Статья Игровые технологии и интеграция элементов искусства на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС НОО


Игровые технологии и интеграция элементов искусства на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС НОО
С.Ю.Боровских, А.Г. Вахрушева, М.В. Карпухина,
МБОУ «Гимназия №12»
В условиях введения и реализации новых Федеральных государственных образовательных стандартов значительное внимание уделяется формированию коммуникативной компетенции, в том числе, к овладению иностранным языком, и в первую очередь, английским. Как известно, основы знаний, умений и навыков закладываются с начального этапа обучения. Для эффективного восприятия учебного материала необходимо создать условия для повышения мотивации изучения предмета, повышения интереса к овладению английским языком. Дети младшего школьного возраста обучаются в игре, также особую роль можно найти во взаимосвязи с предметами эстетического цикла (искусством). Поэтому нами была выбрана тема педагогического исследования «Повышение интереса к занятиям английского языка через игру и искусство на начальном этапе обучения».
Цель исследования: определить способы повышения интереса к занятиям английского языка через игру и искусство на начальном этапе обучения.
Основой всей человеческой деятельности, в том числе и учебы, является мотив. Чтобы у ребенка при встрече с трудностями желание заниматься языком не угасало, а, наоборот, росло, нужно обратиться к мотивационной сфере личности ученика. Вопросом повышения мотивации, сохранения и развития у младших школьников интереса к предмету «иностранный язык» уделяется большое внимание, как в психологии, так и в методике обучения этому предмету.
Младший школьный возраст характеризуется как этап овладения самостоятельными формами работы, время интеллектуальной, познавательной активности, стимулируемой соответствующей учебно-познавательной мотивацией. Несмотря на то, что ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте становится учебная, игры по-прежнему занимают важную роль в жизни ребенка. Важный источник успехов младших школьников в учении — их подражательность. Для учащихся младшего школьного возраста характерно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому применение игровых технологий и интеграции искусства в занятия английским языком необходимы. Игра является одним из наиболее сильных мотивов в овладении учащимися иностранным языком.
Введение новых ФГОС сопровождается активным использованием современных образовательных технологий, но как свидетельствует опыт работы с младшими школьниками, игровые технологии также не исчерпали своих возможностей.
Игры помогают создать все возможности для развития индивидуальности каждого ребёнка и его творческого потенциала. Их использование даёт хорошие результаты, повышает интерес ребят к уроку, позволяет сконцентрировать их внимание на главном - овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации, общения во время игры. Игра является одним из способов психологической разгрузки и снижения утомления детей. Некоторые виды игр, а именно, пальчиковые, положительно влияют на развитие речи, т.к. в них задействованы пальцы и кисти.
Изучив и проанализировав литературу и источники интернета, мы попытались систематизировать наиболее распространённые обучающие игры на уроках английского языка. Склоняясь к классификации М.Ф. Стронина [4], мы подробно рассмотрели следующие виды игр:
1. Грамматические игры для изучения английского направлены на то, чтобы научить детей употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности, практически применять знания по грамматике, создать естественную ситуацию для употребления грамматических конструкций в естественных ситуациях общения.
Примером таких игр может быть игра "Тhe Gate". Двое учащиеся становятся перед классом, соединив руки и образуя «ворота». Остальные по очереди подходят и задают вопросы на определённый речевой оборот, тему и т., д. В зависимости от правильности вопроса следует ответ: "Тhe Gate is open " или "Тhe Gate is shut ".
2. Лексические игры ориентированы на помощь детям в овладении лексическим материалом, помогают в приобретении и расширении словарного запаса, тренируют учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке, знакомят ребенка с сочетаемостью слов, активизируют речемыслительную деятельность учащихся, развивают речевую реакцию учащихся.
Например, “Point to the right flashcard”. На стене (на ковре, на доске) учитель размещает картинки с изображениями изучаемых на уроке предметов. Учитель называет предмет (цвет, животное, часть тела человека, члена семьи, посуду, предмет мебели и т. п.) по-английски, дети по очереди показывают на соответствующую картинку (можно использовать лазерную или простую указку). Все дети могут участвовать в игре одновременно.
3. Фонетические игры для изучения английского. Учебная цель фонетических игр состоит в том, чтобы дети правильно произносили и узнавали требуемые звуки в словах, отработка интонации. На начальном этапе обучения иностранному языку фонетические игры используются регулярно. В дальнейшем, фонетические игры проводятся на уровне слов, предложений, рифмовок, скороговорок, стихов, песен.
Пример: «Широкие и узкие гласные». Цель: формирование навыков фонематического слуха. Ход игры: преподаватель называет слова. Обучаемые поднимают руку, если звук произносится широко. Если гласный произносится узко, руку поднимать нельзя. Выигрывает команда, которая допустила меньше ошибок.
4. Орфографические игры способствуют формированию и развитию речевых навыков. Основная цель этих игр - освоение правописания иностранных слов. Часть игр рассчитана на развитие памяти детей, другие - на воспроизведение орфографического образа слова.
"Word composers". Цель: развитие орфографических навыков. Ход игры: учитель пишет на доске длинное слово, например representative. Из букв этого слова дети должны составить новые слова и записать их. Например: рresent, tea, test, nest, part, art. Выигрывает тот, кто назвал последнее слово.
5. Можно выделить также игры в обучении аудированию. Цели: научить учащихся понимать смысл однократного высказывания; научить учащихся выделять главное в потоке информации; развивать слуховую память учащихся.
«Кто лучше знает цифры?» Представители от каждой команды выходят к доске, на которой написаны цифры (не по порядку). Ведущий называет цифру, ученик ищет ее на доске и обводит цветным мелом. Побеждает тот, кто обведет больше цифр.
6. Некоторые авторы выделяют еще речевые игры, которые помогают обучить учащихся речевой реакции в процессе коммуникации.[5] Помогают научить учащихся практически и творчески применять полученные речевые навыки, и выражать мысли в их логической последовательности.
"Seasons". Учитель предлагает кому-то из учеников задумать какое-либо время года и описать его, не называя. Например: It is cold. It is white. I ski. I skate. I throw snowballs.
7. Творческие игры для изучения английского. Способствуют дальнейшему развитию речевых навыков и умений. В этих играх тренируется воображение, ребенок учится видеть в самых обычных вещах необычное.
«Самый интересный рассказ». Цель: образуются две команды. Каждой даётся задание составить рассказ на определённую тему («В зоопарке», «Поездка за город», «Спортивные игры» и т. д.). Выигрывает команда, составившая самый интересный рассказ и допустившая меньше ошибок.
На уроках английского языка и занятиях внеурочной деятельности находит применение связь с такими видами искусства, как декоративно-прикладное, изобразительное искусство, музыка, театр, художественная литература.
Урок английского языка и музыка. Использование песен на уроках английского языка не только способствует развитию лингвистической компетенции, творческих способностей, формирует активную личность, но и вносит в урок эмоциональный колорит и помогает погружению учащихся в иноязычную культуру.
Урок английского языка и изобразительная деятельность (рисование, аппликация, лепка). Интеграция изобразительной деятельности с изучением иностранного языка позволяет облечь новые слова в конкретную наглядную форму.
Урок английского языка и физическая деятельность. Жизнь ребёнка немыслима вне движения. Поэтому подвижная игра создаёт благоприятную почву для развития двигательной активности и решению учебно-воспитательных задач. Сочетание движений, аудирования, говорения позволяет довести используемый в игре речевой материал до степени автоматизма. Подвижные игры можно проводить на переменах, в промежутках между занятиями, на уроках.
Урок английского языка и театральная деятельность. Для театрализации подойдет любое не очень длинное стихотворение, сценка, сказка, например, «Репка», «Теремок» и т.п. Время от времени нужно разыгрывать с детьми небольшие спектакли.
Для того, чтобы достичь личностные, предметные и метапредметные результаты, определенные ФГОС НОО, учителю предстоит решить много задач, и в том числе - добиваться того, чтобы не пропадал интерес у учащихся к предмету, чтобы материал урока был доступен по трудности. Большую помощь в решении этих задач оказывают игры и интеграция в уроки элементов искусства об этом и свидетельствует опыт организации образовательного процесса на уроках английского языка в МБОУ «Гимназия №12».
Список литературы
1. Белоножко, Н.Е. Изучай английский с удовольствием. Песенки для малышей [Текст] / Н.Е. Белоножко. - М.: ЗАО «БАОПРЕСС», ООО «ИД «РИПОЛ КЛАССИК», 2006.
2. Гладилина, И.П. Некоторые приемы работы на уроках английского языка в начальной школе [Текст] / И.П. Гладилина // Иностранные языки в школе. – 2003. - № 3.
3. Коптелова, И.Е. Игры со словами [Текст] / И.Е. Коптелова // Иностранные языки в школе. - 2003. - № 1.
4. Стронин, М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка [Текст] / М.Ф. Стронин. – М.: Просвещение, 1984. – 112 с.
Ресурсы Интернета
1. Истомина, Н. Как провести урок интересно? Играем на уроке английского языка. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-24644/
2. Развитие ребенка. Все для раннего развития детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.razvitierebenka.com/
3. Englishobby.ru [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://englishhobby.ru.
4. Wikipedia.ru [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// wikipedia.ru.