Конспект организованной совместной деятельности по краеведению с детьми старшей группы «Путешествие по родному селу»

Конспект организованной совместной деятельности по краеведению с детьми старшей группы «Путешествие по родному селу»
1. Программное содержание:
1.1 учить детей составлять короткий рассказ о родном селе с опорой на схему;
1.2 продолжать учить отвечать на вопросы полным ответом, используя сложносочинённые и сложноподчинённые предложения;
1.3 упражнять в подборе родственных слов ;
1.4. закреплять в речи детей слова приветствия и прощания;
1.5 упражнять в умении произносить фразу отчетливо и внятно с разными интонациями (вопросительно, грустно, весело, удивлённо)
1.6 прививать любовь к родному краю, воспитывать гордость за свою малую родину;
1.7 закреплять знания о государственных символах ;
1.8 развивать мышление в игре «Разрезные картинки».
2. Предшествующая работа:
2.1 беседы с детьми о родном крае: об истории возникновения, о природе, достопримечательностях;
2.2 беседа о Родине и государственных символах;
2.3 рассматривание фотографий родного края;
2.4 экскурсии по селу (к памятнику, в краеведческий музей)
Ход:
Дети входят в группу и встают за воротами. (ширма)
- Мы сегодня с вами отправляемся в путешествие по родным местам, которые вот начинаются за этими воротами. Пройти через них сможет только тот, кто вспомнит слова приветствия. (Дети по очереди проходят в ворота произнося слова приветствия: здравствуйте, доброе утро, добрый день и т. д.)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
- Я хочу побеседовать с вами о. А вот о чем догадайтесь, прослушав стихотворение.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
- Нет тебя краше Родина наша,
Реки, озёра, леса и поля.
Берёзка у дома, что с детства знакома,
Всё это наша родная земля!
- О чем это стихотворение? (о Родине)
- Ребята, какие слова похожи на слово «Родина»? (родной, родня, родственник, родник, родимый)
-Что такое Родина? (страна, в которой мы родились и живём)
-Как называется наша страна? (Россия)
-Как называют нас, её жителей? (Россияне)
-Молодцы, ребята!
-Я приглашаю вас в путешествие по селу на ковре-самолёте.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
- А вот и он. Ой, ребята, да тут препятствие.
Игра «Разрезные картинки»
Чтобы попасть на ковёр-самолёт надо выполнить задания, собрать 2 изображения? Как вы думаете, что здесь может быть? (флаг и герб дети собирают из разрезных картинок, соревнуясь в парах)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Вот мы и добрались. Хоть это и сказочный самолёт, чтоб на нём полететь, нужен билет. Дети, да тут вопросы для пассажиров. Кто ответит на вопрос правильно и полным предложением, тот и получит билет и займёт своё место на ковре-самолёте.
1. Какие цвета присутствуют на флаге России?
2. Что обозначает белый цвет?
3. Что обозначает синий цвет?
4. Что обозначает красный цвет?
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
5. Какая птица изображена на гербе нашей страны?
6. Почему именно орёл изображён на гербе России?
7. Что изображено на груди орла?
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
8. Как одним словом называются герб и флаг?
9. Какой ещё символ есть у каждого государства?
10. Что такое гимн?
11. Как звучит гимн России?
12. В каких случаях звучит гимн страны?
Дети получают билеты и садятся на ковер
1, 2, 3 наш ковер - лети!
-Что-то мы не взлетаем. Я, кажется, догадываюсь! Я-то осталась без билета. Вот он - самый большой. Чтоб самолёт взлетел, вы должны закончить пословицы о Родине.
1. Нет земли краше, чем Родина наша
2. Одна у человека мать, одна и Родина
3. Кто за Родину горой, тот и герой
4. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей
(Звучит песня «С чего начинается Родина»)
- Вот мы и полетели над нашим селом. Я вижу школу. (Дети перечисляют достопримечательности села, с которыми они познакомились во время экскурсии)
- Красив наш край, прекрасен! Давайте про него песню споём.
Песня «Край, в котором мы живём» Сл. Ю. Энтина, муз. Г. Гладкова
- Приземляемся. Проходите, ребята, на стульчики,
Да. ребята, самым красивым и дорогим местом на земле мы считаем наш родной край, нашу малую Родину. Для нас с вами это наше село Лосево.
Появляется домовёнок Кузя.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
На метле своей волшебной
Где я только не летал.
Города, деревни, сёла-
Всю округу повидал!
Но признаюсь честно, братцы,
Вас нигде я не встречал.
Поскорей ответьте, дети,
Так куда же я попал?
- Здравствуй, домовёнок Кузя! Так ты в нашем селе впервые?
Кузя: Да, я пролетал мимо вашего села, а вокруг такая красота! Овраги, пруды, парк, ее и так вкусно пахнет пирожками. Вот я и решил приземлиться, узнать, что за село такое, как его звать-величать, да познакомиться с его жителями.
-Для приземления, Кузенька, ты выбрал самое подходящее место. Ты попал в детский сад, а наши дети про село всё знают, они тебе и расскажут.
-Все готовы? Слушай, Кузенька, внимательно.
-Соня, начинай рассказ (Ребёнок рассказывает о расположении села, его названии) .
Соня: В ноябре месяце 1697 года с западных областей на Дон к устью реки Битюг пришли 800 Заднепровских казаков с семьями. Они поселились на Красном острове (ныне это центр села Лосево).
В кратчайшие сроки они возвели крепость, внутри которой была возведена соборная церковь. Это поселение было названо Битюцкой слободой. А царь Пётр 1 назначил приказчиком этой слободы воронежского дворянина Петра Лосева. Царский приказчик должен был следить за вольными поселениями, исполнением ими всех указов.
После перевода Петра Лосева в другое место в память о нём поселение стало именоваться Лосевской слободой.
-А кто же жил в то время?
Юля: Коренными жителями слободы были украинцы. Они занимались разведением скота и мелким промыслом.
В настоящее время село Лосево многонационально, но основная часть населения относится к национальности-украинцы.
- О чем будет дальше рассказ? (о природе) Кто хочет продолжить?
Лера: Главным природным объектом села Лосево является река Битюг. Её недаром называют жемчуженой Черноземья. Эта спокойная река, считается одной из чистейших рек в России. В реке водятся раки-их можно наловить голыми руками. И кувшинки, которые цветут тут в изобилии. Войдите в реку! Чувствуете, какой ласковый песочек под ногами. А теперь посмотрите на воду! Она настолько чистая, что даже на глубине можно рассмотреть дно.
Домовёнок хвалит детей.
-О чём мы расскажем в заключении (о достопримечетельностях) А поможет нам в этом волшебный сундучок. Ой, а где же я его оставила?
Кузя: Не этот ли? Я его нашёл!
-Да, именно этот. Сундучок непростой, в нём лежат фотографии, но он откроется
только в том случае, если прозвучат волшебные слова
«Сундучок, сундучок, приоткрой свой бочок!» с определённой интонацией.
Дети произносят просьбу весело, грустно, удивлённо, вопросительно.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
-А теперь продолжим рассказ (Дети рассказывают о музее, детском саде,памятнике)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Сеня: Это детский сад. Ему уже более 40 лет. В нём живёт большая и дружная семья. В детском саду выросло несколько поколений. Сюда приходят шумные и любознательные малыши, скоторыми работают неравнодушные, знающие своё дело, педагоги.
-Кузя: А что на этой фотографии?
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Аня: Это краеведческий музей. В нём собраны экспонаты, которые существовали в далёкие времена. Музей хранит нашу историю и рассказывает нам о ней.
-Кузя: Расскажите мне про этот памятник.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Маша: Это братская могила, погибшим воинам в годы ВОв. Благодарные люди поставили этот памятник воинам -освободителям. Они защищали свою Родину от врагов. Их имена известны и память о них останется в веках.
-Молодцы, ребята!
- Ребята, а что на этой схеме? (машина времени) Сейчас мы перенесёмся в "будущее и представим наше село через много лет. Каким мы его представляем, что в нём
будет. (дети рассказывают)
-Ребята, все ваши мечты могут осуществиться. Для этого вы должны хорошо учиться в школе, а потом работать в нашем селе.
Кузя: Мне пора отправляться дальше, спасибо, ребята. (Уходит)
-А я бы хотела закончить наше путешествие четверостишьем
У Лосева- бескрайние просторы,
Парк, овраги, пруд и горы.
Лосево- наш край родной.
Наш любимый - твой и мой.
- Наше путешествие закончено.
Дети подходят к воротам и говорят слова прощания (до свидания, до новых встреч, до скорой встречи, всего доброго, будем рады видеть вас ещё.)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Конспект организованной совместной деятельности по краеведению с детьми старшей группы «Путешествие по родному селу»15