Адаптация первоклассников к новым условиям школьной жизни.


Тема . Адаптация первоклассников к новым условиям школьной жизни
Цель: определение степени адаптации первоклассников к школьному обучению.
Задачи:
выявить основные проблемы, появившиеся у первоклассников в   адаптационный  период; 
определить направления дальнейшей работы с учащимися 1-х классов.
Участники заседания: администрация школы, классные руководители 1-х классов, учителя-предметники, работающие в 1-х классах, педагог-психолог, воспитатели детских садов .Повестка:
Портрет выпускника детского сада (Воспитатели ДОУ №29)
Организация учебного процесса в 1 классе.( Зам. директора по УВР)
 Характеристика учащихся 1 класса.(  Классный руководитель) 
Результаты психологической диагностики первоклассников. (Педагог-психолог)
  Внеурочная деятельность. (Выступление зам. директора по ВР). 
Итог заседания
Вступительное слово заместителя директора по УВР
Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социальном плане, так и в физиологическом. Это не только новые условия жизни и деятельности маленького человека – это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. В данный период ребёнок вступает в новые социальные контакты, связанные со школьной деятельностью. Изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряжённый период, прежде всего потому, что школа с первых дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.
Приспособление (или адаптация) ребёнка к школе происходит не сразу. Не день, не неделя требуется для того, чтобы освоиться в школе по- настоящему. Это довольно длительный процесс. Оптимальное время для адаптации детей к школе 1,5 – 2 месяца. Но некоторые дети проходят этот сложный период дольше – 3-4 месяца, а то и даже весь учебный год.
Сегодня необходимо подвести первые итоги адаптации наших первоклассников.
Портрет выпускника детского сада (Воспитатели ДОУ №29)
2. Организация учебного процесса в 1 классе
Обучение ведётся по ШУП, который составлен на основе базисного учебного плана ФГОС НОО, который определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов и направлений внеурочной деятельности. ФГОС НОО предъявляет новые требования к результатам начального образования. Их можно достигнуть благодаря современному УМК, включающему учебники и учебные пособия нового поколения, отвечающие всем требованиям стандарта. Именно таким комплектом является УМК «Планета знаний». В своей работе учителя руководствуются основной идеей УМК «Планета знаний» – оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.
Первоклассники обучаются в первую смену с 8.30, пять дней в неделю с максимальной учебной нагрузкой в 21 час. Согласно требованиям СанПиН,  в целях облегчения процесса адаптации детей к требованиям школы  учебная нагрузка на первоклассников увеличивается постепенно. Сентябрь-декабрь продолжительность уроков по 35 минут каждый. С января продолжительность уроков по 45 минут каждый. На каждом уроке в первых классах проводятся физкультминутки. Кроме физкультминуток учителя проводят  гимнастику для глаз, кистей рук, пальцев. Продолжительность перемен между уроками составляет 15 минут. Также  в  оздоровительных целях и для облегчения процесса адаптации детей к школьной жизни составлено расписание уроков с учётом того, что умственная работоспособность детей в разные дни недели неодинакова. Наибольший объём учебной нагрузки приходится на вторник и среду. В эти дни в расписание включены наиболее трудные предметы. В четверг -5 уроков, за счёт урока физической культуры. Понедельник и пятница – облегчённые дни в связи с низкой работоспособностью первоклассников. Кроме этого, уроки, требующие большого умственного напряжения (математика, обучение грамоте, русский язык), согласно расписанию проводятся первыми, вторыми, третьими.Обучение первоклассников проходит без  балльного оценивания знаний. Домашнее задание не задаётся и носит рекомендательный характер.
3. Характеристика 1 класса.(  Классный руководитель) 
4. Результаты психологической диагностики первоклассников. (Педагог-психолог)
5.  Внеурочная деятельность. (Выступление зам. директора по ВР). 
6. Итог:
Известный педагог и психолог Симон Соловейчик в одной из своих книг опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребёнка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников в школе в период адаптационного периода.
Закон 1
Дорожите любовью своего ребенка. Помните, от любви до ненависти только один шаг, не делайте необдуманных шагов!
Закон 2
Не унижайте своего ребенка. Унижая его самого, вы формируете у него умение и навык унижения, который он сможет использовать по отношению к другим людям. Не исключено, что это будете Вы.
Закон 3
Не угрожайте своему ребенку. Угрозы взрослого приводят к боязни и ненависти.
Закон 4
Не налагайте запретов. То, что категорически запрещено, очень хочется попробовать, не забывайте об этом.
Закон 5
Не опекайте своего ребенка там, где можно обойтись без опеки; дайте возможность маленькому человеку самостоятельно стать большим.
Закон 6
Не идите на поводу у своего ребенка, умейте соблюдать меру своей любви и меру своей родительской ответственности.
Закон 7
Развивайте в себе чувство юмора. Учите своего ребенка смеяться над собой! Это лучше, чем над ним будут смеяться другие люди.
Закон 8
Не читайте своему ребенку бесконечные нотации, он их просто не слышит!
Закон 9
Будьте всегда последовательны в своих требованиях. Хорошо ориентируйтесь в своих «да» и «нет».
Закон 10
Не лишайте своего ребенка права быть ребенком. Дайте ему возможность побыть озорником и непоседой, бунтарем и шалуном. Период детства весьма скоротечен, а так много нужно успеть попробовать, прежде чем станешь взрослым. Дайте возможность своему ребенку быть им во время детства, иначе период детства будет продолжаться и в его взрослой жизни. Это может обернуться серьезными последствиями и для Вашего ребенка и для Вас, родители!
Помните, что самое большое родительское счастье – видеть состоявшихся, умных и благодарных детей!
Советы родителям:
Чтобы получать объективную оценку учебы и поведения своего ребенка, постарайтесь сами ходить на родительское собрание, а не посылать бабушку, дедушку. Оставьте за порогом школы ваши проблемы и плохое настроение. Сосредоточьте внимание на том, ради чего вы пришли на собрание. С личными вопросами к учителям и классному руководителю лучше всего подойти до собрания или договориться о встрече в другой день, если хотите, чтобы вам уделили больше времени. Как бы ни были ужасны “прегрешения” ребенка, никогда не распекайте его в присутствии учительницы. Поговорите с ним наедине и объясните, что у вас был неприятный разговор с учителем, воспитателем и вы хотели бы вместе разобраться в ситуации. Родители, которые общаются между собой и знакомы с одноклассниками ребенка, всегда достигнут больших успехов в воспитании своих детей, будут лучше ориентироваться в школьных проблемах.
Если назрел конфликт, не пытайтесь решить все вопросы на собрании. Поговорите с учителем, когда останетесь с ним наедине. Так ему будет легче углубиться в суть вопроса и изменить свою точку зрения.
Проект решения.
1. Учителям с целью предупреждения перегрузок нужно:
- дифференцировать задания на всех этапах урока,
- регулярно проводить физкультминутки,
- разнообразить формы и методы работы на уроке,
- использовать рациональные приёмы повторения изученного материала,
- в системе учитывать психолого-возрастные и индивидуальные особенности учащихся.
(Ответственные: учителя, срок: в течение учебного года)
2. Провести родительское собрание на данную тему и рекомендовать выполнять нижеперечисленные советы.
(Ответственные: учителя, срок: в течение учебного года)