Исследовательская работа по литературе. Человек и экология в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Три пальмы».


III школьная научно-практическая конференция школьников
МКОУ Целинная СОШ
Человек и экология в стихотворении М.Ю. Лермонтова
«Три пальмы».
Байбородин Александр
МКОУ Целинная СОШ, 6 класс.
Научный руководитель: Сатеева Руфина Гайсаевна,
учитель русского языка и литературы
Контактный телефон__________
Село Целинное, 2017
Содержание.
I. Пояснительная записка…………………………………………………… 3
II. Введение …………………………………………………………………… 4
III. Основная часть ……………………………………………………..…… 8
1.1.Экология и литература …………………………………………………. 8
1.2.Человек и экология в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Три пальмы» ……...............……………………………………………………….. 10
1.3.Вывод …………………………………………………………………........ 13
IV. Заключение ………………………………………………………………. 14
V. Список использованной литературы ………………………………….. 15
VI. Приложения
Приложение 1 ………………………………………………………………… 16
Приложение 2 ………………………………………………………………… 17
 
I. Пояснительная записка.
Цели исследования:
Главной целью моего исследования является желание принудить общество задуматься о нравственных проблемах – вопросах смысла жизни, назначения человека, его взаимоотношениях с природой.
А также
призвать к бережному отношению к окружающей среде, к ее ресурсам, подчеркнуть значимость природы в жизни человека.
Задачи:
изучить основные вопросы и проблемы в области исследования;
прочитать произведение М.Ю.Лермонтова «Три пальмы», в которых показан человек во взаимоотношении с природой;
сделать выводы и обобщения.

Объект исследования: баллада М.Ю.Лермонтова «Три пальмы».
Методы исследования:
Поисковый – подбор литературного материала по теме;
Исследовательский – изучение и применение в работе данного материала;
Творческий – создание презентации и видеосюжета.
Актуальность.
Любая область науки неразрывно связана с экологией, и литература не исключение. Ежедневно из года в год мы знакомимся и читаем произведения различных авторов и большая часть из них о величии и красоте природы, об отношении общества к окружающей среде. Также актуальность данной работы обусловлена моей личной заинтересованностью.
 Гипотеза:
Природа – Божий дар. Не нужно гневить Бога, обращаясь с ее дитем пренебрежительно.
Спасая природу – человек спасет самого себя.
II. Введение.
Экология… Красивое слово, пришедшее к нам из-за рубежа. «Экос» и «логос» в переводе с древнегреческого означает «наука о доме». И сейчас, пожалуй, не найдешь человека, который не слышал бы его. Оно прочно вошло в нашу жизнь, во все отрасли, в умы людей.
Экология показывает взаимосвязь человека и живой природы, его влияние на окружающий мир, рассказывает о той реальности, в которой мы живем и предостерегает о том, что может быть через несколько лет.
Если посмотреть в целом, то «Экология» наших дней оставляет желать лучшего и у многих с этим понятием возникают пессимистические мысли. Но ведь это наша реальность, то, что заслужил человек. Общество прежде всего, пытается сохранить себя, но видимо не понимает, что спасая себя, необходимо спасти природу, правильно используя ее ресурсы. Отвечать благодарностью на благодарность, ведь природа многим жертвует для человечества. Жертвует собой, гибнет ради нас.
В прошлом бережное отношение к окружающему было массовым явлением, неписаным законом для всех, который соблюдался неукоснительно без всякого контроля и действовал как бы автоматически, сам по себе, он внедрялся в сознание поколений самим укладом жизни, семейным воспитанием, примером поведения старших. С детства ребенку внушалось: не вреди окружающему миру, животным. Взрослые постоянно учили детей, чтобы они не ломали деревья, ветки, не рвали цветы без нужды – ведь они живые, они, так же, как и ты, появились на этой земле, чтобы радоваться жизни. Учили не осквернять природу, не загрязнять мусором берега рек, особо соблюдали чистоту родников, ключей, не мусорили рядом. К сожалению, сейчас в современном сознании, в человеческой душе, в представлениях все очень мрачно. Современные люди не умеют ценить дарованную Богом матушку-природу. Лишь только использует ее в своих корыстных целях, удовлетворяя свои разнообразные потребности. Отсюда и вытекает проблемные вопросы моего исследования: как же вернуть гармоничное сосуществование общества и природы? И как научиться понимать и беречь мир, в котором мы живем? Как выстроить новые отношения между людьми и природой?
Я задумался об этом. И мне стало интересно, согласны ли мои одноклассники с моей точкой зрения? Волнуют ли их те же самые экологические вопросы, что беспокоят меня? И знают ли они вообще о таком понятии – экология? Для этого я решил провести анкетирование среди одноклассников своего класса. В анкетировании приняло участие 8 человек. Ответить нужно было «да» или «нет» и попытаться аргументировать свой ответ.
Учащимся были заданы следующие вопросы:
Что такое экология?
Знают ли они какую роль в экологии играет человек?
Знают ли какую роль экология играет для человека? И насколько значима для человека понятие экология?
Можно ли узнать об отношении человека к природе через произведения русских писателей 19 века?
Результаты анкетирования среди одноклассников показали, что 6 учащихся из 8 понимают значения понятия Экология (см. Приложение 1). На вопрос о роли человека в экологии большинство одноклассников ответили, что человек играет огромнейшую роль в экологии, но какую именно не уточнили. О роли экологии в жизни человека ответ был неоднозначный. То есть почти все учащиеся не видят особой роли. И на последний вопрос о том, знают ли произведения из литературы, где можно увидеть отношения человека к природе, я тоже не получил внятных ответов (см.Приложение2).
Таким образом, я сделал вывод о том, что прежде всего, низкий уровень знаний и культуры порождают эти запутанные ответы, которые грозят гибелью природе, человечеству и планете. Поэтому, я поспешил разобраться в этом. Именно сейчас назрела необходимость заглянуть в прошлое, обратиться к литературе, чтобы освежить в памяти и восстановить идеи и мысли, заложенные великими авторами в содержании общечеловеческих ценностей, традиций и этикетов.
III. Основная часть.
1.1.Экология и литература.
В школе на уроках биологии и литературы мы часто говорим о красоте природы, о значимости окружающей среды, учителя призывают нас беречь все прекрасное, что нас окружает, то, что у нас еще пока осталось. Подобный настрой наводит на мрачные мысли. Неужели все так ужасно и сделать уже ничего нельзя? Конечно же, пока еще не поздно что-то сделать, все в наших руках. И в этом нам могут помочь наши писатели, которые создали замечательные произведения о природе, растениях, животных. Они не только описывают красоты нашей планеты, но и текстом между строк предостерегают человека о грозящей опасности, стараются рассказать, что можно сделать, чтобы спасти то, что у нас осталось. Многие из таких авторов уже ушли из жизни, но их бессмертные произведения не потеряли актуальность и в наши дни. Я расскажу об одном таком авторе.
Это Михаил Юрьевич Лермонтов - великий русский поэт. Автор романтической драмы "Маскарад", знаменитых стихотворений "Бородино", "Смерть поэта", романа "Герой нашего времени" ... По энергии и языковой выразительности, по силе протеста и отрицания, поэзия Лермонтова не имеет ничего подобного в литературе.
Родился Лермонтов 3 октября 1814 г. в Москве. В возрасте неполного года родители привезли его в имение бабушки Е.А. Арсеньевой - Тарханы. В три года Лермонтов остался без матери. В доме Арсеньевой Лермонтов получил хорошее домашнее образование, которое позже продолжил в Московском благородном пансионе. Начало поэтической деятельности Лермонтова относится ко времени учебы в пансионе.
В своих знаменитых произведениях М.Ю.Лермонтов обожал и восхвалял природу, называл ее «Царством дивным», посвящал ей немало поэтических строк. Именно в его стихотворениях мы можем увидеть и проследить отношения человека ко всему окружающему. И понять, как относились поэты того времени к экологическим проблемам. Поэтому для своего исследования я выбрал лирическое произведение, написанное этим гениальным писателем в 1839 году «Три пальмы».
1.2. Человек и экология в стихотворении М.Ю. Лермонтова
«Три пальмы».
В стихотворении «Три пальмы» Лермонтов приходит к философскому обобщению о смысле жизни и о сущности человека. Почти через все произведение автора проходит экологическая тема. Он не только подчеркивает значимость природы, но и рассказывает детям, как нужно вести себя в нашем общем доме – в природе. Для осуществления своей цели поэт выбирает жанр притчи, восточного сказания. Сюжет стихотворения: в пустыне растут «три гордые пальмы».
В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.
Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался водою холодной,
Хранимый под сенью зелёных листов
От знойных лучей и сыпучих песков.
Оазис в пустыне, созданный этими удивительными деревьями, оживляет все вокруг, спасает от усталости и жажды всех проходящих по пустыне. Но они недовольны своим существованием и бросают вызов Богу:
«Не прав твой, о небо, святой приговор…» - восклицают они.
Недаром поэт употребил эпитет «гордые» пальмы. Они возроптали, отвергая справедливость Создателя:
И стали три пальмы на Бога роптать:
«На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?
Без пользы в пустыне росли и цвели мы,
Колеблемы вихрем и зноем палимы,
Ничей благосклонный не радуя взор?
Не прав твой, о небо, святой приговор!»
Олицетворения («роптать», «родились», «росли») показывают, что речь в стихотворении идет не просто о пальмах. В описании пальм можно увидеть образы людей, которые недовольны своей жизнью. Пальмы хотят быть полезными людям, хотят подарить им свою прохладу и радовать взор своей красотой. Тогда Бог посылает им то, что они так долго ждали: людской караван. Их стремление понять смысл своего существования и ценой своей жизни принести пользу людям приводит к трагедии. Погиб оазис, погибла сама жизнь в пустыне. Но достойны ли люди такого самопожертвования? Человек жесток по отношению к жизни, к природе. Люди недостойны такой жертвы, они не поняли её.
Борис Тимофеевич Удодов (русский литературовед, заслуженный деятель науки РФ, академик, доктор филологических наук конца 20в.) так определил основную идею произведения: «Три гордые пальмы олицетворяют собою не только красоту природы. Это символ юных существ, полных жизненных сил и благих порывов, жаждущих послужить людям, принести пользу человечеству. После долгих лет томительного ожидания счастье как будто им улыбнулось. Но тем трагичнее оказывается конечный исход — неожиданная гибель, смерть вместо благодарности за содеянное добро, за бескорыстную самоотдачу». Наступила ночь, изнуряющая жара сменилась невыносимым холодом, и путники ответили пальмам чёрной неблагодарностью:
Но только что сумрак на землю упал,
По корням упругим топор застучал,
И пали без жизни питомцы столетий!
Одежду их сорвали малые дети,
Изрублены были тела их потом,
И медленно жгли их до утра огнём.
Таким образом, в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Три пальмы» человек предстаёт как разрушитель, он вносит в мир страдания и гибель: По корням упругим топор застучал, //И пали без жизни питомцы столетий… Автор в этой строфе использует перифраз: «питомцы столетий», это ещё раз подчёркивает, что пальмы росли несколько веков, а погублены были за одну ночь. Пальмы предстают перед нами как люди благодаря сравнению листьев с одеждой, стволов с телами, которые изрубили и жгли до утра. А завершается стихотворение и вовсе страшной картиной: «И ныне всё дико и пусто кругом…». Вот благодарность человека за самопожертвование. Начало и конец стихотворения скреплены антитезой. Поэт противопоставляет красоту оазиса до прихода каравана тому разорению, которое оставили после своего ухода люди. М. Ю. Лермонтов использует антитезу, чтобы мы острее почувствовали печаль от разорения прекрасного уголка Земли. Таков итог вражды человека с природой. И в этом противостоянии Лермонтов на стороне природы, он не может понять человека, осуждает его.
Мне известно, что во времена жизни М.Ю.Лермонтова слово «экология» было еще неизвестно, но автор уже тогда так описал последствия деятельности человека, что кажется, будто бы он мог предвидеть на несколько десятилетий вперед. Скрытым подтекстом Лермонтов призывает человека остановиться уничтожать природу. Он не произносит громких слов, не пишет красивых фраз, рассказывает о том, что есть сейчас, и о том, что может быть через несколько лет.
1.3. Вывод.
Главная мысль произведения состоит в том, что нельзя пользоваться тем, что копилось в природе столетиями, думая только о своем собственном, сегодняшнем благополучии. Человек всегда должен думать о тех, кто придет после него, и нужно беречь природные богатства следующих поколений.
«Питомцы столетий» погибли в одно мгновение, и поэт предупреждает нас о том, как хрупка жизнь, как легко ее погубить.
«Три пальмы» - это и философское произведение о выборе образа жизни. Пальмы с делали достойный выбор - жить для других. М.Ю. Лермонтов честно предупреждает: жить достойно – это очень трудно. Если приносишь себя в жертву, не жди благодарности. Люди могут и не заметить твоей жертвы. Но истинное добро всегда бескорыстно.

IV. Заключение.
Вклад М.Ю.Лермонтова можно с уверенностью считать одним из лучших художественных произведений экологического характера. Если с детства ребенку читать подобные произведения, то с уверенностью можно сказать что такой ребенок никогда не будет вредить природе, он будет знать, что можно и нужно делать в лесу, а что нет, как вести себя. Каждый из нас должен понимать, что уничтожая растения и животных, мы уничтожаем самих себя. Нужно научиться с уважением относиться к природе, и этому приучать наше подрастающее поколение, используя богатый накопленный веками опыт наших предков.
Надеюсь, изучая такие стихотворения в школе, мы сможем искренне окунуться в мир природы, влюбиться в нее, стать добрее ко всему окружающему и главное не будем забывать говорить спасибо, отвечать на благодарность благодарностью и уже никогда не обидим братьев наших меньших.
Ведь действительно от экологии души человека зависит экология природы, будущее всего человечества на Земле.
V. Список использованной литературы.
Лермонтов М.Ю. «Три пальмы», 1839г.
Лермонтов М.Ю. Сочинения в двух томах. Том первый / Сост. И комм. И.С. Чистовой; Вступ. ст. И.Л. Андронникова. - М.: Правда, 1988.
Ерёмина О.А. Поурочное планирование по литературе. 6 кл. к учебнику-хрестоматии Полухиной В.П. «Литература 6 кл.: Методическое пособие / О.А. Ерёмина. – М.: Издательство «Экзамен», 2003.
Бушцева Т.А., Дагель П.С. «Закон охраняет природу», М. 1980г.
Интернет-ресурсы.
VI. Приложения.
left56705500Приложение 1.

Приложение 2.