Рабочая программа по разделу Морфемика и словообразование

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА                РУССКИЙ ЯЗЫК      5 КЛАСС
Раздел «Морфемика и словообразование»
Пояснительная записка
Рабочая программа по разделу «Морфемика и словообразование» из курса русского языка для 5 класса составлена на основе  Федерального компонента государственного  стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др., издательство:  М.: Просвещение, 2011). Учебник «Русский язык 5 класс» в 2-х частях (авторы Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др., издательство:  М.: Просвещение, 2013), рекомедован Министерством образования и науки Российской Федерации. Программа курса русского языка для учащихся 5 класса рассчитана на 175 часов:  140  часов +   35 часов развития речи. Для изучения раздела «Морфемика и словообразование» отводится 21 час. Из них на Р/Р- 2 часа; контрольная работа -2 час. Программу характерезует направленность на достижение результатов освоения данного раздела не только на предметном, но и на личностном и метапредметном уровнях.     В соответствии с ФГОС и Примерной программой содержание разработанного курса направлено на реализацию следующих целей: ;
воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности: развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, сотрудничеству, позитивном, диалогу, содержательным компромиссам; потребности в речевом самосовершенствовании;
овладение навыками самостоятельной учебной деятельности, самообразования, важнейшими обшеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников
освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка: развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретённые знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Общая характеристика курса
Содержание раздела «Морфемика и словообразование» в 5 классе обусловлено на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование  и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической компетенции.
В программе специально выделены часы на развитие связной речи .Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы над текстом – пропорционально распределяются среди грамматического материала.
Основные задачи изучения направлены на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов
Личностными результатами для учащихся 5 класса  по русскому языку являются:
развитие интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка; стремление к речевому самосовершенствованию;
увеличение объёма словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения раздела «Морфемика и словообразование» являются:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
владение техникой чтения на уровне 5-го класса;
способность извлекать информацию из указанных источников источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, свободно пользоваться словарями, справочной литературой;
овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст ;
правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
соблюдение правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
В программе специально выделены часы на развитие связной речи .Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы над текстом – пропорционально распределяются среди грамматического материала. Основное содержание разработанного раздела полностью соответствует Примерной программе основного общего образования по русскому языку.
Содержание раздела «Морфемика и словообразование»
Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка. Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема. Приставка, суффикс как словообразующие морфемы. Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем.
Исходя из этого составлено тематическое планирование уроков по разделу «Морфемика и словообразование» На изучение «Морфемики и словообразования» отводится 21 час . Из них на Р/Р-.2, контрольные работы-2;

Содержательные линии программы
Планируемые результаты. Требования ФГОС



Базовый уровень
Повышенный уровень

Морфемика и словообразование
 делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
 различать изученные способы словообразования;
 анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;
 применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.
 характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;
 опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;
 извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;
 использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.


Планируемые результаты освоения раздела «Морфемика и словообразование»
Личностные результаты освоения курса
Метапредметные результаты освоения курса
Предметные результаты освоения курса

Учащиеся должны иметь представления о:
конструировании монологического высказывания;
ведении диалога;
инсценировании художественного произведения;
достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств.

Учащиеся должны знать:
виды речевой деятельности;
словесные средства устного и письменного общения.

Учащиеся должны знать:
нормы построения текста;
как найти значения непонятных слов и словосочетаний по словарю;
как аргументировать свой ответ;
как рассказать историю по аналогии с прочитанной;
приемы работы с книгой;


Учащиеся должны уметь:
осмысленно воспринимать слово и уместно употреблять его в речи;
строить общение в соответствии с общепринятыми правилами речевого поведения;
правильно пользоваться формулами речевого этикета;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Учащиеся должны уметь:
отвечать на вопросы словами текста, устно составлять предложения на заданную тему;
определять цели предстоящей учебной деятельности;
извлекать информацию из различных источников.

Учащиеся должны уметь:
выразительно читать тексты
определять главную мысль
выделять нужные фрагменты текста;
рассказывать о прочитанном;
осуществлять речевой самоконтроль;
объяснять переносное значение слов;
.


Учащиеся должны владеть:
всеми видами речевой деятельности:
выдерживанием пауз с опорой на знаки препинания;
изменением силы голоса и интонации;
разными видами чтения;

Учащиеся должны владеть:
пересказом фрагментов текста;
умением объяснять смысл названия тек-
ста.


Могут быть сформированы:
чувство понимания и любви к русскому
языку
Могут научиться:
применять приобретенные знания, умения, навыки в повседневной жизни
Получат возможность научиться:
создавать творческий пересказ;
создавать текстовые иллюстрации к произведениям;



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ ПО РАЗДЕЛУ
«МОРФЕМИКА И СЛОВОБРАЗОВАНИЕ» ( III- четв.)


Содержание (темы раздела)

Количес-тво часов
Дата проведения
Оборудование
Планируемые результаты


Морфемика и словобраз-е (21 час)





УУД
Личностные

1
Р.Р. Выборочное изложение с изменением лица.
1


Памятка
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе .
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы над текстом с изменением лица.
Формирование творческих способностей через активные формы деятельности.

2
Морфема. Изменение и образование слов.
1


Таблица
Учебный диск
Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования форм словаи однокоренных слов
Формирование навыков анализа, индивидуального и коллективного проектирования.

3
Окончание. Основа слова.
1


Таблица
Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия).
Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе морфемного анализа слов.
Формирование устойчивой мотивации к обучению, навыков анализа, творческой инициативности и активности.

4
Корень слова.
1


Таблица
Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью составления и выполнения алгоритма, творческого задания.
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе морфемного анализа слов.

Формирование устойчивой мотивации к обучению.

5
Корень слова. Однокоренные слова.
1


Таблица
Коммуникативные: определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.
Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования однокоренных слов и морфемного разбора.
Формирование навыков анализа, индивидуального и коллективного проектирования

6
Приставка.
1


Таблица
Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе морфемного анализа слов
Формирование навыков индивидуального и коллективного проектирования.

7
Р.Р. Сочинение-рассуждение «Секрет названия»
1


Памятка
Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки действия.
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе создания текста-рассуждения.
Формирование устойчивой мотивации к обучению, развитие креативных способностей в деятельности.

8
Анализ ошибок, допущенных в сочинении.
1


ИКТ презентация
Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки действия.
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа слов с ошибками
Формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию

9
Суффикс.
1


Таблица
Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия).
Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе морфемного анализа слов
Формирование навыков анализа, конструирования, проектной работы по алгоритму с перспективой самодиагностики результатов

10
Чередование звуков.
1


Таблица
Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования слов с чередованием звуков.
Формирование навыков работы в парах по алгоритму, самопроверки, взаимопроверки.

11
Беглые гласные
1


Таблица
Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки действия.
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования слова с точки зрения его состава.
Формирование устойчивой мотивации к обучению, навыков индивидуального и коллективного проектирования.

12
Морфемный разбор слова.
1


Схема
Учебный диск
Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки действия.
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования морфемного состава слова
Формирование навыков анализа, работы в парах по алгоритму, самопроверки, взаимопроверки.

13.
Правописание гласных и согласных в приставках.
1


Учебный диск
таблица
Коммуникативные: определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.
Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования слов с одновариантными приставками.
Формирование устойчивой мотивации к обучению, навыков анализа , конструирования, проектной работы по алгоритму с перспективой самодиагностики результатов.

14.
Буквы З и Сна конце приставок.
1


Учебный диск
таблица
Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования данного правила
Формирование устойчивой мотивации к обучению, навыков индивидуального и коллективного проектирования.

15.
Буквы о –а в корне лаг –лож .
1


Таблица
Учебный диск
Коммуникативные: Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
данного правила.
Формирование устойчивой мотивации к обучению, навыков анализа , конструирования, проектной работы по алгоритму с перспективой самодиагностики результатов.

16.
Буквы О –А в корне раст –рос .
1


Таблица
Учебный диск
Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия).
Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования данного правила.

Формирование мотивации к обучению, к самосовершенствованию.

17.
Буквы ё –е после шипящих.
1


Таблица
Учебный диск
Коммуникативные: определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.
Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста, в котором присутствуют слова на данное правило.

Формирование устойчивой мотивации к обучению, навыков анализа , конструирования, проектной работы по алгоритму с перспективой самодиагностики результатов.

18.
Буквы И –Ы после Ц
1


Таблица
Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки действия.
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста, в котором присутствуют слова не данное правило.
Формирование устойчивой мотивации к обучению, к самосовершенствованию.

19.
Повторение по теме «Морфемика».
1


ИКТ презентация
Коммуникативные: определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.
Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе комплексного исследования текста.
Формирование устойчивой мотивации к обучению, навыков анализа, конструирования, проектной работы по алгоритму с перспективой самодиагностики результатов.

20-21.
К.Р. Контрольный диктант №4 с грамматическим заданием по теме «Морфемика» и его
анализ.
1



Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования контрольного диктанта.
Формирование навыков самоанализа и самоконтроля



1. Состав УМК по русскому языку для 5 класса
1. Учебник «Русский язык 5 класс» в 2-х частях (авторы Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др., издательство:  М.: Просвещение, 2013),
2. Методическое пособие для учителя: Г.А.Богданова «Уроки русского языка в 5 классе»
3. ОК (образовательный комплекс) «Русский язык. 5-6 классы. Морфемика. Словообразование.» -учебное пособие для учащихся 5-х и 6-х классов общеобразовательных школ с углубленным изучением русского языка.
4. А.Б.Малюшкин. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку в 5 классе. Творческий центр. Москва 2008.
5. Л. О. Бутакова «Морфемика и словообразование современного русского языка» Издательство «Флинта,Наука» 2012.
6. Орлик Е.Н. Занимательные диктанты и изложения (Пособие для учеников, учителей и родителей). – М.: Грамотей, 2006.
7. Русский язык. 5-7 классы. Необычные диктанты / сост. С.А. Брагина. – Волгоград: Учитель, 2009.
8. Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл.: основной курс, элективные курсы / (авт.-сост. С.И. Львова(. – М.: Мнемозина, 2009.



Заголовок 115