. Многие животные истреблены человеком.
- Вопрос об охране природы очень важен. Значим. Мы будем рассматривать его на следующем уроке. Поэтому домашним заданием будет собрать информацию о национальных парках Африки и оформить её по своему усмотрению. Это может быть книжка-малышка, книжка-раскладушка, буклет или презентация (1 работа от группы). Кто желает тот может сделать индивидуально. На следующем уроке проведем конкурс ваших работ. Также нужно изучить параграф 28, дать характеристику природных зон, о которых мы сегодня не поговорили.

































Записывают домашнее задание.
Воспринимают речь учителя и реагируют на неё.
Проявляют интерес к учебному материалу.
Сохраняют мотивацию к учебной деятельности.

8. Подведение итогов уроке. Рефлексия.
Подвести итоги урока.
- Вот наш урок подошел к концу.
- Давайте вернемся к таблице, составленной в начале уроке. Все ли вам удалось узнать?
- А теперь оценки. Поднимите руки, кто получил «5», «4», «3». Думаю других оценок у нас нет, потому что вы все МОЛОДЦЫ!!!
- Еще попрошу вас одним предложением высказать свое отношение к уроку, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
(Слайд 9).
1.сегодня я узнал
2. было интересно
3. было трудно
4. я понял, что
5. теперь я могу
6. я почувствовал, что
7. я приобрел
8. я научился
9. меня удивило
10. мне захотелось
- А я ухожу с сегодняшнего урока с радостным настроением, с чувством благодарности к вам и вашей работе. Спасибо вам большое!
(Учитель прикрепляет к доске улыбающееся солнышко).
- Вас ребята, я тоже попрошу выразить свое настроение от урока. У вас на столах лежат конверты, посмотрите, что в них? (Солнышки). Возьмите то, которое соответствует настроению вашей группы и, уходя, прикрепите на доску.
Спасибо за работу! До свидания!

Воспринимают речь учителя и реагируют на неё.
Выражают отношение к процессу познания.


15