Презентация Возрастные нормы первоклассников и их адаптация к школьной жизни


Возрастные нормы первоклассников и их адаптация к школьной жизни.Педагог-психолог Ткачук М.А. Адаптация– это приспособление человека к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму труда и отдыха.
ppt_y
Адаптированный учащийся – это учащийся, приспособленный к школьной среде, готовый к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов.
ppt_y
Причинами школьной дезадаптации : Не сформированность «внутренней позиции школьника», когда ученик действительно хочет учиться, а не только ходит в школу;Слабое развитие произвольности;Недостаточное развитие у ребенка учебной мотивации;Вынужденность подчиняться правилам школьной жизни;Общение с учителем;Недостаточно развитая способность ребенка к взаимодействию с другими;Отношение к себе;Завышенные требования со стороны родителей;Состояние здоровья и физического развития.
ppt_y




Мелка моторикаВладеть навыками графической деятельности ( уметь рисовать, делать аппликацию, лепить, вырезать);Изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием;Передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей;Уметь копировать фразы, простейшие рисунки.


ВниманиеВнимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;Выполнять задания , не отвлекаясь в течении 15-20 минут;Уметь находить одинаковые предметы;Находить 10-15 отличий между предметами;Выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу (копировать в точности узор или движение) и др.


ПамятьРазличать форму предмета, его цвет и оттенки;По силуэту или незначительным деталям определять предмет и различать его по величине, форме, удаленности и пр.;Ориентироваться в пространстве (вниз, направо-налево, под-над, за, около, у, между и др.);Ориентация во времени суток, оценивать разные промежутки времени (неделя, месяц, время года, часы).


МышлениеОбъединять предметы в группы по определенным признакам;Находить закономерность в построении ряда предметов;Выделять предмет, не подходящий к общим признакам;Уметь выстроить последовательность событий и составлять связный рассказ по картинкам;Решать логические задачи. Делать простейшие выводы и обобщения;Сравнивать предметы друг с другом, находить сходство и различия между ними.



РечьИметь правильное звукопроизношение. Развитый фонематический слух;Ребенок должен понимать смысл текста и простых понятий;Уметь читать стихи выразительно, эмоционально;Уметь выделить в рассказе главное, передавать рассказ по определенному плану;Уметь связно и грамотно говорить, последовательно излагать свои мысли;Обладать широким кругозором и богатым словарным запасом.



Вопросы для учащегося 1-го классаТвои фамилия, имя и отчество?Сколько лет твоей маме и твоему папе?Как зовут твою бабушку и твоего дедушку?Название столицы нашей страны?Название улицы, на которой живут твои родные?Птицы и животные, которых можно встретить в окрестностях твоего дома?Инструменты, которые есть у вас дома?



Эмоционально-волевая готовность к школеСпособность выдерживать нагрузки. Уметь справляться со своими эмоциями, адекватно переносить разочарования;Умение управлять своим поведением – подчинять собственной воле непосредственные желания. Понимать разницу между «хочу» и «могу», «хочу» и «надо»;Умение управлять своей умственной деятельностью – выделять цель, наметить план действий, самостоятельно выполнить задание, довести начатое дело до конца, оценить результат своей деятельности;Умение организовать себя – без подсказки родителей приготовить все необходимое для прогулки, игры, труда. Выполнить просьбу, поручение, убрать на место вещи, игрушки, соблюдать режим дня и др. Умение жить в коллективе, считаться с интересами окружающих людей. Быть ответственным за свои поступки.


Социально-личностная готовностьУмение общаться со взрослыми и сверстниками (вступать в контакт, слушать собеседника, не перебивая его, уметь поддержать беседу, выстраивать диалог, быть вежливым в общении и др.).Умение работать в группе, чувствовать себя членом группы, группового сообщества (класса). Важно, чтобы каждый ребенок понимал и чувствовал, что учитель обращаясь к классу, обращается и лично к нему.Умение подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе, школе. Быть дисциплинированным.Умение конструктивно решать конфликтные ситуации (говорить друг с другом, вместе искать решения конфликтов, привлекать к решению третьих лиц и т.п.);Уверенность в себе и своих силах, самостоятельность, инициативность;Умение правильно оценивать себя и свое поведение (иметь адекватную самооценку) – чтобы потом не оказалось, что «школа плохая», «уроки неинтересные», а «учитель злой» и т.д.



Рекомендации: больше всего на свете в течение первого года учебы наши дети нуждаются в поддержке (надо хвалить его, поддерживать, не ругать за двойки и грязь в тетради). Избегайте чрезмерных требований. Не спрашивайте с ребенка все и сразу. Ваши требования должны соответствовать уровню развития его навыков и познавательных способностей.Право на ошибку. Важно, чтобы ребенок не боялся ошибаться. Если у него что-то не получается, не ругайте.Не думайте за ребёнка. Помогая ребенку выполнять задание, не вмешивайтесь во все, что он делает.Не пропустите первые трудности. Обращайте внимание на любые трудности своего ребенка и по мере необходимости обращайтесь к специалистам.Устраивайте праздники. Обязательно устраивайте маленькие праздники.



Благодарю за внимание!