Конспект классного часа Мультфильмы в жизни детей

Классный час
Тема: «Мультфильмы в жизни детей»
Дата проведения : 19.02.2016 г.
Оборудование:
мультимедиа проектор, презентация.
Цели:
Проанализировать мультфильмы разных времён и народов (отечественные и зарубежные);
Заинтересовать учеников класса и школы историей развития мультипликации;
Развивать навыки участия в беседе, формирования и изложения собственной позиции, умение выслушать и принимать во внимание позицию других.
Мы, довольно мало знаем о том, как мультфильмы влияют на формирование личности ребёнка, какие мультфильмы полезны, а какие – вредны для детей, и о том, как они воспитывают.

План
Орг. момент
- Здравствуйте ребята! Посмотрите на экран (показ фрагмента из мультфильма).
Вы наверное уже догадались, о чем мы сегодня с вами будем говорить? Правильно, о мультфильмах.

2016 год указом президента РФ объявлен годом российского кино. А кино и мультипликация тесно связаны друг с другом.

- Какими вы представляете себе мультфильмы? (добрыми, веселыми, смешными)
- Как вы думаете, все ли мультфильмы полезно смотреть детям?

Давайте в этом, на нашем сегодняшнем занятии и разберёмся.

2. Беседа
- Детство-это самая замечательная пора в жизни человека. Но что же с ним связано больше всего? Конечно же, мультфильмы! На них вырастают поколения! Для детей 60-х, это было неординарное событие. “Мама! Мультик!” – кричали малыши. И взрослые были вынуждены бросить все дела и, поддаваясь настойчивым требованиям, смотреть вместе с детьми удивительную сказку. Она носила их по разноцветным, искрящимся волнам веселых и грустных, поучительных и загадочных, таинственных и забавных историй Но, мультфильмы раньше показывали не так часто, как сейчас. Альтернативой мультфильмам – были диафильмы. Кто знает, что такое диафильмы? В те времена, когда еще не было DVD-плееров, а мультики можно было смотреть только если их показывали по телевизору (а это было гораздо реже, чем сейчас), диафильмы были одной из любимейших детских забав. Диафильм - это такая пленка, на которой размещены последовательно кадры какой-нибудь сказки или рассказа.
Делили обязанности: например, ребенок крутит колесико проектора, а мама выразительно читает сказку! И дает сигнал для перехода к следующему кадру. К сожалению, в наше время диафильмы ушли в прошлое. Это не только забавно, но и полезно, гораздо полезнее, чем смотреть мультик - ведь ты не только смотришь картинки, но и читаешь текст к ним! Это как книга, только в этой "книге" больше картинок, чем в обычной. А значит, диафильмы развивают навыки чтения!
- Ну давайте поговорим о мультфильмах.

Как появились мультфильмы и вообще что же такое анимация?
Анимация (animation) - производное от латинского "anima" - душа, следовательно, анимация означает одушевление или оживление.
С историей мировой мультипликации вас познакомит Решетников Алёша.
История мировой мультипликации  начинается во второй половине 19 века. Именно в это время и появляются первые мультфильмы. Однако, если бы французский инженер Эмиль Рейно не создал в 1877 году уникальный по тем временам аппарат – праксиноскоп, то день рождение мультипликации, возможно, было бы перенесено на более позднее время. Но поскольку  инженер Эмиль Рейно был человеком увлеченным и настойчивым, то уже в октябре 1892 года состоялся показ первого мультфильма. Французская публика собралась в известном музее Парижа – музее Гревен, где при участии автора произошло знакомство с аппаратами под названием «оптический театр» и демонстрация первой графической ленты – нарисованного от руки мультфильма. Следует отметить, что первый мультфильм не имел звука. Заинтригованная парижская публика увидела мультипликационную пантомиму – движущиеся рисованные фигурки без звука. Но даже такие мультики, где чередовались рисунки и фотографии, зрители воспринимали с восторгом.   Сегодня официальной датой рождения мультипликации считается 20 июля 1877 года – это год создания праксиноскопа, с помощью которого создавались и демонстрировались рисованные мультфильмы продолжительностью от 5 до 15 минут. А первым мультипликатором принято считать французского инженера-самоучку Эмиля Рейно.  Французский город Аннеси стал родиной рисованной мультипликации.
- И всё-таки, как вы думаете, мультфильмы – это вред или польза для детей?
Какие мультфильмы приносят вред, а какие – пользу? Какие мультфильмы сеют добро, а какие – причиняют зло? - Вы, знаете такие мультфильмы?

Несмотря на то, что сегодня мультфильмы создаются во многих странах мира, не все их, оказывается, рекомендуется смотреть. Что же мы видим на экранах своих телевизоров? Почему же некоторые мультфильмы вызывают бурю радостных эмоций, волну подражания любимым героям и формируют хорошие эмоции , а другие наносят откровенный вред, делая детей злыми?

В одном видеосалоне спросили, какие мультики чаще покупают взрослые для своих детей. Им ответили, что большинство покупок – это зарубежные новинки.
- Ребята как вы думаете почему? Многим детям российские мультфильмы смотреть не так интересно, как остросюжетные и красочные иностранные. Все дети выбирают мультики по принципу красочности и интереса. А ведь много российских мультиков создавалось на основе сказок. Советские мультфильмы по своей природе интересны сюжетом и заставляют мыслить.
Большинство современных мультиков имеют следующие признаки:
1.Яркие, действие происходит очень быстро
2.Простой понятный сюжет, повторяющийся во многих мультиках.
3.Значение речи для понимания мультика очень мало.
4.Мультик озвучен одинаковыми голосами переводчиков.
5.Много агрессии.
6.Однообразная музыка.

Сравнение отечественных и зарубежных мультфильмов.
А теперь, давайте, более подробно сравним героев и то, чему учат мультфильмы отечественного и зарубежного производства. 
Одним из отличий является использование цвета в мультфильмах. Советские мультфильмы выполнены в естественных, спокойных тонах. Западные же мультфильмы отличаются повышенной яркостью и неестественностью цветов. Это привлекает детей, но отрицательно влияет на их зрение.
За границей на кассетах с мультфильмом “Том и Джерри” часто ставят маркировку: “Для детей старше 6 лет». Как вы думаете почему? Малыш воспринимает как должное и естественное, что с кота можно содрать шкуру, а он будет при этом не только жив, но и весел. Или мышку можно ударить по голове, взорвать, отравить, а она останется неуязвимой, продолжая строить козни несчастному Тому.
У нас есть мультфильм с похожим содержанием? Это «Ну, погоди!» В нём два героя волк и Заяц, тоже постоянно конфликтуют друг с другом. Но никакого насилия, увечий мы там не увидим. Волк смешной и совсем не страшный. Это весёлый мультик. Складывается впечатление, что Волк и Заяц на самом деле друзья, которые ссорятся, но ссоры эти как бы не настоящие. Этот мультфильм на протяжении многих лет любят и взрослые, и дети.

Возьмем для примера еще мультфильм «Черепашки-ниндзя». Шредер в "Ниндзя - черепашках" - это современное воплощение зла. В этом мультфильме четыре друга враждуют со Шредером, основные эмоции – гнев, месть, и герои столько убивают, что порой задумываешься, а правда ли они такие хорошие?
А теперь обратимся к нашему мультфильму, где рассказывается о жизни четырёх друзей: Удава, Попугая, Мартышки и Слонёнка. Весёлые зверушки играют, учатся, занимаются спортом, заботятся друг о друге и даже нет намёка на ссоры и тем более драки.
В американских сюжетах очень часто образ девушки тоже очень жестокий. Высмеиваются традиционные для женского образа качества: застенчивость, доброта, скромность . Вы, конечно, видели эпизод из «Шрека» (когда взрывается птичка от пения трольши). Дети в этом момент всегда смеются. Именно так достигается сдвиг сознания. Получается, что ужасная гибель птички – это смешно?
Этому эпизоду можно противопоставить момент из советского мультфильма «Песенка радости», где маленькая девочка отогревает своим дыханием замёрзшую птичку.
Главная положительная героиня наших сказок не может быть такой, она не может быть жестока, не может убивать.
Во всех западных мультиках неизменно присутствуют монстры и мутирующие люди. В них стреляют, взрывают, убивают, летают на непонятных машинах, самолетах и космических кораблях. Назвать эти сказки добрыми ну никак не получается. Создаётся впечатление, что такие мультики рассказывают о взрослых людях со своими взрослыми проблемами, которые совсем не подходят нам, детям.
К сожалению, российские мультипликаторы в последнее время стали создавать мультфильмы, подражая западным. Для примера возьмём серию мультфильмов о трёх богатырях: Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алёше Поповиче. Известно, что это – реальные люди, которые совершали подвиги во имя своей Родины. Народ сложил о них былины и почитает как символ силы, мужества, отваги.
Что же мы видим в современном мультфильме? Искажены исторические события, богатыри передвигаются то на верблюде, то на осле, а не на боевом коне. Сами богатыри и даже великий князь Владимир немного глуповатые, недалёкие люди, которые всё время попадают в комические ситуации. Исторические личности выглядят как карикатура. А теперь посмотрите, как изображались эти же богатыри в советских мультфильмах. Разница очевидна.
К чему же приводит бесконтрольный просмотр иностранных мультфильмов?
1.Яркость мультика позволяет легко привлечь внимание ребенка. В результате ребенку не надо прилагать усилия, чтобы научиться концентрировать внимание. Развивается неспособность к концентрации внимания, и в школе ребенок не может высидеть урок и запомнить весь материал.
2. Понятный, простой сюжет не всегда дает возможности включиться воображению, фантазии. А ведь мультики – это еще один способ развивать мышление, внимание и память.
3.Детям важно слышать правильную, красивую родную речь, слышать все интонации, чувства, передаваемые речью. Недостаток  правильной речи может привести к отставанию в ее развитии.
4.Через мультики ребенок усваивает модели поведения, способы действий, учится, как можно добиться своего. К сожалению, часто этот способ – агрессия. По многочисленным исследованиям, у детей, которые смотрят преимущественно зарубежные мультики, наблюдается повышение жестокости и агрессивности.

Когда я запланировала провести беседу на данную тему, я с вами провела анкетирование по вопросам: часто ли вы смотрите мультфильмы, какие мультфильмы вам больше нравятся, кто ваши любимые мультгерои и тд. И сделала выводы:
Приятно, ребята то, что многие из вас любят отечественные мультфильмы, знают их, смотрят их, герои таких мультфильмов стали вашими любимыми героями. Вашим домашним заданием было нарисовать любимого мультгероя. Ребята нам немного расскажут, почему именно этот мультгерой стал его любимым.
3.Игра
А теперь ребята, давайте с вами отправимся в волшебную страну отечественных мультфильмов и немного поиграем.
Первое задание будете выполнять парами. Первый конкурс называется «Угадай мультфильм»
«Угадай героя по голосу» и назови мультфильм
Собери картинку. Групповая работа

Итог урока.
Всем детям нравится смотреть мультфильмы, но не все что нравится – для нас полезно. Добрые мультфильмы научат дружить и сочувствовать, помогать товарищам и защищать слабого, быть щедрым и великодушным, любить родителей и бабушку с дедушкой, покажут выход из многих непростых ситуаций, избавят от детских страхов. В них зритель найдет еще одно подтверждение того, что зло будет наказано, а добро всегда восторжествует. Между тем в последние годы очень редко увидишь на экране Чебурашку, Карлсона, зато агрессивные мультсериалы заполонили все каналы. Конечно, нельзя говорить о том, что нет хороших зарубежных мультфильмов. Они есть. И поэтому нам нужно научиться выбирать из того потока, что нам предлагается, самое лучшее. В ходе нашей беседы мне кажется мы доказали, что не все мультфильмы оказывают положительное влияние на детей. Поэтому я рекомендую смотреть больше отечественных мультфильмов.
Рефлексия.
Ребята, я надеюсь сегодняшний классный час вас многому научил, наверное вы поняли, что не все зарубежные мультики так полезны, что лучше выбрать просмотр отечественного мультфильма зарубежному. Я предлагаю вам проголосовать: кто за отечественные мультфильмы крепим свой смайлик под картинкой отечественного мультфильма, кто за зарубежные под другой картинкой.
И в заключении давайте споём добрую песню.


































История мировой мультипликации  начинается во второй половине 19 века. Именно в это время и появляются первые мультфильмы. Однако, если бы французский инженер Эмиль Рейно не создал в 1877 году уникальный по тем временам аппарат – праксиноскоп, то день рождение мультипликации, возможно, было бы перенесено на более позднее время. Но поскольку  инженер Эмиль Рейно был человеком увлеченным и настойчивым, то уже в октябре 1892 года состоялся показ первого мультфильма. Французская публика собралась в известном музее Парижа – музее Гревен, где при участии автора произошло знакомство с аппаратами под названием «оптический театр» и демонстрация первой графической ленты – нарисованного от руки мультфильма. Следует отметить, что первый мультфильм не имел звука. Заинтригованная парижская публика увидела мультипликационную пантомиму – движущиеся рисованные фигурки без звука. Но даже такие мультики, где чередовались рисунки и фотографии, зрители воспринимали с восторгом.  
Сегодня официальной датой рождения мультипликации считается 20 июля 1877 года – это год создания праксиноскопа, с помощью которого создавались и демонстрировались рисованные мультфильмы продолжительностью от 5 до 15 минут. А первым мультипликатором принято считать французского инженера-самоучку Эмиля Рейно.  Французский город Аннеси стал родиной рисованной мультипликации.

Рисунок 9