Урок, Повторение по теме «Морфемика и словообразование».

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА
6 класс
Учитель: Петрушина М.Н.
ГБОУ СОШ № 705
г.Москва
Тема: Повторение по теме «Морфемика и словообразование».
Цели: обобщить и углубить полученные знания о словообразовании;
обобщая полученные знания по теме, развивать и совершенствовать орфографическую зоркость;
выяснить, с какими разделами русского языка связано «Словообразование».
«Не можешь оторвать глаз от лесенки
слов, на которой покоится жизнь с ее
прошлым, с ее нынешним пульсом,
со взглядом в завтра»
В. Песков.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Начнем урок русского языка.
Мы с вами изучили большой раздел русского языка.
Давайте вспомним, как этот раздел называется.
2. Сообщение темы и целей урока.
3. Работа с эпиграфом.
Ребята, давайте прочитаем эпиграф к уроку.
Какой же смысл вкладывает в эти слова автор этих строк?
4. Слово учителя.
Словообразование – один из важнейших разделов русского языка. Словообразование – один из важнейших источников пополнения словарного запаса. Многие орфографические правила опираются на словообразование. Поэтому, чтобы понять смысл, суть правил, надо хорошо знать состав слова, его строение, находить морфемы и точно определять границы между ними.
Ребята, а что же такое морфема?
Чтобы вспомнить морфемы, я предлагаю вам разгадать кроссворд.
5. Кроссворд.
по горизонтали: 1. Изменяемая часть слова. 5. Главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.
по вертикали: 2. Часть слова без окончания. 3. Часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов. 4. Часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов.
6. Способы образования слов.
А теперь, ребята, давайте вспомним способы образования слов.
Какие вы знаете способы образования слов?
Задание. Определите, как образованы следующие слова.
1) 1. приставочный
2. суффиксальный
3. приставочно-суффиксальный
4. сложение (основ или целых слов)
5. сложение сокращенных основ
6. переход одной части речи в другую
летчик
парашютистка
электровоз
приходить
МГУ
приморский
сбербанк
больной
пододеяльник
сотрудник
кресло-кровать
дежурный
птицефабрика
турпоход
ОРТ
2) Морфемный и словообразовательный разбор.
приморский
7. Словообразование и орфография.
Словообразование тесно связано с орфографией. И сейчас мы с вами повторим основные орфографические правила, изученные в этом разделе.
1) Корни с чередованием гласной.
Какие корни с чередующимися гласными мы изучали?
Когда пишется корень -кос-, -кас-?
Когда пишется корень -гар-, -гор-?
Давайте вспомним и другие чередования корней, в которых мы допускаем ошибки.
Задание: Вставьте пропущенные буквы в корни с чередованием. Объясните выбор гласной графически. (Выписать только слова с чередованием в корне).
1. Софья наклнялась, срывала цветок и легким приксновением пальцев гладила дрожащие лепестки.
2. Он знал эту отрсль производства.
3. Ночь уже лжилась на горы.
4. Все двери запрались на замок.
5. Река протекала в густых зарслях.
6. Загрались и блстали стекла, озренные пожаром.
Синтаксический разбор 1-го предложения.
2) Гласные в приставках пре- и при-.
Расскажите о правилах выбора гласной в приставках пре- и при-.
Задание: заполните таблицу, поставив галочку в нужной колонке.
Слова
е
и

пробразователь



пршкольный



пруспевать



прлунение



пркрасный



пррвать



простановить



продолеть



првыкать



прподнять




Тест
1) В каком ряду пре-, при- входят в состав корня.
1) привилегия, престижный
2) неприметный, превращение
2) Отметьте правильный вариант, выберите приставки.
Кудесник, ты лживый безумный старик!
Прзреть бы твое прдсказанье.
1) пре-, пред-
2) при-, прид-
3) Отметьте предожения, в которых есть слово с приставкой при-.
1) Бесшумно пр..чаливали разбойники к плывущему кораблю.
2) Непродолимо тянуло их богатство купцов.
3) Пршлось покинуть ему волжские берега.
8. Словообразование и культура речи.
1) Подготовленный ученик.
2) Сравним однокоренные слова с различными приставками и суффиксами.
горд-ость горд-ын-я
горяч-к-а горяч-н-ость
об-судить за-судить
о-своить у-своить
гордость – чувство собственного достоинства.
гордыня – непомерная гордость.
горячка (разг.) – сильное возбуждение, азарт.
горячность – вспыльчивость, несдержанность.
обсудить – кого-то, что-то.
Засудить – человека.
освоить – профессию.
усвоить – материал.
Поэтому надо знать правила словообразования. Умение членить слово на морфемы, определять роль и значение морфем, помогут избежать многих ошибок, связанных с грамотностью и культурой речи.
Задание: составить словосочетания (по вариантам).
1-в
надеть - ? нарезать - ?
одеть - ? порезать - ?
9. Итоги урока.
Ребята, что же мы с вами сегодня повторили на уроке?
основные способы словообразования.
морфемный и словообразовательный разбор.
орфографические правила (пре-, при-, чередование корней).
(Таблица).
проследили, как словообразование связано с другими разделами.
Какой можно сделать вывод?

Вывод: Словообразование – важнейший раздел русского языка. Этот раздел тесно связан с лексикой, орфографией, культурой речи. Знание этого раздела поможет избежать многих ошибок и сделать нашу речь правильной и грамотной.
Заголовок 115