Разработка парламентского урока гражданин своей страны


Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Брюховская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида»
Парламентский урок
«Гражданин своей страны»
5-8 классы
Учитель: Злыгостева В.Н.
2015 г.
Тема урока: «Гражданин своей страны»,
Цель: формирование у обучающихся представления о том, что значит быть гражданином своей страны;
Задачи: дать представления о правах и обязанностях граждан России, об основном законе страны – Конституции;
развивать кругозор, коммуникативные навыки посредством работы в группах;
воспитывать у обучающихся граждански активных и социально значимых качеств, чувство патриотизма, любовь к Родине.
Ход занятия.
I. Организационный момент. Мотивация.
Добрый день!
Сегодня мы с вами проводим очередной «парламентский» урок, на котором каждый раз узнаём много нового, интересного и полезного о своей стране.
У каждого человека есть свой любимый маленький уголок – улица, деревня, город, где он родился и вырос. Это его маленькая Родина. (слайды)
Из множества таких уголков и состоит наша большая великая держава Родина – Россия, столица которой является Москва. (слайды)
Каждый человек любит свою маленькую и большую Родину. А любить свою Родину – значит жить с ней одной жизнью.
Кем мы с вами доводимся по отношению к нашей стране? (граждане)
Стихотворение Романа Сефа «Необычный пешеход».
Кто по улице идет?
Hеобычный пешеход. У него пятьсот имен:
Hа заводе слесарь он,
В яслях он - родитель,
В кинотеатре - зритель,
А пришел на стадион -
И уже болельщик он.
Он кому-то сын и внук,
Для кого-то близкий друг.
Он - мечтатель в дни весны,
Он - защитник в дни войны.
И всегда, везде и всюду -
Гражданин своей страны!
Какие здесь ключевые слова? (Гражданин своей страны!)
II. Объявление темы и цели урока.
Кто может сформулировать тему нашего урока? (« Гражданин своей страны»)
III. Беседа.
Ребенок родился…
И теперь малышу необходимы не только тепло, забота, уютная кроватка и прочие детские радости… Ему необходимо стать законным гражданином своей страны. Что ему нужно, чтобы стать гражданином своей страны? Для этого нужен документ, подтверждающий, что родился гражданин –
«Свидетельство о рождении». (слайд)
Что записано в свидетельстве о рождении?
Граждане, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации, обязаны получить паспорт.
Паспорт – это документ, удостоверяющий личность человека. (слайд)
Он свидетельствует о том, что человек стал полноправным гражданином нашего государства. Паспорт обязаны иметь все граждане Российской Федерации. На второй странице паспорта что написано? – гражданин России.
Итак, каждый человек с момента рождения становится гражданином своей страны. Но мало родиться гражданином, им надо еще стать. Давайте подумаем:
- Какими качествами должен обладать истинный гражданин?
Назовите наиболее значимые качества человека, который, с вашей точки зрения, является гражданином.
Гражданин своей страны: (слайд)
1. Любит свою Родину.
2. Активный в общественной жизни.
3. Бережёт и умножает богатства родного края.
4. Отвечает за свои поступки
5. Выполняет свои обязанности
6. Уважает и соблюдает законы государства.
Гражданин своей страны – это человек, имеющий права и обязанности, соблюдающий закон и отвечающий за свои поступки (слайд)
Может показаться, что для обычной жизни никакие законы нам не нужны. Но только представить себе, что произойдет, если вдруг отменить правила дорожного движения…
Почему урок называется парламентским? Название урока произошло от слова «парламент». Что такое «парламент»?
Парламент – это место, где депутаты принимают законы.
Кто такие депутаты?
Депутаты – это выбранные народом люди.
С глубокой древности люди поняли, что лучше жить по установленным правилам – законам. Есть законы государственные, их обязаны исполнять все граждане государства. Кто их принимает?
Принимает их Государственная Дума. (слайд)
Государственная Дума – один из высших органов власти в нашей стране. Это законодательный орган. Он составляет и утверждает законы для жителей региона.
Есть законы региональные. Они действуют в границах края, области. Их принимает Законодательное Собрание края, области. В нашем случае, Законодательное Собрание Пермского края. (слайд)
Депутаты, которые работают в ЗС, обсуждают, пишут, принимают законы, необходимые жителям Пермского края. (слайд)
Есть законы муниципальные (местные). Их пишут и принимают депутаты Земского Собрания районов. (слайд)
Что является основным законом нашей страны? - Конституция. (слайд)
Что записано в Конституции? – Права и обязанности
Какими же правами обладаете вы – школьники? (зачитать)
Чтобы нам было хорошо в нашей стране, нашем обществе, нашей школе, мы не должны забывать и о своих обязанностях. Какие обязанности должны соблюдать школьники? (зачитать)
Задание: опираясь на слова в карточках сформулировать обязанности школьника.
I группа
1. Урок, учитель, домашнее задание.
2. Бережно, школьное имущество.
II группа
1. Поведение на перемене, на уроке.
2. Аккуратно, форма.
III группа
1. Сотовый телефон, урок.
2. Столовая, библиотеке
А какая обязанность сейчас для вас самая основная?
Итак, подведём итог: что такое права и что такое обязанности?
Права – это то, что ты можешь делать, а можешь не делать. А обязанности - это то, что ты должен делать, хочешь ли ты этого или нет) (слайд)Тест. (слайд)
В каком соотношении находятся права и его обязанности как гражданина?
А) обязанности имеют приоритет над правами;
Б) права имеют приоритет над обязанностями;
В) нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав. (слайд)
Быть гражданином – это значит соблюдать законы, иметь права и обязанности.
6. Экзамен для депутатов.
Мы являемся гражданами своей страны, своей Родины, значит, несём ответственность за неё. Наша школа – это тоже маленькое государство. В ней тоже есть свои законы, свои правила, по которым мы с вами живём.
Вы уже знаете, что законы у нас в стране принимают депутаты. В нашей школьной стране мы тоже можем принять какие-то правила, законы. Мы можем поработать депутатами?
Сегодня на уроке мы, взрослые, избираем вас депутатами, чтобы вы решили важные вопросы. Мы, взрослые, будем …? Избирателями.
Но сначала проведём небольшой экзамен, проверим, какие вы грамотные депутаты.
Есть у меня очень интересная книга и называется она «Парламентская азбука».
Я буду задавать вам вопросы, а вы будете записывать ответы в кроссворд.
Итак, первый вопрос:
Полное название нашей страны. (Российская …Федерация)
В Законодательном Собрании руководитель –
Депутатов предводитель,
Лидер, председатель,
Самый главный заседатель.
Кто этот человек? (спикер)
Человек, который любит своё Отечество. (патриот)
Главный Закон школы (Устав)
Родина, «страна отцов»? (Отечество)
Это правило для вас.
Единое для всех, без исключенья,
И без него никак сейчас,
Знай это, друг наш, без сомненья.
Что это такое друзья. (закон)
Современная организация власти в стране (государство)
Как называется этот человек?
Чтобы этим человеком стать,
Надо очень много знать.
Он законы принимает,
Он и людям помогает.(депутат)
Эта подсказка есть в кроссворде.
Загадки у меня закончились. Теперь я знаю, какие вы грамотные и как много знаете.
Деловая игра.
У меня есть важный вопрос к вам, уважаемые депутаты.
В процессе нашей работы они появятся и у других избирателей.
В настоящее время бюджет нашей школы ограничен. Это значит, что нужна экономия денег. Почему? …(не сможем участвовать в….)
Чтобы этого не случилось, вы, как депутаты нашей школьной страны, должны срочно принять меры, выработать какие-то правила или законы.
( экономия света, э/э, воды, бережное отношение к школьному имуществу, заранее предупреждение об отъезде домой – экономия продуктов), не ходить раздетыми – экономия лекарств, не звонить по пустякам, только в случае необходимости, пример Дубровской школы (ярмарка), пример 7 класса (продажа цветов).(Выступление депутата.)
Вопрос депутату от избирателей: …
Уважаемые депутаты, вы сегодня хорошо поработали, как депутаты своего школьного государства. Чтобы в нашем государстве был порядок, давайте поможем всем, и маленьким жителям нашего школьного государства выполнять те правила, о которых вы сегодня говорили.
Предложение: правила оформить и вывесить .Итог.
Учитель: А что вы, ребята, можете сделать для своей Родины как школьники и как граждане?
1. Прилежно учиться. (слайд)
2. Выполнять требования учителя, дежурных.
3. Соблюдать технику безопасности.
4. Беречь школьное имущество.
5. Выполнять распорядок дня.
6. Придерживаться правил культурного поведения.
7. Уважать права других.