Важность музыки в комплексной реабилитации


Доклад
«Важность раскрытия творческого потенциала ребёнка
и как пример – воздействие метода органичного пения»
То, что дополнительное образование в России называется дополнительным – главная проблема. Нельзя разделять образование на основное (Евгений Абрамович Бунимович) и дополнительное, потому что трудно сказать, что в дальнейшей жизни ребёнка на самом деле окажется основным. То, что интересно человеку в детские годы, часто становится если не делом жизни, то сильным увлечением.
Именно дополнительное образование формирует социальные навыки в гораздо большей степени, чем школа. Для подростков, которые особенно остро ощущают одиночество – это очень важно.
Мы можем сказать сегодня и об отсутствии нравственного воспитания и роли семьи. Подростковый возраст – это особая ситуация, одна из самых драматических в человеческой жизни. С детьми о нравственности почти никто не говорит, а учебные успехи мало что дают понять о личности ребёнка, о том насколько он развит этически, насколько у него развито умение существовать в обществе. Семья с воспитанием детей сегодня зачастую не справляется. Когда мы говорим с родителями об особенности мышления подростка, об их проблемах, они часто отвечают: Я что – профессионал? Или врач – психолог?» Когда мы встречаемся с нашими выпускниками, они в первую очередь вспоминают не уроки, не школу, благодаря которой поступили в хороший ВУЗ, а наши концерты, репетиции, общение, сопереживание, творческие находки, вспоминают воспитателей, педагогов, чьи личности дали толчок в развитии. Наша Альма-Матер».
2
«Путь к личности ребенка не простой:
Сначала приведи его домой,
к народной песне, и роди свою.
Будь композитором - поэтом на корню.
Певцом своей души не поневоле
становятся от счастья и от боли,
от благодати собственных трудов,
от выхода из рабства и оков.
Коль песня в дело жизни воплотится,
любой поймет, что стоило родиться
и оценить достоинство детей:
Способность развиваться от корней »
Сегодня необходимо говорить о восстановлении не только физического состояния ребенка, но и духовного здоровья. Одним из основателей метода органичного пения, открывшего интонационно-певческий анализатор и метод воспитания голоса, как органа чувств, был А.В. Яковлев – певец, врач, ученый, вокальный педагог, профессор Ленинградской консерватории (1886-1961гг). Александр Васильевич Яковлев открыл интонационно – певческий анализатор, т.е. певческий механизм мозга, развивающийся на базе голосовой моторики певца-музыканта-актера Глинко-Шаляпинской природы, назвав его певческой аттактной функцией. Отныне успех работы учителя пения, вокального педагога и руководителя хора зависел от степени владения ими методикой поддержки и развития певческой аттактной функции – органа чувств вокально- речевого таланта.
Органичное пение осуществляет терапию и профилактику неврозов. Педагог-музыкант, овладевающий методом научно-педагогической концепции А.В.Яковлева, приходит к выводу, что пение – наиважнейшая функция развития творческих центров мозга (общих способностей), а голос – это Малыш, плачущий без понимания и заботы слезами ума, характера даже судьбы человека. В основе метода органичного пения положена концепция, сумевшая осмыслить эволюцию органа речи и открыть метод воспитания талантливой личности средствами вокального движения. Современная педагогика не изучает состояние ученика в момент приобретения знаний - «не знание ценно в ребенке, а готовность к познанию».
Примем за аксиому то, что в основе организованного движения в музыке лежит нервный процесс соединения слуховых и двигательных сигналов. В результате правильного протекания этого процесса появляются слухо-двигательные координации, и дети начинают жить в музыке, а именно прыгать под музыку, танцевать, двигаться со звуками музыки. Это первое активное проявление музыкального слуха у одаренных детей находит естественное завершение в танцевальной импровизации. Происходит пробуждение музыкального чувства. Музыкальная педагогика должна быть готова занять отведенное ей место в общепедагогическом процессе ближайшего будущего.
Детям на занятиях в Творческой Эстрадной мастерской предлагается подборка русских народных песенок, попевок, вокальных скороговорок на поступенно-восходящее и нисходящее движение, скачкообразное движение на «стокатто» в пределах первой октавы. «Аттактная функция» требует жизни голоса без подражания, штампов и ложных усилий. В слове «аттактная» два «т», ибо перевод сделан с латинского «attactus», что означает «касание, взаимодействие». Голос врожденный или воспитанный аттактной функцией обладает энергетическими достоинствами своего времени, и одним лишь звуком настраивает окружение на контакт (педагог, артист, родитель). Это пение без подражания и для себя, для своего духовного здоровья. Наш урок пения воспринимается как терапия. Это уникальный метод воспитания аттактной функции, творческого механизма мозга, развивающегося на базе голосовой моторики человека.
Музыкальная педагогика в мире самая молодая как музыкальное искусство, а потому она не владеет еще законами своей энергетики и не знает причины таланта, а, следовательно, не создает его, а эксплуатирует. Пение – это двигательный акт, и делать его слуховым, подражательным – великое заблуждение, так как смысл жизни человека в его духовном пробуждении. Урок аттактной функции увлекает нас желанной для психики тренировкой вокальной (духовной) мускулатуры и освещает путь знаниями культурной педагогики будущего.
Какое же фонеционное задание способно вызвать единственно правильную атаку звука? Только непринужденное, без малейшего насилия над гортанью, стакатто (stokatto – отрывисто) в средней части тесситурной настройки данной индивидуальности. Через сравнительно короткий срок работы певческий звук начинает принимать форму культурного звука - приобретает собранность, блеск, мягкость, кантиленность, отличающуюся гибкостью и проникновенной простотой.
Для того чтобы получить качественный результат занятий вокалотерапией для большого количества детей (8 постов по 30 человек) этот процесс делится на несколько этапов:
1 этап – знакомство с детьми, прослушивание, определение у каждого ребенка уровня координации между слухом и воспроизведением звука, диапазона, тембральной окраски.
2 этап – вокальные уроки. Распевки (русские народные песенки, попевки, скороговорки), вокальные упражнения, вокализы (для тех, кто занимается музыкой).
3 этап – выбор вокального репертуара для всего поста, для вокального ансамбля, для солистов. Выбор репертуара проходит в соответствии с подготовкой к тематическим мероприятиям.
4 этап – разучивание мелодий, работа над нюансировкой, работа над текстом, работа над музыкальной режиссурой. Работа первых 4-х этапов проходит в классе.
5 этап – работа на сцене на профессиональной аппаратуре (звуковой, световой, с микрофонами). Отработка профессиональных актерских навыков работы в микрофон, работы над мизансценой, чувства партнера и организационные репетиции.
Минимальный промежуток времени воздействия метода на детей – учебная четверть. За два месяца дети справляются с постановкой двух-трех тематических концертов или театрализованных представлений. Метод вокало-терапии или органичного пения дает великолепные результаты. К окончанию пребывания в санатории у детей повышается вокальный творческий потенциал. На сцене с удовольствием выступают 96% детей, находящихся на лечении. Для того, чтобы вокально-хоровая работа в санатории носила массовый характер и могла охватить 250 человек, и дать качественный результат, и хорошую динамику развития, разработан четкий план занятий вокало-терапии для каждого поста. Время посещения уроков согласуется с воспитателем поста и с графиком медицинских процедур на каждый день. Таким образом, каждый из 8 постов с 9.00 до 13.20 имеет возможность в течение 30 минут ежедневно заниматься вокало-терапией в творческой эстрадной мастерской.
Индивидуальные занятия по вокалу с солистами и вокальными ансамблями проходят в тихий час (по согласованию с врачом) с 13.30 до 15. 00. Каждый урок делится на распевку, разучивание музыкального материала, работу над драматургией песни, интонацией, нюансировкой.
Мы живем в эпоху рождения методов педагогики будущего и упорного практического овладения ими. Метод пробуждения, восстановления и поддержки певческой аттактной функции - один из них. А.В.Яковлев физиологически осмыслил природную постановку голоса, лежащую в основе русской вокальной школы, или школы органичного пения, как называли ее многие после Шаляпина. Никакая другая школа не справилась бы с певческим воспитанием детей, ибо природа ребенка не терпит ошибок и обмана. Серьезная педагогика старается угождать ей, изучая детство как самый важный период жизни человека.
Певческое движение спрятано от наших глаз, но оно тоже рождается мышечным органом чувств, имеющих свою физкультуру. Без тренинга духовной (вокальной) мускулатуры мозг ребенка остается на голодном пайке. Он не справляется с нагрузками школы, негативно реагируя на них здоровьем, настроением и поведением человека. «Бойтесь тех мест, где не поют, - там живут злые люди», - гласит японская поэзия.
Пение - не привилегия певцов, когда речь идет о воспитании детей. Именно пение, осуществляет игру-тренинг дыхательной и речеобразовательной мускулатуры, а с ним – питание и развитие творческих механизмов мозга, в ведении которых находится грамотность, владение речью и вся техника сложных духовных проявлений личности каждого человека.
Резюме: Мир вокальной педагогики встает на путь создания научно-осмысленных авторских методик. Метод «Вокало-терапия в условиях комплексной реабилитации детей с соматическими заболеваниями» приоткрывает некоторые физиологические закономерности певческого процесса, применительно к практической деятельности учителя пения. Предлагает неизвестные вокальной педагогике термины и понятия,такие как: певческая аттактная функция – от латинского « attactus» - прикосновение (attingo – соприкосновение) и подвижная акустическая форма мягких резонаторов.
В нашем санатории «Детские Дюны» вокально-хоровые занятия занимают особое место и выполняют основную задачу: реабилитировать физическое и духовное здоровье. Общее гармоничное развитие ребенка, а так же пути его достижения: поиск новых подходов к решению этих задач через творческое взаимодействие специалистов, явилось основной целью в методической разработке «Место вокало-терапии» - как эффективного метода комплексной реабилитации детей с соматическими заболеваниями. Данный метод составлен в соответствии с концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности, где одной из приоритетных задач является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, компетентного Гражданина России.