Рабочая программа по спецкурсу русского языка Грамотейка


Пояснительная записка
В Федеральных государственных стандартах второго поколения по начальной школе особое внимание уделено развитию творческих способностей младших школьников не только на уроке, но и во внеурочной деятельности. Отсюда и такой повышенный интерес к проведению всевозможных творческих конкурсов, фестивалей и олимпиад различного уровня: от классных и общешкольных до всероссийских олимпиад и Интернет-конкурсов. Для этого необходимо проводить дополнительные занятия по выявлению креативных способностей и их активизации у младших школьников. Каждый учитель вправе предложить свою методику работы с младшими школьниками.
Курс «Грамотейка» рассчитан на учащихся 3 классов. Планируется провести в течение года 68 занятий, с периодичностью в 2 часа в неделю.
Цель:
-помочь учащимся изучать русский язык глубоко и пристально,
-познать сложную жизнь языка,
сформировать качественную сторону речевой деятельности.
дать знания о языке и речи, о разных языках,
выяснить, с чем связана красота и благозвучие русского языка,
исследовать значения слов и оттенки значения.
Задачи:
-содействовать интеллектуальному, нравственно-эстетическому развитию младших школьников через совершенствование их языкового мышления, речевой культуры, детского речевого творчества;
-пробуждать в детях чуткость к слову, языковую интуицию, развивать дар слова;
-привить интерес к русскому языку;
-углубить программный материал по предмету
-пробудить у ребят потребность к самостоятельной творческой работе над познанием родного слова и над своей речью.
В программе представлены следующие разделы:
Вводные занятия. Общая тема: «Язык – самое удивительное, что есть на свете!»
Основной курс. «Слово устное и письменное».
1.Что есть фонетика и графика.
2.Путешествие в страну Лексикологию.
3.Слово под микроскопом: морфемика и словообразование.
4.Забавные приключения в стране Морфологии.
5.Полезные советы, или как помочь себе стать Знайкой.
6.Загадки синтаксиса и пунктуации.
7.Секреты синтаксиса и пунктуации.
8.Исследование истории и значения устаревших слов из сказок, былин, исторических произведений; история общеупотребительных слов, имён, фамилийВозможна организация проектной деятельности по отдельным темам, например:
-проект «Устаревшие слова в сказках А.С.Пушкина»;
-проект «Что значат наши имена»;
-проект «А в старину говорили так…» (поиск по словарям устаревших названий предметов, которыми продолжаем пользоваться).
История названий городов, сёл, деревень, рек, озёр, улиц. Возможна проектная и поисковая деятельность учащихся:
-проект «Улицы нашего города» (установление истории названий);
-проект «Почему река (озеро, город, село, деревня) называется именно так».
Изучение этимологии в разделе «Мой Язык» можно представить в виде тем:
-Что такое язык? Зачем он человеку? Как люди получили удивительную способность - говорить?
-Происхождение языка: теория звукоподражания.
-Составление словаря детских слов;
-Почему только человек создал для себя язык?
-Много ли языков на Земле ?-Языки народов мира.
-Язык - средство общения .Народные пословицы о языке.
Изучение устной и письменной речи будет интереснее если использовать различные дополнительные источники информации.
-Как человек научился писать? Изобретаем свой способ письма.
-Лингвистическая игра «Пиктограммы». Кириллица и глаголица.
-Составление необычных словарей.
Прогнозируемый результат:
Учащиеся будут знать:
-историю происхождения родного языка;
-морфологию и словообразование;
-синтаксис и пунктуацию;
-архаизмы и этимологию;
Учащиеся будут уметь:
-писать проекты;
-составлять лингвистические словари;
-работать со справочной литературой и словарями;
Использованная литература:
Волина В.В. «Русский язык в стихах, рассказах, сказках – М.,АСТ. 1996 г.
Толковые словари Ожегова и Шведова;
Детские и взрослые энциклопедии;
Журнал «Воспитание школьников» ,2010 № 8;
Этимологический словарь;
Словарь В.И.Даля;
Методические разработки и пособия;
Тематическое планирование
№ Тема занятия Кол-во часов
1 Что такое язык? 2
2 Происхождение языка? 2
3 Составление словаря детских слов 2
4 Языки народов мира 2
5 Знакомство с этимологией 2
6 Лингвистические игры 2
7 Фонетика – это интересно 2
8 Меня зовут «Фонема» 2
9 Мы учимся транскрибировать 2
10 Орфография и орфоэпия 2
11 Умники и умницы 2
12 Морфемика2
13 Многозначность слов 2
14 Переносное значение слов 2
15 Язык жестов 2
16 Теория звукоподражания 2
17 Пиктография-рисуночное письмо 2
18 Практикум 2
19 Точка, точка,запятая 2
20 Практикум 2
21 Уильям Джонс-гармоническая личность 2
22 Мы пишем, пишем, пишем 2
23 Практикум 2
24 Лексика 2
25 Антонимичные словосочетания 2
26 Фразеологические обороты 2
27 Мы - писатели 2
28 Практикум 2
29 Мы - корректоры 2
30 Загадки 2
31 Пословицы 2
32 Ребусы 2
33 Шарады 2
34 Обобщающее занятие 2