Методические рекомендации Робота з батьками

ТЕСТ
«Я И МОЙ РЕБЁНОК»
Роль родителей в воспитании ребёнка незаменима. Они главные «проектировщики, конструкторы и строители» детской личности. Тест дополнит ваше представление о себе, как о родителях, поможет сделать определённые выводы относительно проблемы воспитания детей.


МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ?
могу и всегда так поступаю
могу, но не всегда так поступаю
не могу

1
В любой момент оставить все свои дела и заняться ребёнком?
А
Б
В

2
Посоветоваться с ребёнком, невзирая на его возраст?
А
Б
В

3
Признаться ребёнку в ошибке, совершённой по отношению к нему?
А
Б
В

4
Извиниться перед ребёнком в случае своей неправоты?
А
Б
В

5
Сохранить самообладание, даже если поступок ребёнка вывел вас из себя?
А
Б
В

6
Поставить себя на место ребёнка?
А
Б
В

7
Поверить, хотя бы на минутку, что вы – добрая фея (прекрасный принц)?
А
Б
В

8
Рассказать ребёнку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?
А
Б
В

9
Воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребёнка?
А
Б
В

10
Пообещать ребёнку выполнить его желание за хорошее поведение.
А
Б
В

11
Выделить ребёнку один день, когда он может делать, что желает, вести себя, как хочет?
Б
В
А

12
Устоять против детских просьб и слёз, если уверены, что это каприз, мимолётная прихоть?
А
Б
В


КЛЮЧ К ТЕСТУ

Ответ «А» оценивается в 3 очка;
Ответ «Б» оценивается в 2 очка;
Ответ «В» оценивается в 1 очко;
ЕСЛИ ВЫ НАБРАЛИ ОТ 27 до 36 ОЧКОВ – значит, ребёнок – самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.

ЕСЛИ ВЫ НАБРАЛИ ОТ 13 до 27 ОЧКОВ – забота о ребёнке – для вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой вы чересчур строги, в иных случаях – чересчур мягки, кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьёзно задуматься над своим подходом к воспитанию ребёнка.

ЕСЛИ ВЫ НАБРАЛИ МЕНЕЕ 13 ОЧКОВ – у вас серьёзные проблемы с воспитанием ребёнка. Вам недостаёт либо знания, как сделать ребёнка личностью, либо желания добиться этого, а возможно, ни того, ни другого. Советуем обратиться к помощи специалистов – педагогов, психологов, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.



Семья – это то, что мы делим на всех,
Всего понемножку: и слёзы, и смех,
Взлёт и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья – это то, что с тобою всегда,
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом,
Сердце навеки останется в нём!


















АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (Ответьте сами себе как можно искренне)
Можете ли вы:
В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?
Посоветоваться с ребенком несмотря на его возраст?
Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?
Извиниться перед ребенком в случае, если вы были не правы?
Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел вас из себя?
Поставить себя на место ребенка?
Поверить хотя бы на минутку, что вы добрая фея или прекрасный принц?
Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?
Всегда воздерживаться от слов и выражений, которые могут ранить ребенка?
Пообещать исполнить желание ребенка за хорошее поведение?
Выделить ребенку один день, когда он может делать все, что желает, и вести себя как хочет, а вы при этом ни во что не вмешиваетесь?
Не прореагировать, если ребенок ударил, толкнул или незаслуженно обидел другого ребенка?
Устоять против слез, капризов, просьб, если известно, что это прихоть?
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ.
А - могу и всегда так поступаю - 3 балла. Б - могу, но не всегда так поступаю - 2 балла. В - не могу - 1 балл.
От 30 до 39 баллов - вы придерживаетесь правильных принципов воспитания.
От 16 до 30 баллов - ваш метод воспитания: кнут и пряник.
Менее 16 баллов - у вас нет педагогических навыков и желания воспитывать ребенка.





Памятка для родителей «Как относиться к отметкам ребенка»
Не ругайте своего ребенка за плохую отметку. Ему очень хочется быть в Ваших глазах хорошим. Если быть хорошим не получается, ребенок начинает врать и изворачиваться.
Сочувствуйте своему ребенку, если он долго трудился, но результат его труда невысок. Объясните ему, что важен не только высокий результат. Больше важны знания и умения, которые он сможет приобрести в результате упорного ежедневного труда.
Не заставляйте своего ребенка вымаливать себе оценку в конце четверти ради Вашего душевного спокойствия. Не учите ребенка ловчить, унижаться и приспосабливаться ради положительного результата в виде высокой отметки.
Никогда не выражайте сомнения по поводу объективности выставленной оценки вслух. Есть сомнения – идите в школу и попытайтесь разобраться в ситуации. Не обвиняйте беспричинно других взрослых и детей в проблемах собственного ребенка.
Поддерживайте собственного ребенка в его победах, устраивайте праздники по случаю получения отличной отметки. Демонстрируйте положительные результаты своего труда, чтобы ребенку хотелось вам подражать.



















ТЕСТ
для определения степени проявления заботы родителей по отношению к собственному ребенку
Описание теста Вам необходимо проанализировать 15 утверждений и высказать свое суждение по каждому из них, проставив нужные баллы: 1 – категорически не согласен; 2 – мне трудно с этим согласиться; 3 – может быть, это и верно; 4 – я с этим согласен.
1. Родители должны предвидеть все проблемы, с которыми может столкнуться их ребенок, чтобы помочь ему в их преодолении. 2. Для того, чтобы быть хорошей матерью, достаточно общения только с собственной семьей. 3. Маленького ребенка следует держать всегда при себе, чтобы предупредить его падения и ушибы. 4. Если ребенок делает то, что он обязан делать, он находится на правильном жизненном пути. 5. Ребенок не должен заниматься теми видами спорта, которые могут привести к увечьям. 6. воспитание ребенка – труд тяжелый и зачастую неблагодарный. 7. У ребенка не должно быть тайн от родителей. 8. Eсли мать не уделяет время воспитанию детей из-за собственной профессиональной деятельности, значит, отец плохо содержит семью материально. 9. Любовью родителей ребенка не испортить. 10. Родители должны ограждать ребенка от негативных сторон реальной жизни. 11. Главное, чем должен заниматься ребенок, - это учеба. Все остальное в доме в состоянии сделать родители. 12. Мать – главное лицо в доме. 13. Семья должна жить под девизом: «все лучшее – детям!» 14. Защитить ребенка от любой инфекции можно путем ограничения его контактов с окружающими. 15. Родители должны помочь ребенку в определении круга его друзей и приятелей.



Обработка и интерпретация результатов 40 баллов и выше. Все ваши усилия направлены на то, чтобы интересы вашего ребенка были надежно защищены. Однако, это вскоре может вызвать его протест. Ваш ребенок личностно зависит от вас, что не способствует формированию его собственных интересов, самооценки. У него не развито умение самостоятельно принимать решения и нести груз ответственности за них. 25-40 баллов. Вы заняли верную позицию в воспитании своего ребенка. Он получает достаточное количество внимания и заботы старших, но при этом имеет возможность проявлять свою независимость и взрослость. Менее 25 баллов. Вы мало уделяете внимания вопросам воспитания своего ребенка. Вас больше волнуют ваши проблемы на работе и супружеские взаимоотношения.

















Памятка для родителей «Как помочь ребенку преодолеть неуверенность в себе»
Никогда не подчеркивайте вслух такую черту характера ребенка, как застенчивость. Не демонстрируйте эту его черту характера посторонним людям.
Поощряйте игры своего ребенка с младшими по возрасту детьми. Это придаст ему уверенности в своих силах.
Не ставьте своего ребенка в неловкие ситуации, не критикуйте его и не насмехайтесь над ним, наоборот, вселяйте в него уверенность в свои силы.
Стимулируйте общение своего ребенка с другими детьми, чаще приглашайте их в дом. Не сравнивайте качества характера своего ребенка с качествами детей, которые бывают у Вас дома.
Поощряйте инициативу ребенка в преодолении застенчивости, заметьте ее и вовремя оцените.
Не мешайте своему ребенку ошибаться и не подменяйте его жизненный опыт своим.
Говорите с ребенком по душам, дайте ему возможность выговориться, поделиться наболевшим. Спрашивайте его, если он сам ничего не говорит. Делайте это тактично и тепло. Будьте рядом с ним, если он в этом нуждается.




















АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Общение в семье»

При заполнении анкеты поставьте знак «+» в соответствующей графе.


Вопросы
Ответы



да
нет
иногда,
отчасти

1
Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с ребенком?




2
Говорит ли с вами ребенок «по душам», советуется ли по личным делам ?




3
Интересуется ли он вашей работой?




4
Знаете ли вы друзей вашего ребенка?




5
Бывают ли они у вас дома




6
Участвует ли ребенок в домашних делах вместе с вами?




7
Есть ли у вас с ним общие занятия и увлечения?




8
Проверяете ли вы, как он учит уроки?




9
Участвует ли он в подготовке к семейным праздникам?




10
Предпочитает ли ребенок, чтобы вы были с ним в детские праздники или хочет проводить их «без взрослых»?




11
Обсуждаете ли вы с ним прочитанные книги?




12
А телевизионные передачи и фильмы?




13
Бываете ли вы вместе с ним на прогулках, в тур.походах ?




14
Бываете ли вместе на концертах, выставках?




15
Предпочитаете ли вы проводить отпуск вместе с ним или нет?





За каждое
«да» ставится - 2 балла
за каждое «иногда, отчасти» - 1 балл
за «нет» - 0 .
Далее подсчитывается количество набранных баллов.

Оценка результатов анкеты.

Более 20 баллов: Ваши отношения с ребенком в основном можно считать благополучными.

От 10 до 20 баллов: Отношения можно оценить как удовлетворительные, но недостаточно многосторонние.

Менее 10 баллов: Ваши контакты с ребенком явно недостаточны. Необходимо принимать срочные меры для их улучшения.

ТЕСТ
«ПЫТАЕТЕСЬ ЛИ ВЫ ПОНЯТЬ СВОЕГО РЕБЁНКА?»

Ребёнок капризничает. Не ест суп, который всегда ел. Вы:
а) дадите ему другое блюдо;
б) разрешите ему выйти из – за стола;
в) не выпустите его из – за стола до тех пор, пока он не съест всё.

Ваш ребёнок во дворе «крупно» поссорился со сверстниками. Вы:
а) идёте во двор и «разбираетесь» с детьми;
б) советуете ребёнку самому уладить конфликт;
в) предлагаете ему остаться дома.

ваш ребёнок смотрит фильм, вместо того, чтобы делать уроки. Вы:
а) начнёте его ругать, кричать;
б) попытаетесь выяснить, почему он не делает уроки, возможно, сядет с ним рядом и разберёте вместе домашнее задание;
в) без слов выключите телевизор.

Ваш ребёнок скрыл от вас полученные двойки:
а) вы в гневе за двойки и за их сокрытие, запрещаете всё, кроме уроков;
б) пытаетесь помочь исправить положение;
в) физически или как – нибудь иначе наказываете подростка.

Ваш ребёнок гораздо позже назначенного времени вернулся домой. Вы:
а) не выяснив причину, начинаете ругать;
б) обсудите случившееся, выясните. почему о задержался, и договоритесь, что впредь опозданий не будет;
в) накажете.

Из трёх ответов на вопрос выберите один, затем подсчитайте, каких ответов больше всего – А, Б, В. Под каждой буквой прочтите мнение о себе.

А – Это тип авторитарного родителя, который мало доверяет своему ребёнку, мало понимает его потребности.
Б – Это тип родителя, понимающего, признающего право ребёнка на личный опыт, даже ошибки, и пытающегося научить его отвечать за себя и свои поступки.

В – Тип родителя, не пытающегося понять ребёнка. Основным методом воспитания является порицание и наказание.



Как можно меньше вызовов в школу родителей для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской сильной рукой, для предупреждения об опасностях если и дальше так будет продолжаться, – и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам. Все, что у ребенка в голове, душе, в тетради, дневнике, – все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно недопустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения – это уродливое воспитание
В.А. Сухомлинский
Для того, чтобы воспитание детей было успешным, надо чтобы воспитывающие люди, не переставая, воспитывали себя.
Л.Толстой

Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент Вашей жизни
А.Макаренко
























Выработка правил педагогической этики во взаимодействии с родителями учащихся

Учитывайте личные интересы родителей, их возможность посещения школы и родительских собраний.
Ведите беседу с родителями в подходящей обстановке, не на ходу.
Обращайтесь к родителям по имени и отчеству.
Умейте расположить родителей к себе.
Не вызывайте огонь на себя, станьте собеседником, умейте слышать и слушать.
Не оскорбляйте родительские чувства и помыслы; в каждом ребенке найдите положительные черты и качества.
Хвалите ребенка и родителей при всех, о проблемах говорите индивидуально.
Обращение к родителям посредством дневника или письменного сообщения должно быть уважительным, лаконичным и конкретным.
!
Семь правил успешного проведения родительского собрания или беседы с родителями:




1.Уважайте!
2.Помогайте!
3.Объясняйте!
4.Доверяйте!
5.Учитесь!
6.Спрашивайте!
7.Благодарите!


Сім’я - головна ланка у виховання особистості дитини
Виховати дитину – велике мистецтво, так як сам процес виховання – це безперервна робота серця, розуму і волі батьків. Саме батьки є головною ланкою у особистісному розвитку своєї дитини, бо вони найчастіше спілкуються з ними. Батькам щоденно доводиться шукати шляхи підходу до дітей, думати над вирішенням багатьох конкретних ситуацій.. у повсякденному спілкуванні з батьками дитина вчиться пізнавати світ, брати приклад із них, набуває життєвого досвіду, розвиває перші почуття громадянськості. Якщо батькам притаманний широкий кругозір, практичне ставлення до всього, що відбувається в нашій країні, то і дитина поділяючи з ними настрій, приєднуючись до їхніх справ і турбот, засвоює відповідні моральні норми та правила.

Сім’я – школа почуттів дитини. Спостерігаючи за взаємовідносинами дорослих, дитина набуває морально – емоційного досвіду. У спокійній обстановці й вона спокійна. Дитина за своєю природою активна, допитлива, вона легко засвоює все, що бачить і чує, їй передається настрій дорослих. Тому важливо, які емоційні враження вона одержує: позитивні чи негативні; які прояви дорослих вона спостерігає: щирість, турботу, ніжність, привітні обличчя, спокійний тон, гумор чи поспішність, буркотливість, дріб’язковість і похмурі обличчя. Все це – перша цеглинка в майбутній будівлі особистості.

Сім’я – це колектив, члени якого взаємозв’язані відповідними обов’язками. Являючись членом сімейного колективу, дитина також вступає в систему існуючих відносин. Якщо в сім’ї панує доброзичливість, увага один до одного, вміння вислухати іншого, повага до старших, то це лише на благо у вихованні кращих рис дитини.

Батькам потрібно тримати єдність змістовного спілкування з дітьми, а також єдність вимог до її діяльності. В сімейній практиці переважають заборони і примусовість, іноді допускаються фізичні покарання, що не узгоджується з важливим принципом педагогіки – повага до особистості, яка розвивається.

Важливу роль у вихованні дисциплінованої відповідальної особистості відіграє дотримання режиму. Батькам особливу увагу потрібно звернути на охорону здоров’я дитини, фришування культури поведінки, гуманних проявів і патріотичних починань.

Сім’я може виховувати корисного члена суспільства за умови, що всі її дорослі ведуть здоровий образ життя.. В такій сім’ї дитина росте в морально – емоційній атмосфері, яка позитивно впливає на її фізичний розвиток.

Клімат в сім’ї залежить від наявності спільних інтересів. Сім’ю зміцнюють цікаві справи і турботи, будні наповнені корисним змістом, суспільні та сімейні свята, відпочинок.

Батькам потрібно пам’ятати, що виховання – це творчий пошук, який не терпить бездумності та поспішних рішень. Уміння розуміти дитину, її стан і мотиви поведінки дозволяють найбільш правильно визначати відповідний підхід до неї. У будь – яких складних педагогічних ситуаціях батьки повинні рахуватися з почуттям маленької людини, бачити в ній особистість, прагнути до взаєморозуміння, яке побудоване на повазі й довірі справедливості в оцінці вчинків дітей, у своїх вимогах залишатися завжди доброзичливим. Часто кажуть: "Діти – дзеркало батьків" або 2 Які батьки, такі й діти", "Яблуко не далеко падає від яблуні". Звідси й висновок: все, що ми бачимо в дитині, вона переймає в першу чергу від батьків. Як говорив педагог А. С. Макаренко: "Ваша особиста поведінка – вирішальна. Не думайте, що ви виховуєте дитину тільки тоді, коли ви розмовляєте з нею, чи повчаєте, чи наказуєте їй. Ви виховуєте її кожної миті свого життя, навіть тоді, коли вас немає вдома. Для виховання потрібно не багато часу, а мудре використання кожної миті".

Якщо батьки добрі, чуйні, уважні, живуть широкими суспільними інтересами, а сімейний колектив об’єднаний спільними трудовими обов’язками, то така сім’я позитивно впливає на виховання дітей.
Якщо вони ведуть неправильний спосіб життя, не хочуть працювати, їм далекі високі ідеали, сім’я замкнута або кожен член її живе своїм життям, то в такій сім’ї дитина росте егоїстом і нічого доброго не навчиться.

Більшість батьків розуміє значення авторитету у справі виховання. Але як завоювати авторитет у дитини, знають далеко не всі. Молоді батьки повинні усвідомити, що свої стосунки потрібно координувати так, щоб виявляючи терпіння і тактовність, виховувати в дитини повагу до кожного з батьків. На жаль батьки не завжди володіють культурою спілкування і стосунків: часто вони критикують один одного в присутності родичів, друзів, дітей. Частіше, як дослідили психологи, так чинять жінки. Вони вважають, що поводять себе правильно. Намагаючись "покращити "своїх чоловіків. Але критика одного з батьків іншим торкається дитячої душі, викликає образу, напруженість у стосунках, веде до емоційних зривів, конфліктів. Так виникає відчуження, яке приводить до розпаду сім’ї. Авторитет батьків тримається на повазі, піднесенні особистості кожного. В очах дітей авторитете батьків зростає, коли в них зразкова поведінка. В сім’ї, де батько і мати не поділяють домашні турботи на "жіночі й чоловічі" уважно ставляться один до одного, до своїх батьків, діти бачать приклади добрих стосунків з людьми. Хоча батько і мати намагаються правильно виховувати своїх дітей, поширеною помилкою сімейного виховання є невміння виховувати повагу до старших. Оповідання Л. М. Толстого "Старий дід і внучок" дає батькам приклад того, як потрібно виховувати в дітей повагу до старших.

Старий дід і внучок

Став дідусь старенький. Ноги в нього не ходили, очі не бачили, вуха не чули, зубів не було. І коли він їв, у нього текло назад з рота. Син і невістка перестали його садити за стіл, а давали обідати за грубкою. Занесли один раз йому їсти в чашці. Він хотів її відсунути та й розбив. Невістка стала сварити старенького за те, що він в будинку все псує, чашки б’є і сказала, що тепер буде давати їсти в коритці. Дідусь тільки важко зітхнув і нічого не сказав.
Сидять одного разу чоловік із дружиною і дивляться – синочок на підлозі дощечками грається – щось складає. Батько запитав: "Що ти робиш, Мишко?". А Мишко каже: "Це я, татку, коритце роблю. Коли ви з мамою постарієте, то щоб з нього вас годувати".
Чоловік і дружина поглянули одне на одного і заплакали. Соромно їм стало за те, що вони ображали старенького; і стали з тих пір садити його за стіл і доглядати як слід.

У статті 51 Конституції України говориться "Батьки зобов’язані утримувати дітей до їхнього повноліття. Повнолітні діти зобов’язані піклуватися про своїх непрацездатних батьків".

Отже, батьки повинні пам’ятати, що потрібно не тільки утримувати дітей матеріально, але й виховувати духовно. Тоді лише можна дочекатися спокійної старості.

Тест "Мистецтво жити з дітьми"

Чи вважаєте ви, що у вашій сім’ї є взаємопорозуміння з дітьми?
Чи говорять із вами діти відверто, чи радяться з вами щодо особистих справ?
Чи цікавляться вони вашою роботою?
Чи знаєте ви друзів ваших дітей?
Чи бувають вони у вас дома?
Чи беруть участь діти разом з вами у господарських турботах?
Чи є у вас спільні заняття захоплення?
Чи перевіряєте ви, як вони виконали завдання?
Чи беруть діти участь у підготовці до сімейних справ?
Чи хочуть діти, щоб у дитячі свята ви були разом з ними?
Чи обговорюєте ви з дітьми прочитані книжки?
А телевізійні передачі?
Чи буваєте ви разом у кінотеатрах, музеях, на концертах?
Чи часто гуляєте з дітьми?
Чи віддаєте перевагу відпустці, проведеній разом з дітьми?
За кожне "так" - 2бали.

За "інколи" - 1 бал.

За "ні" - 0 балів.

Понад 20 балів – дуже хороший результат, 10 – 20 балів – задовільний, але є над чим замислитися. Менше 10 балів – сигнал про те, що взаємини з дитиною потребують серйозного аналізу і корекції. Можливо знадобиться порада психолога.

Підсумок вчителя: Спілкуючись, люди дивляться один одному у вічі. Це – доказ того, що тебе розуміють, вступають із тобою в контакт. Коло – це контакт, добре біополе, що передається від одного до другого. Давайте візьмемося всі за руки – утворимо коло взаємної любові та побажаємо один одному сімейного щастя, великої радості спілкування.



15