Педагогическиий проект «Детсая дизайн-деятельность как условие развития художественного творчества детей дошкольного возраста»


Педагогическиий проект «Детсая дизайн-деятельность как условие развития художественного творчества детей дошкольного возраста»
Тип проекта: творческий
Участники проекта: дети 3-4 лет, их родители
Срок реализации проекта: 9 месяцев
Описание ситуации: Потребность общества в личности нового типа – творчески активной и свободно мыслящей – постоянно возрастает по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий нашей жизни. Эту потребность можно реализовать через занятия дизайном в дошкольном возрасте.
В связи с этим возникла необходимость в своей работе обратиться к этой новой на сегодняшний день деятельности – детскому дизайну. Введение этой деятельности в жизнь детей дошкольного возраста способствует развитию всех сторон личности ребенка, в том числе и развитию художественного творчества.
Актуальность: Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка.
К сожалению, современная массовая «школа» еще сохранила нетворческий подход к усвоению знаний. Часто обучение сводится к запоминанию и воспроизведению приемов действия, типовых способов решения заданий. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству. Ребенку необходимо дать свободу, тогда занятие станет творчеством, мотивируемым взрослым, который не учит, а лишь акцентирует внимание ребенка на ощущениях, чувствах. Изобразительная продуктивная деятельность с использованием элементов дизайна является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.
Цель проекта: Развитие художественно – творческого потенциала посредством введения в продуктивную изобразительную деятельность детей элементов дизайна.
Дидактические задачи:
- развивать у детей интерес к дизайн – творчеству;
- способствовать разностороннему развитию ребенка;
- стимулировать сотворчество со сверстниками и взрослыми в дизайн деятельности, используя результат творческой деятельности в быту, играх, декоре помещений в детском саду, дома;
- стимулировать развитие у ребенка способности к целеполаганию и мотивации своей деятельности;
- установить тесную взаимосвязь с родителями для достижения единомыслия по данной проблеме.
Методические задачи:
- установить тесную взаимосвязь с родителями для достижения единомыслия по данной проблеме;
- разработать диагностический инструментарий для выявления творческих способностей детей;
- создать предметно-развивающую среду, обеспечивающую художественно-творческую деятельность детей;
- создать предметно-развивающую среду, обеспечивающую художественно-творческую деятельность детей;
- разработать игровые упражнения и развивающие дидактические игры, активизирующие творческое воображение;
- разработать занятия с использованием элементов дизайн – деятельности;
- создать информационную среду в приемной комнате для просвещения родителей по теме проекта.
Методическое обоснование: диагностическое обследование художественного творчества детей 3-4 лет показало, что работы неинтересны, невыразительны, однотипны, дети не знают и не умеют пользоваться изобразительным материалом.
Младший дошкольный возраст — наиболее благоприятный период для развития творческого потенциала личности.
Сензитивный период развития
Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и нераскрытыми, а значит, и нереализованными в будущей жизни.
Детское изобразительное творчество – заключает в себе большие возможности. Оно является средством умственного, эмоционального, эстетического и волевого развития детей. В процессе рисования совершенствуются все психические функции: зрительное восприятие, воображение, память, мыслительные операции. Занятия художественной деятельностью выполняют терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние, создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и с взрослыми. Поэтому так важно широко включать в образовательный процесс разнообразные виды художественной деятельности.
Развитие художественно-творческих способностей начинается с раннего детства, и каждый вступающий в мир человек обладает определенным потенциалом художественного развития. Этот потенциал надо раскрыть.
Успешное развитие творческих способностей возможно при целенаправленной педагогической работе с детьми, создании определенных условий, использовании эффективных средств, благоприятствующих их формированию.