Статья Основы религиозных культур и светской этики как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников


Основы религиозных культур и светской этики как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников.
Елена Михайловна Иванова,
учитель начальных классов высшей категории МАОУ СОШ № 22
Религиозное образование должно с ранних лет ложиться на душу человека, как верный залог того, что он не собьется с дороги, как верный якорь спасения в дни житейских бурь и душевных тревог.
К.Д. Ушинский
Преодоление множества кризисных явлений сегодня невозможно без духовно-нравственного роста общества.
Курс «Основы религиозных культур и светской этики», прошедший апробацию на практике и доказавший свою жизнеспособность, способствует решению этих проблем.
На параллели четвертых классов я вела модуль «Основы православной культуры». Осваивая этот учебный курс, мне было интересно и немного страшновато, чувствуя большую ответственность. Мне, казалось, не хватало уровня компетенции в религоведении. У каждого учащегося была тетрадочка, где велись краткие записи урока (конспекты) и словарики, куда вносили новые слова, связанные с миром православной культуры.
На первом этапе добивалась, чтобы ребята свободно общались между собой (дети были из разных классов), не стеснялись высказывать свое мнение. ОРКСЭ требует владения специфическими приёмами учебной работы, которые формируются и проявляются на этих уроках. Задания типа «Представь себе» были привычной творческой работой на уроках, где шел разговор о правилах и нормах поведения в обществе. Такие уроки оказались более близки учащимся по социальному опыту и нравственным потребностям. Дети фантазируют и переносятся в воображаемые ситуационные обстоятельства. Работа проводится в парах, небольших подгруппах или со всеми учащимися. На уроках по темам: «Милосердие и сострадание», «Золотое правило этики» и др. у учащихся происходит переосмысление своих поступков, перед ними раскрываются основные нравственные понятия.
Большим успехом у ребят пользовались подвижные игры, в которые раньше играли на Пасху: «Солнышко-ведрышко», «Верба-вербочка».
Посещение детской художественной выставки «Пасха Красная» в Храме- на- Крови, формирует у учащихся опыт художественно-творческой деятельности. Красота, броскость, яркость, пестрота и близость выставленных работ, пробудило у учащихся желание сделать что-нибудь «своё».
Значение родительского участия в изучении курса и традиций русской народной культуры трудно переоценить. Творческая мастерская – один из способов организации деятельности учащихся и родителей. На творческую мастерскую учащиеся приходят вместе с родителями и работают сообща. На творческих мастерских «Пасхалинка» они учились расписывать пасхальные яйца и шить вазу для них.
В начальной школе закладывается не только фундамент нравственного здоровья ученика, но и основы знаний о связи языка и духовности, культуры русской речи.
Библия – это символ и знамя культуры почти двух тысячелетий. Она давно и бесповоротно вошла в плоть и кровь повседневной жизни, и разговорный язык. Мы не замечаем (а подчас и не подозреваем) библеизмов, которыми насыщена наша речь и которые давно превратились в пословицы, поговорки, фразеологизмы и являются кладезем мудрости. В работе можно использовать «Краткий словарь библейских фразеологизмов» Л. Г. Кочедыкова (М., 2010.). Приведу примеры самых известных библеизмов.
Вавилонское столпотворение.
В огонь и в воду.
Зарыть талант в землю.
Камень преткновения.
Книга за семью печатями.
Красная нить.
Кто не работает — тот не ест.
Не оставить камня на камне.
Не от мира сего.
Не сотвори себе кумира.
Не хлебом единым.
Око за око, зуб за зуб.
Поднявший меч от меча и погибнет.
Строить дом на песке.
Умывать руки.
Фома неверующий.
Хранить, словно зеницу ока.
Учитель должен знать Библейские истории, чтобы понимать смысл и значение этих выражений, продумать их объяснение, если необходимо, зачитать вслух историю происхождения библеизма на уроке, вместе с учениками вспомнить, подумать в каких ситуациях они его слышали, в каких случаях уместно сказать то или иное выражение.
Библеизмы можно использовать на уроках, во время духовно-нравственных бесед на классном часе, учитывая согласие родителей, уважая детей иных религиозных конфессий.
Такая работа помогает воспитывать интерес и уважение к языку, культуре, а также является одной из форм воспитания. Учащиеся начинают понимать, что Библия есть некий удивительный неиссякаемый источник с живительной влагой, в котором пребывают в первозданной сохранности корни нашего языка, великой русской речи.