Развитие речи с элементами обучения грамоте «Грамотейка» Тема: «Звуковая работа со словами. Закрепление изученного»



Наталья Владимировна Митрофанова,
учитель начальных классов
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа
с углублённым изучением отдельных предметов №56» г. Курска.
Развитие речи с элементами обучения грамоте «Грамотейка»
Тема: «Звуковая работа со словами. Закрепление изученного»
Пояснительная записка
Автор материала Митрофанова Наталья Владимировна
Должность Учитель начальных классов
Образовательное учреждение МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 56» г. Курска
Название занятия Звуковая работа со словами. Закрепление изученного
Возраст Шестой – седьмой год жизни
Учебный предмет Занятие по подготовке к школьному обучению по развитию речи с элементами обучения грамоте «Грамотейка»
Вид ресурса Текстовый документ
Оборудование игрушка-медвежонок, портфель, карточки с буквами (п, о, р, т, ф, е, л, ь), мяч, рисунок домика, листы с домиком, карточки со звуковой схемой, карточки с буквами Е и Ё, цветы,
цветные карандаши, листы в клеточку по количеству детей.
Цель, планируемые результаты Цель: обобщить знания, полученные за период подготовительных занятий.
Планируемые результаты:
1.Предметные:
-упражнять детей в определении места звука в слове, в подборе слов с определённым звуком, в определении наличии указанного звука в словах, в выборе нужного слова путём исключения признаков, названных педагогом;
-закреплять понятия "твёрдый" и "мягкий" звуки, умение делать звуковой анализ слова.
2.Метапредметные:
а) познавательные УУД:
-развитие внимания, творческого мышления, зрительной памяти обучающихся.
б) коммуникативные УУД:
-проявлять готовность слушать собеседника и вести диалог.
-развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения.
в) регулятивные УУД:
-учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике.
-формировать умения выполнять свои действия по образцу.
3.Личностные УУД:
-проявлять доброжелательность, эмоциональную отзывчивость, умение работать в парах.
Краткое описание работы с ресурсом Занятие проводится в форме игры «Поможем Медвежонку».
Используемые приёмы: творческие преобразования, ассоциации, приём фантазирования, конструирования. Используется работа в парах. Время занятия - 30 минут. Используются две паузы — пальчиковая гимнастика и физминутка на снятие психологического напряжения.
Используемая литература. М. Н. Ильина, Л. Г. Парамонова, Н. Я. Головнёва "Тесты для детей" (Готов ли ваш ребёнок к школе?), "ДЕЛЬТА", 1997.
Структура занятия, предполагаемое время
Деятельность учителя Характеристика деятельности обучающихся Формируемые универсальные учебные действия
I.Мотивация к учебной деятельности.
(1 минута)
-Здравствуйте, ребята!
Улыбнёмся друг другу, дети.
Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги наша лень!
Не мешай трудиться, не мешай учиться! Обучающиеся следуют инструкциям учителя, настраиваются на продуктивную работу.
Обучающиеся встают возле своих рабочих мест, приветствуют учителя. Способствует созданию состояния психо - эмоциональной стабильности, внешней мотивации.
УУД (личностные):
-внутренняя позиция обучающегося на уровне положительного отношения к процессу обучения в школе;
-мотивационная основа учебной деятельности.
II.Актуализация знаний.
(7 минут)
Ребята, посмотрите, у меня на столе конверт! Его, наверное, принес к нам почтальон, когда нас не было в классе. Давайте посмотрим, что же там внутри. Здесь загадка, прочтем ее?
Зимой он книжками набит, а летом пуст и крепко спит.
Зимой по улицам бежит, а летом в комнате лежит.
Но только осень настает, меня он за руку берет.
И снова в дождик и в метель со мной шагает мой:
Молодцы! Правильно отгадали, конечно, портфель.
-Ребята, а вы любите сказки? Я расскажу вам сказку о Медвежонке, у которого тоже был портфель.
Жил-был Медвежонок, который ходил в школу. И был у него портфель. С портфелем медведь не расставался:
На нём с горы зимой катался,
Им, как мячом, в футбол играл,
На нём удар тренировал.
Портфель терпел, трещал, крепился
И вдруг: на буквы развалился.
Проснулся Медвежонок утром, а портфеля нет. С чем в школу идти? Сел Медвежонок на кровать и громко зарыдал. Пожалели Медвежонка буквы, и решили они ему помочь. "Мы поможем тебе собрать слово «портфель», - сказали они Медвежонку, - но ты должен выполнить каждое наше задание». А учился Медвежонок плохо, и справиться с заданиями он не смог.
(Сажает на стол игрушку-медведя.)
-Ребята, что же ему делать, как же нам быть? Вы согласны оказать ему помощь?
Высказывают своё мнение.
Строят простое монологическое высказывание.
-Портфель.
-Да, очень любим.
Дети внимательно слушают сказку.
-Надо помочь Медвежонку собрать слово «портфель».
-Мы согласны помочь Медвежонку.
Обеспечивает высокий уровень вовлеченности обучающихся в учебную деятельность и развитие их интеллектуальных качеств.
Познавательные УУД:
-развитие внимания.
Коммуникативные УУД:
-проявлять готовность слушать собеседника;
-строить понятные для партнёра высказывания;
-допускать возможность существования у людей других мнений.
Регулятивные УУД:
-принимать и сохранять учебную задачу.
III.Работа по теме
(16 минут)
1.Игровое упражнение: "Придумай слово"
-Ребята, произнесем слово «портфель», какая первая буква в слове?
В классе развешаны буквы.
-Найдите её в классе.
-Чтобы буква захотела вернуться в слово, мы должны с вами придумать слова, которые начинаются на букву «П».
-Молодцы, хорошо справились с заданием, и буква возвратилась на своё место.
Вставляет букву в окошечко для слов.
-Ребята, какое слово вы собираете?
-Произнесите слово, какая следующая буква?
-Найдите её в классе.
-Буква «О» предлагает вам стать художниками. Но прежде чем вы приступите к заданию, давайте разомнем ваши пальчики.
Произносят слово, называют первую букву
- Буква «П»
Дети указывают на букву «П»
Дети по очереди называют слова, которые начинаются на букву «П».
-Портфель
-Буква «О»
Дети указывают на букву «О».
Расширение словарного запаса.
Развитие умения подбирать слова с определенным звуком.
Познавательные УУД:
-формирование умения решать учебную задачу, опираясь на языковое чутьё;
-формирование умения предвидеть трудности, осознания их причин и способов избегания.
IV. Физминутка: Пальчиковая гимнастика.
(1 минута)
-Девочки и мальчики разминаем пальчики!
Показываю массаж пальцев, сопровождая его словами:
Правый большой палец-это пальчик самый сильный,
Левый большой палец - самый толстый и большой.
Правый указательный - этот пальчик для того,
Левый указательный - чтоб показывать его.
Правый средний палец - этот пальчик самый длинный
Левый средний палец - и стоит он в середине.
Безымянный правый - этот пальчик безымянный,
Безымянный левый - он избалованный самый.
Мизинцы - а мизинчик хоть и мал, очень ловок и удал.
После этого интенсивно растираем кисти рук, а затем встряхиваем их.
Выполняют действия вместе с речевым сопровождением.
Разминают все пальчики на руках.
Способствует расслаблению мышц рук и суставов каждого пальца на обеих руках.
Личностные УУД:
-установка на здоровый образ жизни.
2.Игра «Мы художники»
Перед вами нарисован дом. Ребята, вам нужно изобразить недостающие детали, в названии которых есть звук [О].
-Чего не хватает на рисунке?
-Нарисуйте его на своих домиках.
-Ребята, а чего ещё не хватает, куда вы будете входить?
-Правильно, ребята, это вход.
-А прежде чем вы войдёте, на что вы будете подниматься?
-Ребята, кто живёт в частном секторе, в своём доме?
-Вспомните и расскажите, чем отделяется ваш дом от дороги?
-Нарисуйте забор на своих рисунках.
Учитель вместе с детьми все действия проделывает на доске.
-Ребята, а давайте украсим наш сад за забором. У вас на партах лежат цветы красного, желтого и синего цвета. Выберите свой цветок. Если вы желаете общаться выберите красный цвет, если вы активные – желтый, если вы настойчивые, выберите синий цветок.
-Ребята, посмотрите, как у нас в классе стало теплее и веселее, потому что зацвели ваши цветы. Пусть так будет всегда!
-Ребята, вы справились с заданием, буква «О» занимает своё место, а мы вспоминаем, какое слово мы собираем?
-Произнесите слово, какая следующая буква?
-Дети, найдите букву «Р»
Дети на своих карточках, на домике изображают окно, вход, крыльцо, забор.
-Окна.
Дети рисуют окно
-дверь;
Дети рисуют вход.
-На крыльцо.
Дети рисуют крыльцо.
-Забором
Дети рисуют забор на своих рисунках.
Дети выбирают нужные цветы и прикрепляют их на доску.
-Слово «портфель».
Произносят слово.
-Буква «Р».
Дети указывают на букву «Р».
Упражнять детей в подборе слов с определённым звуком, в определении наличии указанного звука в словах.
Познавательные УУД:
-развитие внимания, творческого мышления.
Коммуникативные УУД:
-проявлять готовность слушать собеседника и вести диалог;
-развивать умение высказывать свои мысли.
Регулятивные УУД:
-учит детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;
-формировать умения выполнять свои действия по образцу.
Личностные УУД:
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
3.Игра «Не пропусти звук»
- Буква «Р» предлагает поиграть нам в игру. Я буду произносить слова. Всякий раз, как только вы услышите в слове твердый звук [р], вы должны будете хлопнуть в ладоши один раз, а если вы услышите мягкий звук [ р' ], вы должны будете хлопнуть два раза.
Учитель называет слова:
Река, рука, повар, крик, снегирь, крот.
-Букве «Р» очень понравилось с вами играть, и она возвращается в слово портфель.
-А мы вспоминаем, какое слово мы собираем, какая следующая буква?
-Найдите её в классе.
Дети играют, выполняя все условия игры.
- Мы собираем слово «портфель».
-Буква «Т»
Дети указывают на букву «Т».
Познавательные УУД:
-упражнять детей в определении места звука в слове, в определении наличии указанного звука в словах;
-закрепить понятия "твёрдый" и "мягкий" звуки;
-развитие внимания.
Коммуникативные УУД:
-проявлять готовность слушать собеседника.
Регулятивные УУД:
-формировать умения выполнять свои действия по образцу.
4.Игра: "Угадай загадку".
Очень темна,
На небе она,Солнце закрывает,
Дождем поливает.
-Есть ли в этом слове звук [ т]?
-Он твёрдый или мягкий?
-Ребята, у вас на партах лежит звуковой домик для слова «туча».
Вам надо этот звуковой домик раскрасить, чтобы туча захотела там жить. На выполнение этого задания вам дается одна минута. (Ставит песочные часы)
-Ребята, что-то у медвежонка спрятано.
-Да, он, оказывается, тоже с нами выполнял задание. Посмотрите, что у него получилось? Прав ли он?
-Вы справились с заданием. Буква «Т» возвращается в слово.
Называют отгадку.
-Туча.
-Да, в этом слове есть звук [т].
-Это твердый звук.
Дети по времени раскрашивают звуковую схему слова «туча».
-У Медвежонка тоже в руках схема.
-Медвежонок схему сделал не верно.
Дети исправляют ошибку.
Упражнять детей в умении делать звуковой анализ слова.
Познавательные УУД:
-развитие внимания, зрительной памяти детей.
Коммуникативные УУД:
-проявлять готовность слушать собеседника и вести диалог;
-развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения.
Регулятивные УУД:
-учить детей контролировать свою речь.
Личностные УУД:
-проявлять доброжелательность, эмоциональную отзывчивость.
V. Физминутка на снятие эмоционального и статического физического напряжения.
(2 минуты)
-Ребята, встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх, представьте, что вы сосульки. Напрягите все мышцы тела. Запомните эти ощущения, замрите в этой позе.
А теперь представьте, что ярко светит солнышко, и вы начинаете медленно таять.
Опустите руки, расслабьте мышцы шеи, затем мышцы плеч, мышцы спины, ног. Вы таете, таете. Опуститесь на стульчик, положите голову на руки, посчитайте до трёх. Открываем глаза. Продолжаем работать.
Выполняют все действия под речевое сопровождение.
Способствует снятию эмоционального и статического физического напряжения, поддержанию активной мыслительной функции.
5.Игра: "Лишнее слово".
-Ребята, вспоминаем, какое слово мы собираем, какая следующая буква?
-Найдите её в классе.
-Есть много слов со звуком [ф]. Этот звук может быть в начале слова, а может быть и в середине. Я вам прочитаю четыре слова. Вы должны будете определить, какое слово лишнее.
Учитель читает серию слов. Три слова содержат звук [ф], а в четвёртом слове этот звук отсутствует:
Фара, стол, фонтан, лифт;
Фигура, туфли, сапоги, шарф;
Шкаф, фрукты, светофор, дорога;
Магнитофон, футбол, игра, фиалка.
-Молодцы, ребята! Я думаю, что буква «Ф», конечно, останется в слове "портфель".
-Ребята, вспоминаем какое слово собираете?
-Произнесите это слово, какая следующая буква?
-Найдите её в классе.
Произносят слово.
-Буква «Ф»
Дети указывают на букву «Ф».
Дети внимательно слушают и называют лишнее слово.
-Слово «портфель».
-Буква «Е».
Дети указывают на букву «Е».
Упражнять детей в определении места звука в слове, в подборе слов с определённым звуком, в определении наличия указанного звука в словах, в выборе нужного слова путём исключения признаков, названных педагогом.
Познавательные УУД:
-развитие внимания.
Коммуникативные УУД:
-развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения.
Регулятивные УУД:
-учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике.
Личностные УУД:
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.
6.Игра: "Не перепутай букву".
-Ребята, у буквы «Е» есть сестричка, тоже буква, которая очень на неё похожа. Кто назовёт эту загадочную сестричку?
-Чем они отличаются?
- Для задания, которое просит выполнить буква «Е», нам понадобятся карточки с буквами «Е» и «Ё».
-Я называю слова, а вы будете поднимать карточку с той буквой, которая пишется в начале этого слова:
Ель, ёжик, енот, ежи, ежевика, ёлка, ёршик, ёжиться.
-Вы отлично справились с этим заданием, и мы возвращаем букву «Е» на своё место.
-А мы вспоминаем, какое слово мы собираем?
-Произнесите это слово, какая следующая буква?
Дети находят букву «Л».
-Буква «Ё».
-У буквы «Ё» есть наверху две точки.
Дети поднимают карточки с нужной буквой.
-Слово «портфель».

-Буква «Л».
Дети указывают на букву «Л».
Определять наличие указанного звука в словах, в выборе нужного слова путём исключения признаков, названных педагогом.
Познавательные УУД:
-развитие внимания, зрительной памяти обучающихся.
Коммуникативные УУД:
-проявлять готовность слушать собеседника;
-развивать умение высказывать свои мысли.
Регулятивные УУД:
-контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике.
7.Игра: "Закончи слово".
-С каждым разом задания становятся труднее, но я уверенна, что вы справитесь и с этим заданием. Вы сейчас будете работать в парах. У вас на партах лежат карточки с первым слогом, вам надо посовещаться и дописать слог или букву, чтобы получилось слово.
ЛИ….
ЛО….
ЛЮ….
ЛЕ….
ЛУ….
ЛА….
-Молодцы, ребята! Ну, вот и буква «Л» возвращается на своё место.
- Посмотрите на слово. Все ли буквы мы с вами нашли?
-Для чего в этом слове нужен Ь?
-Тогда найдите букву «Ь».
Работают в парах, совещаются и дописывают слог или букву, читают полученное слово.
-Не хватает мягкого знака.
-Он смягчает букву «Л».
Находят Ь.
Совершенствовать навык чтения по слогам, умение добавлять букву или слог для получения нового слова.
Познавательные УУД:
-развитие внимания, творческого мышления, зрительной памяти детей.
Регулятивные УУД:
-учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике.
Личностные УУД:
- умение работать в парах.
8.Игра: "Мячик смягчитель".
-Смотрите, ребята, здесь лежит мячик. Мягкий знак приглашает нас поиграть. Я бросаю вам по очереди мяч и называю слово с твёрдым окончанием. Вы, бросая обратно мне мяч, называете это же слово, но с мягким окончанием.
Угол, брат, ел, мел, хор, пыл, вес, строит, шутит, носит, обут, был, любит.
-Ну вот, все буквы на своих местах.
-Прочтите слово.
- Все задания мы выполнили. Я думаю, что теперь к Медвежонку вернётся его портфель.
Учитель достает портфель.
-Возьми, Медвежонок, свой портфель и впредь его не обижай!
-Ребята, а давайте подскажем Медвежонку, как нужно обращаться с портфелем.
-Запомни, Медвежонок, эти правила.
Дети ловят мяч и называют новое слово с мягким знаком на конце.
-Портфель.
-Носить в портфеле только школьные принадлежности, не использовать его для игр, в школе вешать на крючок, который есть на парте, дома не бросать его в разные места, собирать портфель надо с вечера.
Упражнять детей в определении места звука в слове, в подборе слов с определённым звуком.
Познавательные УУД:
-развитие внимания, творческого мышления.
Коммуникативные УУД:
-проявлять готовность слушать собеседника и вести диалог.
Регулятивные УУД:
-формировать умения выполнять свои действия по образцу.
IV.Итог занятия. Рефлексия.
(3 минуты)
- Ребята, вы смогли помочь Медвежонку, потому что уже многому научились. Вы умеете на слух определять место звука в слове, делить слова на части, составлять схему слов, умеете читать. А скоро вы пойдёте в школу и получите еще больше знаний. Ты тоже старайся, Медвежонок, хорошо учиться в школе, потому что без знаний невозможно прожить на свете.
-Ребята, давайте вспомним, чем мы занимались сегодня на занятии?
-А что нового вы узнали?
-Ребята, давайте определим, кто сегодня на уроке был активным?
Медвежонок дарит им желтые цветы. А вы ребята все общались, все работали, все помогали Медвежонку. Вам он дарит красные цветы.
-Спасибо за работу!
-Мы помогли Медвежонку собрать слово «портфель».
-Играли в игры «Четвёртый лишний», «Мячик-смягчитель», «Закончи слово», «Мы художники», «Угадай загадку».
Называют активных детей.
Личностные УУД:
-широкая мотивационная основа учебной деятельности;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата.